Моисеев Сергей Сергеевич
преподаватель
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Туапсинский социально-педагогический колледж»
ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современных условиях к системе образования предъявляется все больше требований по подготовке образованных и всесторонне развитых специалистов. ФГОС СПО предполагает, что процесс обучения должен быть направлен на активность и самостоятельность студентов, в связи с чем необходимо внедрять в процесс обучения инновационные технологии.
На сегодняшний день в России нет ни одной сферы деятельности, на которую бы не повлияли инновации, и система образования не является исключением.
Одно из первостепенных требований, предъявляемых к обучающимся по программе среднего профессионального обучения, является формирование общих и профессиональных компетенций, в том числе приобретение и актуализация правовых знаний и умений, а также реализация своего поведения с нормами действующего законодательства. Однако реализовать данное требование возможно лишь путем активизации деятельности студентов в процессе обучения.
К сожалению, традиционная форма обучения данным требованиям отвечает не в полной мере, в связи с чем применение инновационных технологий обучения является весьма актуальным. Если рассмотреть понятие «Инновации», как составляющую образовательной системы, то можно отметить, что оно понимается как технологии, идеи, взгляды, методы, средства и иные модернизированные нововведения, применяемые педагогами и образовательными учреждениями, с целью совершенствования правового образования.
Современный педагог Ю. Н. Егорова отмечает, что использование инноваций в образовательном процессе способствует повышению эффективности обучения. Правовые дисциплины, изучаемые в средних профессиональных учреждениях, зачастую характеризуются определенной сложностью и для их усвоения недостаточно просто заучить полученный на лекции материал.
Педагогическими исследованиями доказано, чем активнее студент включен в процесс обучения, тем выше уровень усвоения знаний, и, кроме того, при таком подходе формируются определенные умения и навыки.
Инновационные технологии обучения праву характеризуются тем, что способствуют повышению учебно-познавательного интереса, активизации деятельности студентов, как в самостоятельной, так и в групповой форме, формированию умений и навыков правоприменения и т. д.
Многие педагоги-исследователи отмечают преимущество инновационных технологий обучения праву перед традиционными технологиями, например, данный аспект отмечен в работе А. А. Алексеева [3].
Рассмотрим подробнее отдельные виды инновационных технологий, применяемых в процессе обучения праву в средних профессиональных организациях.
- Игровые инновационные технологии. Особого внимания при обучении праву заслуживает такая форма технологий, как деловая игра. Например, данную форму можно применить при изучении гражданского и гражданско-процессуального права, организовав имитированный судебный процесс по гражданским спорам.
Так, предметом спора может быть определено возмещение морального вреда, спор в связи с неисполнением условий гражданско-правового договора и т. д. Особенностью данной формы обучения является то, что студенты полностью погружаются в процесс обучения не только в момент организации игры, но и в процессе подготовке к ней. Роли, такие как судья, истец, ответчик, эксперты и т. д., определяются заранее.
Каждому участнику необходимо всесторонне изучить вопросы, касающиеся не только их непосредственной деятельности, но и всего процесса, чтобы уверенно чувствовать себя в игре и суметь отстоять свою позицию и соблюсти ряд обязательных правил.
Отметим также то, что педагог имеет возможность включить в образовательный процесс абсолютно всех студентов группы, продумав сценарий, и предусмотрев роли для каждого из них. Однако можно отметить и недостатки указанной формы обучения.
Например, игры всегда требуют тщательной подготовки и проводятся как полноценное самостоятельное занятие, что делает невозможным их включение на различных этапах занятия. Помимо судебного процесса, в правовом обучении применяются такие игры, как имитационный процесс заседания СБ РФ, интеллектуальные игры по типу «Как стать миллионером», «Своя игра» и т. д.
- Кейс-метод. Указанная инновационная технология обучения в настоящее время приобретает особую популярность. В основе кейс-метода по праву, как правило, заложен правовой казус - проблемная правовая ситуация, требующая решения. При этом, кейс обычно включает в себя определенный алгоритм действий, позволяющий студентам поэтапно прийти к решению.
Стоит отметить, что кейс-технология универсальна, так как может применяться в рамках любой правовой темы, дисциплины и даже этапа занятия.
- Метод - дебаты. Дебаты являются одной из активных технологий обучения праву, в рамках которой обсуждаются актуальные правовые вопросы. При этом, участвуя в данном формате обучения, у студентов формируются ряд необходимых умений и навыков, такие как коммуникативность, умение работать в команде, высказывать свою точку зрения, отстаивать правовую позицию и т. д.
Зачастую в рамках правового обучения применятся формат мини-дебатов, который предполагает классическую структуру проведения, но более сжатые временные рамки, что позволяет применять их в процессе обучения (например, во второй половине занятия, с целью закрепления пройденного материала и обсуждения проблемных и дискуссионных вопросов).
Среди наиболее востребованных технологий, можно выделить проблемное и проектное обучение, дискуссии, наглядные инновационные материалы, такие как разработанные интеллект-карты, стендовые доклады, презентации, документальные фильмы и пр. Педагог имеет возможность не только применять уже существующие инновационные технологии, но и совершенствовать их с учетом темы, предмета, особенностей студентов, их интересов и собственных возможностей.
Таким образом, инновационные технологии, применяемые в процессе обучения праву в средних профессиональных организациях, характеризуются эффективностью и результативностью, в сравнении с традиционными методами обучения, и поэтому должны найти свое отражение в образовании на постоянной основе. Это позволит добиться лучших результатов в правовом обучении и подготовить специалистов, отвечающих требованиям современного общества и востребованных на рынке труда.
Литература:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70710002/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (01.03.2023)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (01.03.2023) Алексеев, А. А. Традиционные и инновационные технологии преподавания права // Юриспруденция. - 2011. - № 1. С. 32–35.
Актуальные аспекты применения инновационных технологий в процессе изучения права в организациях среднего профессионального обучения / А. Е. Ахматынова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 46 (441). - С. 101-102. - URL: https://moluch.ru/archive/441/96545/ (дата обращения: 10.03.2023).