Мальцева Светлана Владимировна
Воспитатель
ГБОУ ШКОЛА 1324
г.Москва
- Тема Теория и технологии развития речи дошкольников
- План
- Основы методики развития речи детей дошкольного возраста.
- Программы, современные технологии развития речи. Цель и задачи развития речи в детском саду, средства, методы и прием осуществления.
- Методика развития словаря.
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Методика формирования грамматического строя речи.
- Методика развития связной речи.
- Художественная литература. Основы методики литературного развития детей дошкольного возраста.
- Подготовка детей к усвоению грамоты.
- Создание условий для правильного развития речи. Планирование и учет работы по развитию речи.
- Введение
Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на
- формирование правильной устной речи
- и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
фундаментальные: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.
прикладные: 1) чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения); 2) как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи); 3) почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).
- Основы методики.
Язык, речь возникли в ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности.
Этим определяется
важнейший принцип методики - овладение языковыми формами; развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.
В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.
Естественнонаучную основу методики составляет учение Ив. Пет. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы формирования речи.
И. П. Павлов рассматривал речь, прежде всего, как кинестетические импульсы, идущие в кору от органов речи.
«Все внешние и внутренние раздражения, все вновь образующиеся рефлексы, как положительные, так и тормозные, немедленно озвучиваются, опосредствуются словом, т. е. связываются с речедвигательным анализатором и входят в словарный состав детской речи»1.
Слово приобретает для ребенка роль условного раздражителя на 8 - 9-м месяце его жизни2.
Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности.
«Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией процесс принятия и передачи сообщений». Психологическая природа речи раскрыта Ал. Н. Леонтьевым на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским.
Психолингвистическая - речь характеризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий.
Это означает:
детей следует обучать правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции. В результате формируются автоматизированные речевые навыки (произносительные, лексические, грамматические).
Но для речевой деятельности этого недостаточно. У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения. Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи (побуждать к речевой активности), а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку.
Лингвистическая - учение о языке как знаковой системе.
Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического.
- Умения и навыки.
Речевой навык — это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию.
Речевое умение — особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.
Ал. Ал. Леонтьев считает, что навыки - это «складывание речевых механизмов», а умение - это использование данных механизмов для различных целей.
Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания. Следовательно, речевые умения включаю комбинирование языковых единиц, применение которых в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер.
Развивать языковую способность ребенка- значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.
Виды речевых умений:
- говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме,
- аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформлении,
- излагать свои мысли в письменной речи,
- читать, т. е. понимать речь в ее графическом изображении.
Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
- ФГОС ДО Образовательная область «речевое развитие».
ФГОС ДО определили основную цель образовательной области «Речевое развитие»: Обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Содержание:
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ФГОС целевые ориентиры:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,
может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось (как писал К. Д. Ушинский) развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи.
- Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического.
- Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога.
Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи (развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте и чтению, подготовка мелкой моторики руки).
- Принципы
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
- Принцип развития языкового чутья («чувства языка»).
Языковое чутье неосознанное владение закономерностями языка. Нужно поощрять различные упражнения в форме игрового манипулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них ребенок имеет возможность развивать свое восприятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка в активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий.
Перцептивные действия - структурные единицы процесса восприятия у человека, которые
обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Принцип обеспечения активной речевой практики
- Программы и технологии
- «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой.
- Развитие речи в детском саду. / В.В. Гербова –М.: Мозаика – Синтез, 2005 г.
- Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.
- Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. / Максаков А.И. – М.: 1987.
- Учите, играя. / Максаков А.И., Тумакова Г.А. – М.: Просвещение, 1983.
- Ознакомление дошкольников со звучащим словом. / Тумакова Г.А. – М.: Просвещение, 1991.
- Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет./ Гриценко З. – М., 1997.
- Знакомим дошкольников с литературой. / Ушакова О.С – М.: Сфера, 1998.
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия / сост В.В. Гербова, Н.П. Ильчук – М, 2005
- Программа «От рождения до школы».
В каждой комплексной программе есть образовательная область «Речевое развитие».
