ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Мальцева Светлана Владимировна

Воспитатель

ГБОУ ШКОЛА 1324

г.Москва

 

 

 

  1. Тема Теория и технологии развития речи дошкольников
  2. План
  3. Основы методики развития речи детей дошкольного возраста.
  4. Программы, современные технологии развития речи. Цель и задачи развития речи в детском саду, средства, методы и прием осуществления.
  5. Методика развития словаря.
  6. Воспитание звуковой культуры речи.
  7. Методика формирования грамматического строя речи.
  8. Методика развития связной речи.
  9. Художественная литература. Основы методики литературного развития детей дошкольного возраста.
  10. Подготовка детей к усвоению грамоты.
  11. Создание условий для правильного развития речи. Планирование и учет работы по развитию речи.

 

  1. Введение

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целе­направленного педагогического воздействия.

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она изучает за­кономерности педагогической деятельности, направленной на

  • формирование правильной устной речи
  • и навыков ре­чевого общения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

фундаментальные: а) исследование процессов овладения детьми род­ным языком, речью, речевым общением; б) изучение за­кономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.

прикладные: 1) чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обуче­ния); 2) как учить (какие условия, формы, средства, ме­тоды и приемы использовать для развития речи); 3) поче­му так, а не иначе (обоснование методики развития речи).

 

  1. Основы методики.

Язык, речь возникли в ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности.

Этим определяется

важнейший принцип методики - овладение языковыми формами; развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.

   

  В процессе общения ребенок не пассивно принимает рече­вые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Естественнонаучную основу методики составляет учение Ив. Пет. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы форми­рования речи.

 

И. П. Павлов рассматривал речь, прежде всего, как кине­стетические импульсы, идущие в кору от органов речи.

«Все вне­шние и внутренние раздражения, все вновь образующиеся рефлексы, как положительные, так и тормозные, немед­ленно озвучиваются, опосредствуются словом, т. е. связы­ваются с речедвигательным анализатором и входят в сло­варный состав детской речи»1.

Слово приобретает для ребенка роль условного раздражителя на 8 - 9-м месяце его жизни2.

Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности.

 

«Речевая деятельность представля­ет собой активный, целеустремленный процесс, опосре­дованный языковой системой и обусловливаемый ситуа­цией процесс принятия и передачи сообщений». Психологическая природа речи раскрыта Ал. Н. Леонть­евым на основе обобщения этой проблемы  Л. С. Выготс­ким.

Психолингвистическая - речь харак­теризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий.

 

Это означает:

детей следует обучать  правиль­но выполнять отдельные акты, речевые действия и операции. В результате фор­мируются автоматизированные речевые навыки (произноси­тельные, лексические, грамматические).

Но для речевой дея­тельности этого недостаточно. У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения. Необходимо создавать условия для возникновения мо­тива речи (побуж­дать  к речевой активности), а также для планирования и реализации рече­вых актов в процессе обучения речи и языку.

Лингвистическая - учение о языке как знаковой системе.

 

Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетичес­кого, лексического, словообразовательного, морфологичес­кого, синтаксического.

 

  1. Умения и навыки.

Речевой навык — это речевое действие, достигшее сте­пени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию.

Речевое умение — особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых на­выков.

 

Ал. Ал. Леонтьев считает, что навыки - это «складыва­ние речевых механизмов», а умение - это использование данных механизмов для различных целей.

Навыки облада­ют устойчивостью и способностью к переносу в новые ус­ловия, на новые языковые единицы и их сочетания. Следовательно, речевые умения включаю комбинирование язы­ковых единиц, применение которых  в любых ситуациях об­щения и носят творческий, продуктивный характер.

Развивать языковую способность ребенка- зна­чит развивать у него  коммуникативно-речевые умения и навыки.

Виды речевых умений:

  • го­ворить, т. е. излагать свои мысли в устной форме,
  • аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформле­нии,
  • излагать свои мысли в письменной речи,
  • читать, т. е. понимать речь в ее графическом изоб­ражении.

 

Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

Овладение родным языком, развитие речи является од­ним из самых важных приобретений ребенка в дошколь­ном детстве и рассматривается в современном дошколь­ном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

 

  1. ФГОС ДО Образовательная область «речевое развитие».

 

ФГОС ДО определили основную цель образовательной области «Речевое  развитие»:  Обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Содержание:

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие

звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных

жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

ФГОС целевые ориентиры:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,

может выражать свои мысли и желания,

может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

 

 

  1. Цель и задачи развития речи детей

 Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и на­выков речевого общения с окружающими на основе овла­дения литературным языком своего народа.

 

В отечественной методике одной из главных целей рече­вого развития считалось (как писал  К. Д. Ушинский) развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письмен­ной речи.

 

  • Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического.
  • Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога.

Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи (развитие фонематического слуха, подготовка к об­учению грамоте и  чтению, подготовка мелкой моторики руки).

 

  1. Принципы
  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  • Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
  • Принцип развития языкового чутья («чувства языка»).

