Моисеев Сергей Сергеевич
преподаватель
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Туапсинский социально-педагогический колледж»
специалистов были разработаны многие направления:
- классические концепции и модели подготовки специалистов в условиях стабильного государственно-общественного устройства (С.И. Архангельский, Н.А. Аитов, Н.Д. Никандров и др.),
- рассмотрены аспекты профессиональной подготовки специалистов (С.И. Архангельский, С.А. Батышев, Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.);
- разработана концепция учебной творческой деятельности (В.А. Андреев, А.А. Деркач, Ю.Н. Кулюткин и др.);
- определены проблемы формирования правовых знаний, умений и навыков в обучении и воспитании студентов (Е.Н. Белозерцев, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныхин, С.Я. Батышев и др.);
- выявлены индивидуальные и личностные особенности современного мира (А.Г. Ковалев, Ю.Н. Кулюткин, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.).
Решая проблему формирования правовых знания, умений и навыков в профессиональной сфере, целесообразно выделить ряд частных проблем:
- в чем сущность процесса формирования правовых знаний и умений в инновационных условиях;
- какова структура и содержание модели формирования правовых умений;
- как осуществить дифференциацию содержания учебных программ в зависимости от профиля обучения и их структурирование в систему, формирующую у выпускников мотивацию необходимости приобретения правовых умений и навыков;
- какова совокупность условий эффективного формирования профессиональных и правовых умений.
Успешность профессиональной деятельности специалиста во многом зависит от его готовности к данной деятельности, от уровня сформированности профессиональных умений, в том числе уровня правых знаний в профессиональной сфере.
Как показывают исследования (Г.Д. Бабушкина, А.Н. Двоеглазова, Н.В. Кузьминой), многие выпускники имеют недостаточный уровень сформированности правовых знаний, что затрудняет осуществление ими своих обязанностей.
В период профессиональной подготовки обучающиеся проходят углубленную специализацию по выбранной специальности.
Под обучением понимается формирование у обучающихся специальных знаний, умений и навыков в рамках основной профессионально-образовательной программы по данной специальности, учитывающее специфику будущей профессиональной деятельности специалиста данной квалификации, в рамках действующего законодательства.
Подлинным критерием качества знаний, полученных в профессиональном образовательном учреждении, является успешность их применения при решении практических задач в правовой сфере, процесс правового обучения должен быть направлен на формирование действий по применению полученных знаний, включая знания действующего законодательства.
В научном решении вопроса о природе умений и их взаимосвязи со знанием и навыком следует исходить из основных положений психологии человеческой деятельности, изложенной в трудах отечественных исследователей (Т.В. Габай, Е.В. Кузьмичева, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, В.А. Якунин).
Данные определения нашли свое отражение и в работах авторов, считающих, что обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить обучающихся системой умений и навыков, начиная от умения анализировать литературу до самостоятельного планирования работы, осуществления контроля за ее выполнением и внесения последующих корректив, данное определение актуально и для правовой сферы обучения.
Вторая сторона заключается в том, чтобы научить применять имеющиеся правовые знания в учении и практической деятельности.
Н.В.Кузьмина рассматривает умение как приобретенную человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях.
Когнитивный, мотивационный и операционный компоненты деятельности выделяет Г.Е. Залесский. Когнитивный компонент- это система усвоенных личностью на уровне убеждений «правовых знаний», понятий, правил, оценок, норм, ценностей. Мотивационный компонент- это мотивация, личностный смысл, который придается использованию способа ориентировки в правовом поле Российского законодательства.
Операционный компонент - совокупность обобщенных рациональных приемов познавательной деятельности, а именно: приемы оценочного анализа ситуаций и явлений, социального целеполагания, т.е. процесса выбора и постановки личных целей вмешательства в социальные ситуации с целью превращения ее в желаемую, целевую, но уже с учетом законодательства РФ
Овладение обучающимися системой знаний зависит не только от педагогического мастерства преподавателя профессиональной школы, обеспечивающего процесс усвоения обучающимися правовых знаний с помощью эффективных методов и приемов обучения, но и от степени проявления активности и самостоятельности самих обучающихся в учебной деятельности.
Интерес к знаниям, положительное эмоциональное отношение к ним с осознанием их значимости, стремление приобретать знания собственными усилиями -- все это относится к психологическому фактору обучающихся.
С учетом концепции были определены два основных пути:
- анализ роли традиционных форм и методов обучения и воспитания для формирования правовых знаний в профессиональной сфере;
- выявление значимости инновационных моделей обучения и воспитания правовой культуры.
Формирование правовых знаний, умений и навыков - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их обучающимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Общий смысл развития мотивации обучающихся к овладению правовыми навыками состоит в том, чтобы переводить обучающихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к правовому обучению - действенному, осознанному, ответственному.
Приобретение новых правовых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, действующим законодательством и дополнительной литературой, проведения сравнений и сопоставлений рассматриваемых правовых явлений, объектов.
Как уже говорилось выше, профессиональные умения, в том числе в области права формируются в результате действий, совершаемых субъектом.
Самыми эффективными формами обучения являются формы практического обучения, так как на практических занятиях, на основе теоретических знаний, происходит первоначальное овладение профессиональными умениями, а в ходе учебной практики, приближенной к производственным условиям, профессиональные умения совершенствуются, аналогичный процесс осуществляется и в отношении правовой культуры
Формированию правовых знаний, умений, навыков в том числе в профессиональной сфере, предшествует комплекс практических занятий, где формируются профессиональные и интеллектуальные умения - исследовательские, аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий в работах требует от обучающихся исследования информации, анализа процесса, объекта или явления, правовая оценка действий, проектирование деятельности на основе результатов анализа, определения конкретных путей правового решения практической задачи, с учетом действующего законодательства
Таким образом, у обучающихся в учреждении среднего профессионального образования формируются правовые знания, умения и навыки в рамках профессионально-образовательной программы, которые позволяют повысить уровень правового сознания обучающегося не только в процессе выполнения им профессиональной деятельности, но и жизнедеятельности человека и гражданина в целом.