Программа «От рождения до школы» определила задачи работы следующим образом:
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
- Средства развития речи
- Общение взрослых и детей (любая деятельность, особенно – игра; общение со сверстниками);
- Культурная языковая среда
- Обучение родной речи в ходе совместной образовательной деятельности
(обучение родной речи и языку на занятиях - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Основная деятельность - речевая. )
- Художественная литература
- Различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр)
- Занятия по другим разделам программы
Развитие речи осуществляется на занятиях по другим разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык выступает средством обучения природоведению, математике, музыке, изобразительной деятельности, физической культуре.
- Требования к занятиям
- Тщательная предварительная подготовка к занятию.
Определить задачи, содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения, продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.
- Соответствие материала занятия возрастным возможностям и организована на
достаточном уровне трудности.
Обучение должно иметь развивающий характер.
- Воспитательный характер занятия
Определяется содержанием материала, характером организации обучения и взаимодействия воспитателя с детьми.
- Эмоциональный характер занятий.
Интерес к занятиям, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала, эмоционального настроя, психологическим комфортом детей.
- Структура занятия должна быть четкой.
Обычно 3 части
Вводная - устанавливаются связи с прошлым опытом, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности
Основная- решаются главные задачи занятия, условия для активной речевой деятельности детей
Заключительная - краткая и эмоциональная, обобщить знания, полученные на занятии.
- Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям.
- Правильная организация занятий.
Отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям, непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.
- Учет результатов занятия
Позволяет намечать пути дальнейшей работы с детьми как на последующих занятиях, так и в других видах деятельности.
- Связь занятия с последующей работой по развитию речи.
Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.
В младших группах требуется много наглядности, эмоциональных игровых приемов, сюрпризных моментов. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.
В средней группе возможно ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук з»). Повышаются требования: говорить по очереди, по возможности фразами. Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.
В старшей и подготовительной к школе группах больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. В наглядности все больше используются картины - настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Воспитатель теперь руководит занятием, способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа.
- Методы развития речи
Наглядные - направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем
- метод наблюдения и его разновидности (экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов).
- опосредованные методы (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные - применяются реже, во всех словесных методах используются наглядные приемы.
- чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические - направлены на применение и совершенствование речевых навыков и умений
- дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Между ними нет резкой границы
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:
словесные, наглядные и игровые.
словесные приемы - речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
наглядные приемы - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
игровые приемы могут быть словесными и наглядными.
- Другая классификация методов и приемов развитии я речи
РЕПРОДУКТИВНЫЕ воспроизведение готового речевого материала
- метод наблюдения и его разновидности,
- рассматривание картин,
- чтение художественной литературы,
- пересказ,
- заучивание наизусть,
- игры-драматизации по содержанию литературных произведений,
- дидактические игры
ПРОДУКТИВНЫЕ создание собственных связных высказываний
- обобщающая беседа,
- рассказывание,
- пересказ с перестройкой текста,
- рассматривание картин,
- метод моделирования,
- творческие задания,
- дидактические игры на развитие связной речи
- Методические приемы:
СЛОВЕСНЫЕ - речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос (репродуктивный, поисковый, вспомогательный)
- ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец, указание)
- КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ)
НАГЛЯДНЫЕ- показ (иллюстраций,положения органов артикуляции, картин…)
ИГРОВЫЕ - игровой персонаж,сюрпризный момент, разные виды игр
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа
Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, соответствовать возрасту детей, выражать основную мысль
В педагогической практике все приемы используются комплексно в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Словесные приемы
Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо).
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх).
Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.
- Виды занятий
от ведущей задачи:
- по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов)
- по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа)
- по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению)
- по обучению связной речи (беседы, рассказывание)
- по ознакомлению с художественной литературой
от применения наглядности:
- занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.)
- занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры)
- занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)
от этапа обучения:
- речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа)
- речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).
от количества участников:
-фронтальные (со всей группой)
-индивидуальные.
от дидактических целей:
по сообщению нового материала
по закреплению знаний, умений, навыков
по обобщению и систематизации знаний
итоговые или проверочные
комбинированные (смешанные)
интегрированные
РАЗДЕЛЫ МЕТОДИКИ
- Методика развития словаря
Развития словаря - целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
3 год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса.