Язы­ковое чутье неосознанное владение закономернос­тями языка. Нужно поощрять различные упражнения в форме игрового мани­пулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бес­смысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них ребенок имеет возможность развивать свое вос­приятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка в активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий.

Перцептивные действия - структурные единицы процесса восприятия у человека, которые

обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.

  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  • Принцип обеспечения активной речевой практики

 

  1. Программы и технологии
  • «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой.
  • Развитие речи в детском саду. / В.В. Гербова –М.: Мозаика – Синтез, 2005 г.
  • Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.
  • Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. / Максаков А.И. – М.: 1987.
  • Учите, играя. / Максаков А.И., Тумакова Г.А. – М.: Просвещение, 1983.
  • Ознакомление дошкольников со звучащим словом. / Тумакова Г.А. – М.: Просвещение, 1991.
  • Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет./ Гриценко З. – М., 1997.
  • Знакомим дошкольников с литературой. / Ушакова О.С – М.: Сфера, 1998.
  • Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия / сост В.В. Гербова, Н.П. Ильчук – М, 2005

 

  1. Программа «От рождения до школы».

 

В каждой комплексной программе есть образовательная область «Речевое развитие».

Программа «От рождения до школы» определила задачи работы  следующим образом:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 

  1. Средства развития речи
  • Общение взрослых и детей (любая деятельность, особенно – игра; общение со сверстниками);
  • Культурная языковая среда
  • Обучение родной речи в ходе совместной образовательной деятельности

 (обучение родной речи и языку на занятиях - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством вос­питателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Основная деятельность - речевая. )

 

  • Художественная литература
  • Различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр)
  • Занятия по другим разделам программы

Развитие речи осуществляется на занятиях по дру­гим разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык выс­тупает средством обучения природоведению, математике, музыке, изобразительной деятельности, физической куль­туре.

 

  1. Требования к занятиям
  2. Тщательная предварительная подготовка к занятию.

Определить  задачи, содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения, продумать структуру и ход занятия, подготовить соответ­ствующий наглядный и литературный материал.

  1. Соответствие материала занятия возрастным возмож­ностям и организована на

достаточном  уровне трудности.

Обучение должно иметь раз­вивающий характер.

  1. Воспитательный характер занятия

Определяется содер­жанием материала, характером организации обучения и взаимодействия воспитателя с детьми.

  1. Эмоциональный характер занятий.

Интерес к занятиям, кото­рый поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности мате­риала, эмоционального настроя, психологическим комфортом детей.

  1. Структура занятия должна быть четкой.

Обычно 3 части

 Вводная - устанавливаются связи с прошлым опытом, создаются соответству­ющие мотивы предстоящей деятельности

Основная- решаются главные задачи занятия, условия для активной речевой деятельности детей

Заключитель­ная - краткая и эмоциональная, обобщить знания, полученные на заня­тии.

  1. Оптимальное сочетание коллективного характера обу­чения с индивидуальным подходом к детям.
  2. Правильная организация занятий.

Отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям, непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосфе­ры общения, при которых дети видят лица друг друга, на­ходятся на близком расстоянии от воспитателя.

  1. Учет результатов занятия

Позволяет наме­чать пути дальнейшей работы с детьми как на последую­щих занятиях, так и в других видах деятельности.

  1. Связь занятия с последующей работой по развитию речи.

Для выработки прочных навыков и умений необходи­мо закрепление и повторение материала на других заняти­ях, в играх, труде, в общении в быту.

 

В младших группах требуется много наглядности, эмоциональных игровых приемов, сюрпризных моментов. Первое время от детей не требуют индиви­дуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

В средней группе возможно ста­вить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук з»). Повышаются требования: говорить по очереди,  по воз­можности фразами. Появляются новые виды занятий: экс­курсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.

В старшей и подготовительной к школе группах больше занятий словесного характера: различные виды рассказыва­ния, используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах,  анализ звуковой структуры слова, состава предложе­ний, специальные грамматические и лексические упражне­ния, словесные игры. В наглядности все больше используются картины - на­стенные и настольные, мелкие, раздаточные. Воспитатель  теперь руководит занятием, спо­собствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. В подготовитель­ной к школе группе занятия приближаются к урокам школь­ного типа.

 

  1. Методы развития речи

Наглядные - направлены на накопление содержания речи и обеспечи­вают связь двух сигнальных систем

  • метод наблю­дения и его разновидности (экскурсии, осмотры помеще­ния, рассматривание натуральных предметов).
  • опосредованные методы (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, расска­зывание по игрушкам и картинам).

Сло­весные - применяются реже, во всех сло­весных методах используются наглядные приемы.

  • чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рас­сказывание без опоры на наглядный материал.

Практические - направлены на применение и  совершенствование рече­вых навыков и умений

  • дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упраж­нения, пластические этюды, хороводные игры.

 

Между ними нет резкой границы

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:

словесные, наглядные и игровые.

