Митюшкина Светлана Юрьевна
Старший воспитатель
МБОУ Наро-Фоминская СОШ №4 с УИОП
Московская область, Наро-Фоминский г.о., д.Таширово
Взаимодействие специалистов детского сада для сохранения здоровья ребенка как основа его успешного коммуникативного развития»
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской федерации» указано, что государство в сфере образования должно обеспечить всестороннюю заботу о здоровье учащихся. Именно поэтому воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольной образовательной организации. В период обновления системы дошкольного образования, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание.
В образовательной организации должен быть создан комплекс психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, социально-гигиенических системных мер, обеспечивающих ребенку психологическое и физическое благополучие, морально-нравственную, комфортную среду пребывания в детском саду.
Для этого необходима четкая и слаженная работа всех специалистов дошкольной организации. Именно поэтому в последнее время существуют в ДОО профессиональные объединения представителей разных профессий в единую комплексную психолого-медико-педагогическую службу (ПМПС), целью которой является оказание поддержки детям, родителям и педагогам по сохранению и укреплению здоровья детей. Научиться работать не рядом, а вместе – главная задача деятельности дошкольных педагогов.
На уровне нашего дошкольного учреждения основой взаимодействия всех педагогов (педагогов-психологов, воспитателей, инструктора по физической культуре, учителей-логопедов, музыкального руководителя) является единая система индивидуального и комплексного динамического развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Данная система позволяет решить проблемы профилактики и улучшения состояния здоровья путем создания специальных условий, использования комплекса коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих становление личности ребенка и ориентирующих педагогов на его индивидуальные особенности.
Задачи
- содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе с целью сохранения и укрепления их здоровья;
- осуществлять профилактику возможных отклонений в психологическом и физическом развитии;
- обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в образовательно-воспитательном процессе;
- повышать медико-психолого-педагогическую компетентность родителей.
Дети, поступающие в ДОУ, имеют трудности, отражающие разную природу, связанные с соматическим здоровьем, так же нарушениями в эмоционально-волевой сфере, общении, поведении.
Поэтому важно создать условия, в которых ребенку будет максимально комфортно в детском саду, где он может реализовывать себя в различных видах детской деятельности, познавая тайны окружающего мира, а главное, испытывая успешность и радость общения со сверстниками и взрослыми.
Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации малыша к ДОУ и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ, а также интеграция действий всех специалистов дошкольного учреждения.
Объединение усилий родителей и сотрудников ДОУ, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении - все это обеспечивает малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду даже в раннем возрасте.
Взаимодействие в работе начинается с психолого-педагогического обследования, которое проводится педагогом-психологом и логопедом ДОУ. Цель обследования – выявление проблем в развитии детей, определение уровня общего и речевого развития каждого ребенка и оказание первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, выстраиванию взаимодействия с педагогами, родителями, сверстниками. В первые две недели сентября педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели, и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на заседаниях психолого-педагогического консилиума обсуждают результаты диагностики, затем приступают к планированию коррекционно-развивающей работы.
Одной из форм взаимодействия воспитателя со специалистами, является «Тетрадь взаимодействия», в которой отражены рекомендации специалистов по проведению индивидуальной работы воспитателя с детьми. Воспитатель реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, и детьми с особыми образовательными потребностями. Планирует и корректирует образовательные задачи совместно с другими специалистами с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника по результатам педагогической диагностики (мониторинга). Воспитатель ежедневно планирует и реализует индивидуальную работу с воспитанниками по рекомендациям специалистов.
Необходимо помнить, что узкий специалист обладает широкими знаниями в своей области, и его главная задача состоит в оказании помощи воспитателям и родителям группы по раскрытию всех способностей дошкольника. Именно воспитатель несет основную ответственность за культурное развитие ребенка.
Процесс культурного развития включает в себя:
- овладение культурно заданными средствами действий с предметами,
- овладение культурно заданными средствами отношений с другими людьми,
- овладение культурно заданными средствами владения собой, своей психической деятельностью, своим поведением.
Через взаимодействие с людьми, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность — потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности.
Что же побуждает ребенка вступить в общение?
- потребность во впечатлениях,
- потребность в активной деятельности,
- потребность в признании и поддержке.
Таким образом, стержнем общения, является потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений.
Для успешного формирования коммуникативных умений должны быть обеспечены психолого-педагогические условия:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
- организацию предметно-пространственной среды;
- создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
- стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
- устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
- обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
- моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками.
Важным моментом в организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ является правильно спланированная деятельность в работе всех педагогов. Не только воспитатели, но и специалисты должны знать содержание всех разделов программы. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты.
Таким образом, воспитатели и специалисты детского сада – достойные и равноправные партнеры. Именно такой характер взаимодействия обеспечит успех всей работы, поможет решению сложных задач – задач личностно-ориентированного образования. Взаимодействие всех участников в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.
«Мы, взрослые, просто обязаны идти по жизни рядом с детьми, идти вместе и дружно рука об руку, локоть к локтю, а главное – ум к уму и доброта к доброте! И тогда у нас все получится. Просто не может не получиться» (Публицист, журналист, теоретик педагогики Соловейчик С. Л.)
Перейти к публикациям в сборнике для педагогов