к 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500
6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов.
Составляет основу речевого развития детей. В словаре отражается содержание речи. Проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений. Воспитатель должен сопровождать словом свои действия и действия детей.
- Основные задачи
- обогащение, закрепление и уточнение словаря;
Усвоение новых и уточнение имеющихся в лексиконе слов, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
У детей слово не всегда связано с представлением о предмете, наполнение слов их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
- активизация словаря;
Слышать речь и воспроизводить ее много раз, т.к. при восприятии участвует, в основном, слуховой анализатор, а в говорении еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
Слово вводить в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
Уточнять значения слов лучше на основе противопоставления (антонимов и сопоставления слов, близких по значению).
Усваивать оттенки значений слов, развивать гибкость словаря, употреблять слов в связной речи, в речевой практике.
- устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
- Методы
- накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря)
- метод наблюдения (Е. И. Тихеева)
- речевой образец
Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми.
- показ картин с малознакомым содержанием (сопровождается речевым образцом)
- художественная литература (чтением стихов, загадок, пословиц, поговорок, загадок, объяснение и толкование новых слов, сопоставление их с уже известными, постановкой вопросов)
- многократное проговаривание слов детьми в разном контексте.
- закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны
- рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,
- дидактические игры,
- чтение художественных произведений,
-дидактические (словарные) упражнения.
- Воспитание звуковой культуры речи
Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона.
Основные компоненты звуковой культуры речи:
- интонация (ритмико-мелодическая сторона)
- система фонем (звуки речи).
Задачи воспитания звуковой культуры речи
развитие речевого слуха для восприятия звуков родной речи
обучение правильному звукопроизношению;
воспитание орфоэпической правильности речи;
овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);
Помимо обучения произношению звуков проводится работа по воспитанию умения пользоваться ритмико-мелодической стороной в зависимости от задач и условий общения.
выработка четкой дикции.
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в, т. к. именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.
Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.
При обучении звукопроизношению следует опираться на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический. Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Речь формируется под контролем слуха, в основе звукопроизношения лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.
Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет - затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка.
Занятия по воспитанию звуковой культуры важны для подготовки детей к обучению грамоте: перед ребенком стоят задачи не только правильно слышать и произносить звуки, но и научиться анализировать звуковой состав слова и соотносить звуки с буквами.
Дети учатся слышать каждый звук в слове, отделять его от соседних, знать, из каких звуков состоит слово, какова их последовательность
Причины, предрасполагающие и осложняющие процесс
Формированию правильного звукопроизношения способствует
- особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка,
- интерес ребенка к звукам речи и способность ребенка к подражанию
Причины речевых нарушений
- органические - прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией. Обратному развитию они не подлежат;
- функциональные - когда нет изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.
Этапы работы над звуком
- подготовительный - подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи.
Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.
- становление звуков речи, или постановка звука.
Создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.
- закрепление и автоматизация звуков.
Введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи (речевого звука) в более сложные последовательные речевые структуры (слова и фразы), затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработка новых.
- этап дифференциации смешиваемых звуков.
В основе его дифференцировочное торможение.
- Формы обучения
- на занятиях:
- дидактические игры на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Кто кричит»;
- рассказ-драматизация с игрушками;
- рассказ воспитателя с включением высказываний детей;
- игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили».
- задания на составление детьми чистоговорок (бы-бы-бы - идет дым из трубы; са-са-са - к нам летит оса и т. п.);
- игры-упражнения для развития артикуляции и интонации;
- сказки о Веселом язычке (Книга Н. А. Герман и М. Г. Генинг «Воспитание у дошкольников правильной речи» (Чебоксары, 1971)).
- вне занятий, в разных режимных процессах:
(играть в лошадки, изображать жуков и т.д. в подвижных играх, на прогулке; элементы артикуляционной и дыхательной гимнастик в зарядках и физкультминутках, шепотная речь в спальне, добиваться тщательного пережевывания твердой пищи в процессе еды и т.д.)
