Кузмицкайте Лина Альбиновна
ГКУ СО КК «Ейский СРЦН»
Краснодарский край, город Ейск
Тренинг «Мифы и факты»
Цель упражнения: помочь подросткам разобраться в противоречиях, мифах, стереотипах и неправильных суждениях, бытующих в нашем обществе; научиться распознавать признаки насилия, в том числе в собственной жизни.
Материалы: таблички с мифами; таблички с вариантами ответов; клейкие листочки.
Ведущий выставляет табличку с одним из мифов. Ниже таблички располагает таблички с ответами. Группе предлагаете прочитать миф, подумать и выбрать один из ответов. Затем каждый из участников подходит к табличке с выбранным ответом, прикалывает свой клейкий листочек и остается у этой таблички. Затем каждая группа обосновывает свой выбор. Если после дискуссии выбор изменился, то участник присоединяется к другой группе. Затем смотрим, какой ответ получил большее количество голосов, и подводятся итоги.
- Какие чувства, мысли возникают у Вас при таком распределении ролей в семье: «Мужчина ходит на работу и зарабатывает, обеспечивает «внешние связи» семьи и окружающего мира. От женщины зависит «погода в доме» — взаимоотношения членов семьи и ведение домашнего хозяйства (уборка, приготовление пищи и пр.)».
1. Это традиционно для нашей культуры и ничего с этим не поделаешь. |
2. Это удобно как для мужчины, так и для женщины. |
3. Этот стереотип устраивает только мужчин и обществу необходимо его осознание и изменение. |
4. Другой вариант. |
- Если отношения между девушкой и ее парнем напряженные, с частыми конфликтами, это:
1. Неумение девушки стерпеть, сгладить ссору. |
2. Повод задуматься - стоит ли продолжать такие отношения. |
3. Отсутствие у каждого из них навыков бесконфликтного общения. |
4. Другой вариант. |
III. Привычка девушки «выносить сор из избы», рассказывать своей близкой подруге, матери о неурядицах в отношениях со споим парнем - это:
1. Способ защиты от насилия в отношениях с парнем, возможность поделиться своими переживаниями. |
2. Верное и быстрое средство испортить отношения с парнем окончательно. |
3. Женская реакция на неприятности - неумение «держать язык за зубами». |
4. Другой вариант. |
- Контроль парнем всех встреч девушки, с которой он встречается (всегда должен знать, где и с кем она находится), - это:
1. Достаточно невинная форма его ревности, ревнует, значит, небезразличен к ней. |
2. Способ ограничить ее права и проявить свою власть. |
3. Вполне понятное любопытство. |
4. Другой вариант. |
- Раздражение парня в случае, если девушка, с которой он встречается, разговаривала с другим парнем, выбирала одежду и макияж по своему усмотрению - это:
1. Невинная ревность. |
2. Способ ограничить ее права и проявить свою власть. |
3. Естественная в таком случае реакция. |
4. Другой вариант. |
- Возможность «перевоспитать» парня, у которого уже были случаи физического насилия (побои, пощечины и др.) по отношению к девушке, с которой он встречается, - это:
1. Осуществимо при должном терпении девушки, ее и его родственников. |
2. Дело совершенно нереальное, С таким необходимо расстаться. |
3. Пословица «Бьет - значит, любит» в большинстве случаев верна и «перевоспитывать» нет смысла. |
4. Другой вариант. |
VII. Какие чувства, мысли возникают у вас при прослушивании высказывания: «Если есть такая возможность, женщине лучше заниматься детьми и домом, а не работать. Работающая жена - это траты на няню, нерациональное ведение хозяйства, дорогие (так как совершаются в спешке) покупки»? |
|
1. Прекращение всякой деловой активности жены — это ограничение ее человеческой самоценности, ее интересов. |
2. Очевидно, что в этом случаи муж заботится о семье, о детях, о жене. |
3. Неполный рабочий день в таком случае устроит и жену, и мужа. |
4. Другой вариант. |
VIII. Какие чувства, мысли возникают у вас при прослушивании высказывания: «Если совершено изнасилование девушки, то большая часть вины за происшедшее — на самой жертве, так как она это спровоцировала (нескромной одеждой, поведением)». |
|
1. Совершенно верно, так чаще всего и происходят подобные случаи. |
2. Ответственность за акт насилия - исключительно на самом насильнике. |
- Наблюдали ли вы проявления насилия в отношениях между женщинами и мужчинами (в собственной семье, в семьях родственников, знакомых)?
1. Это достаточно редкие случаи. |
2. Достаточно часто, неоднократно. |
3. Очень распространенная форма отношений, если учитывать «мелкие» проявления, чаще насыпаемые «несправедливостью». |
4. Другой вариант. |
Упражнение «Не рискуй!»
Цель упражнения: снижение риска насилия.
Рекомендации к упражнению. Начните упражнение с обсуждения. Что нужно сделать, чтобы избежать насилия? Разработайте вместе с группой несколько простых советов-рекомендаций.
Пример:
- Узнай человека прежде, чем начнешь с ним встречаться. Избегай быть наедине до тех пор, пока вы не узнаете друг друга получше.
- Всегда предупреждай кого-нибудь о том, куда ты собираешься пойти и когда ты вернешься.
- Четко обозначь свои личностные границы. Дай знать своему партнеру, что ты не потерпишь никакого насилия, обсудите границы дозволенного в сексуальных отношениях.
- Контролируй себя и то, что происходит с тобой. Не употребляй алкоголь и наркотики. Имей план самостоятельного возвращения домой. Всегда имей при себе номер телефона знакомых, кому сможешь позвонить и попросить отвезти тебя домой, телефон и деньги на такси.
- Не торопи отношения — помни, необходимо время, чтобы появилось доверие. Отношения развиваются слишком быстро, если человек, с которым ты встречаешься, постоянно тебе звонит, всегда хочет быть только с тобой, давит на тебя, чтобы отношения сразу же стали более серьезными. Такое внимание, конечно, может льстить. Но также это может быть и признаком того, что этот человек склонен к агрессивному поведению.
- Знай, как разрешать конфликты мирным путем. Умей не соглашаться без криков и споров, не используй унижения при выяснении отношений. Убедительное общение - это ключ к разрешению разногласий. Агрессивные люди пытаются контролировать других, а убедительные - отстаивают свои права, уважая права других». Говори за себя, т. е. используй «Я — утверждения» во время разговора. Избегай обвинять или обзывать другого человека.
- Запланируй разговор. Дайте друг другу время для того, чтобы остыть после конфликта. Злость мешает трезво рассуждать и принимать решения. Выбери время и безопасное место, где ты сможешь поговорить. Придерживайся предмета разговора. Говори о настоящем, не вспоминай прошлых ошибок.
Разделите участников на группы и дайте задание - создать кодекс своих прав. По окончанию работы каждая группа зачитывает свой кодекс, который обсуждают и добавляют все участники занятия.
- У меня есть право на жизнь без насилия.
- У меня есть право сказать «нет» тому, кто может причинить мне вред или внутреннее неудобство.
- У меня есть право на все мои чувства и эмоции и на то, чтобы выражать их людям, которым я доверяю.
- Я обладаю ответственностью выражать свои эмоции таким образом, чтобы они не причиняли вред окружающим.
- У меня есть право сказать окружающим о том в чем я нуждаюсь.
- У меня есть право просить и принимать помощь, если что-то беспокоит меня или может причинить мне вред.
- У меня есть право выбрать не насильственный образ поведения по отношению к другим людям.