Красноюрченко Екатерина Александровна
Педагог-психолог
МБОУ Первомайская СОШ
Томская обл., с. Первомайское
План-конспект занятия по психологии для 5-х классов (период адаптации)
Учитель: Красноюрченко Екатерина Александровна
Тема занятия: «Я и учёба»
Цель занятия: Сформировать понимание того, что успех в учении почти полностью зависит от самих учащихся, от их желания и воли.
Задачи:
- Учить анализировать свою учебную деятельность, делать выводы, рассуждения.
- Формировать желание улучшить учебные достижения, обучать детей приемам самоанализа и самооценки.
- Воспитывать потребность в учении, добросовестного отношения к учебному труду. Убедить в необходимости знаний
Планируемые результаты: сформировать чувство собственной ответственности за получение знаний, определить роль знаний в жизни человека, убедить, что быть образованным, грамотным – это быть хорошо развитым и приспособленным в жизни
Тип занятия: тренинг
- Ритуал приветствия. Упражнение «Давайте поздороваемся».
Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся не совсем обычным способом – локтями.
Цель: создание непринуждённой атмосферы, раскрепощение, объединение классного коллектива, развитие креативности
Инструкция: в свободном порядке дети начинают здороваться, прикасаясь друг к другу локтями, говоря при этом «Привет, как дела?». Поздороваться необходимо с каждым из класса.
Итак, мы поздоровались, ребята. Здорово было? (ответы детей)
Теперь садитесь на свои места, сегодня у нас очень важная тема. Для чего вы приходите в школу? (ответы детей). Конечно, всё из перечисленного важно, но самое главное – вы приходите в школу для того, чтобы учиться, трудиться и добывать знания.
- Беседа-обсуждение «Каковы роль знаний в жизни человека»
Из капель – море, из постигнутых знаний – мудрость. Согласны? (ответы детей) А теперь вспомните пословицы и поговорки, которые вы знаете про ученье, труд и знания (ответы детей). Правильно, ребята! Человек без знаний, что земля без полива. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Ведь без знаний жизнь подобна «тьме» - значит, наполнена необразованностью, глупостью. Без ученья и стараний невозможно стать достойным и счастливым человеком. Но ученье не просто даётся, нужно приложить много усилий, чтобы много знать и уметь.
- Методика «Незаконченные предложения»
Цель: диагностика преобладающих мотивов в учении у подростков.
Инструкция: учитель предлагает каждому ученику написать начало каждого предложения и самостоятельно закончить его.
- В свободное время я занимаюсь…
- Всё познать невозможно, но хочется знать…
- Учусь для того, чтобы (?)…
- Мои любимые книги… (и почему?)
- Смысл жизни для меня (в чём?)…
- Я повседневно реализую свои (что?)…
- Занятия, которые мне безразличны (какие?)
- Мини-лекция «Как организовать свои занятия?» (слайды)
Цель: информирование подростков об эффективных способах организации и самоподготовки.
Ребята, у всех вас дома есть ваше рабочее место? То место, где вы делаете уроки. (ответы детей) Хорошо. Теперь послушайте общие правила его организации.
Прежде, чем приступить к выполнению домашнего задания, необходимо правильно организовать своё рабочее пространство.
Слайд 1.
Общие правила организации рабочего места:
Прежде всего, на рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Иначе придется терять время на поиски нужной вещи.
Слайд 2.
Очень важно также обеспечить на рабочем месте чистоту. Чем чище рабочее место, тем легче работать.
Слайд 3.
На рабочем месте надо обеспечить соответствующий предстоящей работе порядок. Так, источник света должен находится слева. Всё, что вам понадобится, лучше держать с одной стороны (чаще слева), сделанное и использованное перекладывать на право.
Слайд 4.
Поставьте на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Слайд 5.
За работу никогда не надо браться круто, натиском, сразу. Начинай готовиться понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся начать сначала с самого легкого, а потом переходи к изучению трудного материала.
Слайд 6.
Чередуйте умственный и физический труд.
Слайд 7.
Обязательно делайте перерывы для отдыха: каждый час последние 10 минут надо или лежать, закрыв газа или посидеть, закрыв глаза. (Упражнение для расслабления глазных мышц «Смотрим в темноту», «Пишем в воздухе буквы глазами», «Горизонт-дом напротив-окно»)
Обсуждение. Как вы организуете свою работу? Исходя из вышесказанного, как вы оцениваете организацию своих занятий, что собираетесь изменить?
Вы всё запомнили? Обязательно пользуйтесь правилами.
А теперь давайте поиграем. Вставайте в круг.
- Игра «Выпутываемся из проблем».
Цель: раскрепощение, объединение классного коллектива, поиск выхода из запутанной ситуации
Выбирается водящий, а остальные участники, образуя круг, начинают запутываться, меняя своё положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Задача водящего- распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение.
Понравилась игра? Отлично, а теперь занимайте свои места.
- Релаксационное упражнение.
Цель: Расслабление, снятие напряжения.
Представьте, что вы очень мягкий поролоновый мячик. Теперь со всей силы попытайтесь этот мячик сжать, все мышцы приведите в напряжение – сожмите зубы, кулаки, сильно-сильно зажмурьте глаза. Вы очень напряжены. А теперь откройте глаза, раскройте ладошки, расслабьте челюсти. Мячик снова принимает первоначальную форму. Почувствуйте, как это приятно — расслабиться. Давайте опять сожмём со всей силы мячик. Сильнее! Хорошо! А теперь снова расслабьтесь, приоткройте рот, пусть ваши челюсти отдохнут. Как хорошо вот так отдохнуть. Расслабьтесь, пусть отдохнет всё ваше тело. Почувствуйте, как расслабились все ваши мускулы. Отлично!
- Дискуссия «Школьная оценка».
Цель: формирование положительной учебной мотивации, снятие чувства тревоги подростков связанной с системой оценивания знаний.
Учитель задаёт вопросы:
Зачем нужна оценка? Можно ее заменить, если да, то чем? Может быть «2» это не такая уж плохая оценка, а совсем наоборот? Хорошая оценка всегда ли это показатель хороших знаний и наоборот (плохая оценка - показатель отсутствия знаний)? Что важнее знания или оценка?
Обсуждение: Важно, чтобы каждый высказал свое отношение.
- Рефлексия занятия.
Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Изменилось ли ваше настроение к концу занятия? Узнали ли вы что-то новое сегодня? Будете ли использовать это в жизни? Чему научились сегодня? Что было самым интересным? (ответы детей). Молодцы, ребята, мы плодотворно поработали.
- Домашнее задание.
А теперь домашнее здание: наведите порядок на своём рабочем месте по правилам и найдите картинку для повышения интеллектуальной активности.
До встречи на следующем уроке!