- Грамматический строй родного языка
Грамматика — это наука о строе языка, о его законах, представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис.
Культура фонематического слуха занимает в процессе усвоения грамматического строя одно из ведущих мест. Основой является формирование грамматических обобщений.
Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и
языковых обобщений.
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку
грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью и
грамматика русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и
исключений из правил.
Морфологические (изменение слов по родам, числам, падежам) и синтаксические (способы словообразования, типы словосочетаний и предложений) стороны речи развиваются параллельно.
Без овладения грамматикой невозможно речевое общение. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.
- Задачи и пути
- Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
- Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
- Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов — словообразования.
Пути формирования грамматически правильной речи:
— создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
— специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
— формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
— исправление грамматических ошибок.
- Занятия по обучению грамматическим навыкам
- Специальные занятия, основное содержание которых - формирование грамматически правильной речи.
Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложений.
- Часть занятия по методике развития речи.
а) грамматические упражнения на материале занятия.
младшая группа, рассматривание картины «Кошка с котятами» упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка не видно лап); предложить детям составить простые предложения о котятах («Что делает черный котенок? Что делает рыжий котенок?»).
б) грамматическое упражнение не связанные с программным содержанием занятия
- Занятия по другим разделам программы (постоянно упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм).
- Методы и приемы
Методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.
- дидактические игры, игры-драматизации - главным образом, с детьми младшего и среднего возраста и с целью развития синтаксической стороны речи;
- словесные упражнения - преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста и с целью развития синтаксической стороны речи;
- рассматривание картин,
- пересказ коротких рассказов и сказок,
- коммуникативные ситуации,
- художественные тексты.
Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов, пересказы побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры.
- Связная речь
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся
предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь - речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Основная функция связной речи -коммуникативная.
Осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе. Связная речь может быть, ситуативной и контекстной.
Происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Уровень речевого развития зависит от уровня развития общения.
На 1 г. ж. в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.
К н. 2 г. ж. появляются первые осмысленные слова, но они имеют смысл целого предложения. К к. 2 г. ж. слова начинают грамматически оформляться.
На 3 г. ж. быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются естественной и первоначальной формой речи - диалогической, которая тесно связана с практической деятельностью и является ситуативной речью. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. К 4 -5 г. - переход от ситуативной к контекстной речи.
- Задачи и содержание обучения связной речи
Диалогическая речь – основная форма общения детей дошкольного возраста. Важно учить вести диалог. В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения - монолога. Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.
Монолог зарождается в недрах диалога (Ф. А. Сохин).
- ранний возраст - развитие умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт; развивают инициативную речь ребенка, побуждают обращаться к взрослому и детям, формируют умение задавать вопросы.
- младшая группа - свободное вступление в общение, развитие разговорной речи на основе просьб, вопросов, впечатлений, игр, содержания литературных текстов, рассматривания картинок, предметов, объектов природы;
- средняя группа - развитие речевой инициативы и самостоятельности, отвечать на вопросы и задавать их, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях в монологической речи
- старший возраст - развитие индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, учить более точно задавать вопросы и отвечать на один и тот же вопрос по-разному, участвовать в общей беседе, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей
- Диалогическая речь. Методы и приемы.
Разговор с детьми— наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.
Приемы:
словесные поручения
совместная деятельность
игры (дидактические, подвижные с диалогами)
речевые ситуации.
- Диалогическая речь. Методы и приемы.
Беседа как метод обучения — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседа - активный и эффективный метод развития мышления (вопросо - ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать), активизации словаря. Необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей.
Евгения Александровна Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач.
- Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
- Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
- Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
Приемы
вопросы указания
объяснение
рассказ
обобщение
ответы самого воспитателя.
- Монологическая речь. Типы высказываний (по способу изложения)
Описание - это характеристика предмета в статике. Текст, который начинается с общего тезиса – определения предмета, затем идет перечисление признаков, свойств… и завершается оценкой предмета.
В детском саду дети описывают картинки, игрушки, рисунки, предметы, интерьер, явления природы, людей, животных.
Повествование - это связный рассказ о каких-нибудь событиях, о развивающихся действиях и состояниях ( о фактах, о состоянии и настроении, о переживаниях). Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. Последовательность событий определяется их фактическим ходом, структура повествования более жесткая: завязка- кульминация-развязка.
Дети составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность, реалистические и сказочные, по картине и серии картин. Важно обучить способам организации зачинов: однажды, летом, жили- были…
Рассуждение - это текст, включающий причинно- следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит тезис, логическое изложение материала в форме доказательства и вывод. Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.
Формы обучения:
- беседа
- анализ текста
-составление плана и рассказа по нему
- использование схем и моделей
- упражнения
- Рассказывание
Рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
- рассказывание по игрушкам;
- рассказывание по картинам;
- рассказывание из опыта (опирается на представления, полученные в процессе наблюдений, разных видов деятельности, и отражает переживания и чувства ребенка);
- творческие рассказы (о вымышленных событиях).
В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.
- Приемы обучения рассказыванию:
- совместное рассказывание (совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает)
- образец рассказа (краткое живое описание предмета, события)
- анализ образца рассказа (привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа)
- план рассказа (2 — 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность).
- коллективное составление рассказа (дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми) и составление рассказа по частям Моделирование (схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта)
Этапы:
- младший возраст:
- тщательно продуманные вопросы
- рассказ воспитателя, как образец
- совместное рассказывание
- средняя
- рассказ по схеме
- старший
- частичный образец – план
- последовательное составление
- составление по рисунку
- Рассказывание по игрушкам
В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности.
Виды игрушек:
- дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
- сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;
- готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
- наборы, составленные воспитателем или детьми (мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака).
Виды занятий по игрушкам:
- описание игрушки
- сюжетные рассказы (повествования) и рассказ по набору игрушек по типу игры-драматизации
Задачи по возрастам:
младшая группа - научить детей сосредоточиваться при рассматривании, отвечать на вопросы по их описанию.
средняя группа -самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них (уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения).
старший возраст - игрушка занимает меньшее место, к описанию предъявляются более высокие требования и дается более полное описание признаков.
39.Рассказывание по картине
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Структура и приемы, подготавливающие детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию. Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. (Э. П. Короткова)
Виды:
- описание предметных картин
- описание сюжетной картины
- рассказ по последовательной сюжетной серии картин (учатся рассказывать в определенной последовательности)
- повествовательный рассказ по сюжетной картине (придумывает начало и конец к изображенному эпизоду) .
- описание пейзажной картины и натюрморта мастеров искусства (сочетать с наблюдениями природы, восприятием поэтических и музыкальных произведений).
Этапы:
младшая группа - закрепление, углубление и расширение детского опыта, учатся рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию (вопросы, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений).
средняя группа - учатся видеть не только главное, но и детали, рассматривать и описывать (по вопросам, по образцу)
старший возраст - могут рассматривать по частям, описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжета картины, названия картины.
- Рассказывание из опыта
Рассказы из опыта опираются на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.
Уже на 4 году жизни детей можно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя.
Е. И. Тихеева, Л. А. Пеньевская, Э. П. Короткова.
Виды:
- рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия);
- рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).
Приемы обучения.
вспомогательные вопросы,
образец рассказа воспитателям
план рассказа,
указания,
анализ и оценка детских рассказов,
подсказ нужного слова,
совместный рассказ воспитателя и ребенка
составление письма (Е. И. Тихеевой) (Письменная речь высшая форма связной речи).
- Творческое рассказывание
Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка, рассказы, которые дети придумывают сами. Элемент творчества есть в любом детском рассказе.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве
Виды:
- рассказы реалистического характера;
- сказки;
- описания природы;
- поэтические сочинения.
Приемы обучения:
- старшая группа
- рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам (воспитатель «сочиняет» вместе с
детьми). Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ.
- придумывание детьми продолжения авторского текста;
- сочинение считалок, загадок.
- подготовительная к школе группа
- придумывание продолжения и завершения рассказа;
- вспомогательные вопросы;
- план в виде вопросов;
- придумывать сказки (начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты)
сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки, загадки - (повторение рифмованных слов увлекает детей)
- придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему (самое трудное задание).
Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочинений.
- Пересказ
Пересказ - осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи, сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.
В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту
Требования к текстам:
- иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;
- быть доступными по содержанию (знакомые герои, понятными мотивами поступков);
- иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий Особое значение имеет динамичность сюжета.
- написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.
- доступны по объему.
Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой.
Структура занятий по пересказу:
- Вводная часть (создание интереса, подготовке к восприятию текста: вступительная беседа, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки).
2.Первичное чтение произведения (сообщаются название, автор).
- Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.
- Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
- Пересказы детей.
- Заключительная часть занятия (драматизацию произведения).
- Пересказ. Этапы:
ранний возраст - слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.
младшая группа- учатся пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы, драматизацию знакомых сказок.
средняя группа - пересказывают содержание сказок и рассказов, которые они услышали впервые;
старший возраст - связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.
- Художественная литература
В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание:
- воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Восприятие художественной литературы - активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.
младший дошкольный возраст - зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
средний дошкольный возраст - изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
старший дошкольный возраст - начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
- Методы и структура занятий
Чтение воспитателя по книге или наизусть
Рассказывание воспитателя
Инсценирование (метод вторичного ознакомления)
Заучивание наизусть
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.
Структура
- знакомство с произведением (обеспечить правильное и яркое восприятие путем художественного слова)
- беседа о прочитанном (уточнение содержания и формы, средств художественной выразительности)
- повторное чтение (закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого).
- Методика заучивания стихотворения
Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, в которых налицо образность, предметность, лаконизм, короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия
Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.
Задачи:
- Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
- Учить детей читать стихи выразительно.
Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении.
Требования к заучиванию стихов.
- не рекомендуется заучивать стихи хором, разучивать стихи надо индивидуально
Е. И. Тихеева «Читая хором, дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».
- стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
- не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии.
Психологи отмечают, что необходимо от 8 до 10 повторений в течение какого-то отрезка времени, рекомендуют менять форму повторения: читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
- учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы
- создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе.
Важно читать детям стихи, заучивать не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.
48.
Структура
- знакомство с произведением
- пауза после чтения педагога (пережить минуты эмоционального сопереживания)
- анализ произведения (с целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению, помочь детям понять трудные, еще раз их послушать)
- вопросы по произведению (лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста)
- повторное чтение
- воспроизведение стихотворения детьми
Можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.
Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы:
- игровые и драматизация с игрушками;
(стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака)
- доказывание детьми рифмующегося слова;
- чтение по ролям стихов написанных в диалогической форме;
- частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.
Выразительное чтение ребенка зависит
от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох),
умения регулировать силу голоса,
темп речи,
от хорошей артикуляции звуков и слов.
Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
- Создание условий для правильного развития речи
Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей.
В каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
Требования:
- удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
- эстетичность оформления -уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет какого-либо писателя, предметы народно-прикладного искусства.
- периодическая сменяемость материала
- говорим о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т. д.).
В уголке полочки или витрины: книги, репродукции, тематические альбомы, портреты писателей,
материал для ремонта книг, декорации для теневого театра, фланелеграфа, диафильмы.
младшие группы уголок книги организуется не сразу: 3 - 4 книги, подходящие для детей по несколько экземпляров, отдельные картинки, тематический альбом. книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто,
средняя группа - 4- 5 книг, альбомы, реквизит теневого театра, диафильмы, Книги-картинки любимые детьми, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. Можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.
Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью.
старшая и подготовительная к школе группы – 8 -10 книг, детские журналы. сказки, произведения русских классиков и современных писателей, о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них.
с учетом интересов детей, юбилейных дат, времен года, задач воспитания.
Знакомство с художниками - иллюстраторами детской книга.
- ФОТО
- Подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).
Русское письмо - звукобуквенное. Поэтому в современной методике принят звуковой
аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
Первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.
Г. А. Тумакова, Журова Н.
Направления:
- ознакомление детей со словом- вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
- ознакомление с предложением- выделение его как смысловой единицы из речи;
- ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
- ознакомление со слоговым строением слова членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.