словесные приемы - речевой образец, повторное проговаривание, объяс­нение, указания, оценка детской речи, вопрос.

наглядные приемы - показ иллюстративного ма­териала, показ положения органов артикуляции при обу­чении правильному звукопроизношению.

игровые приемы могут быть словесными и нагляд­ными.

 

  1. Другая классификация методов и приемов развитии я речи

РЕПРОДУКТИВНЫЕ воспроизведение  готового речевого  материала

  • метод наблюдения  и его разновидности,
  • рассматривание картин,
  • чтение художественной  литературы,
  • пересказ,
  • заучивание наизусть,
  • игры-драматизации  по содержанию литературных  произведений, 
  • дидактические игры

ПРОДУКТИВНЫЕ создание собственных связных высказываний

  • обобщающая беседа,
  • рассказывание,
  • пересказ с перестройкой текста,
  • рассматривание картин,
  • метод моделирования,
  • творческие задания,
  • дидактические игры на развитие связной речи

 

  1. Методические приемы:

СЛОВЕСНЫЕ - речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос (репродуктивный, поисковый, вспомогательный)

  • ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец, указание)
  • КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ)

НАГЛЯДНЫЕ-  показ (иллюстраций,положения органов артикуляции, картин…)

ИГРОВЫЕ -  игровой персонаж,сюрпризный момент, разные виды игр

 

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа

Вопросы должны быть четкими, целенаправленными,  соответствовать  возрасту детей, выражать основную мысль

В педагогической практике все приемы используются комплексно  в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

  1. Словесные приемы

Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо).

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх).

Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.

 

  1. Виды занятий

от ведущей задачи:

  • по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов)
  • по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа)
  • по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению)
  • по обучению связной речи (беседы, рассказывание)
  • по ознакомлению с художественной литературой

 от применения наглядности:

  • занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.)
  • занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры)
  • занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)

от этапа обучения: 

  • речевой навык формируется впервые  (совместное рассказывание, образец рассказа)
  • речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).

 от количества участников:

-фронтальные (со всей группой)

-индивидуальные.

 от дидактических целей:

по сообщению нового материала

по закреплению знаний, умений, навыков

по обобщению и систематизации знаний

итоговые или проверочные

комбинированные (смешанные)

интегрированные

 

РАЗДЕЛЫ  МЕТОДИКИ

  1. Методика развития словаря

 Развития словаря - целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длитель­ный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование уме­ния использовать их в конкретных условиях общения.

 

3 год жизни - период наибольшего увеличения активного сло­варного запаса.

к 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500

6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов.

 

Составляет основу речевого развития детей. В словаре  отражается содержание речи. Проводится на основе  ознакомления с окружающей жизнью.  Словотворчество является показа­телем освоения морфологических элементов языка, с ко­торыми связано количественное накопление слов и разви­тие их значений. Воспитатель должен сопровождать словом свои действия и действия  детей.

 

  1. Основные задачи
  • обогащение,  закрепление и уточнение словаря;

Усво­ение новых и уточнение имеющихся в  лексиконе слов, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

У детей слово не всегда связано с представлением о предмете, наполнение слов их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обоб­щением, которое в них выражено, развитие умения пользо­ваться общеупотребительными словами.

  • активизация словаря;

Слышать речь и воспроизводить ее мно­го раз, т.к. при восприятии участвует, в основном, слуховой анализатор, а в говорении  еще и мускульно-двигательный и кинестетический  анализаторы.

Слово вводить в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Уточнять значения слов лучше на основе противопоставления (антонимов и сопоставле­ния слов, близких по значению).

Усваивать от­тенки значений слов,  развивать гибкость словаря,  употреблять слов в связной речи, в речевой практике.

  • устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

 

  1. Методы
  • накопле­ния содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря)

- метод наблюдения (Е. И. Тихеева)

- речевой образец

 Используются специальные приемы привлечения внима­ния детей к слову: интонационное выде­ление слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми.

- показ картин с малознакомым содержанием (сопровождается ре­чевым образцом)

- художественная литература (чтением стихов,  загадок, пословиц, поговорок,  загадок, объяснение и толкование новых слов, сопоставление их с уже известными, постановкой вопросов)

- многократное проговаривание слов детьми в разном контексте.

 

  • закрепление и активизацию словаря, раз­витие его смысловой стороны

- рассматрива­ние игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,

- дидактические игры,

- чтение художествен­ных произведений,

-дидактические (словарные) упражне­ния.

 

  1. Воспитание звуковой культуры речи

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона.

 

Основные компоненты звуковой культуры речи:

  • интонация (ритмико-мелодическая сторона)
  • система фонем (звуки речи).

Задачи воспитания звуковой культуры речи

развитие речевого слуха для восприятия звуков родной речи

обучение правильному звукопроизношению;

воспитание орфоэпической правильности речи;

овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

Помимо обучения произношению звуков проводится работа по воспитанию умения пользоваться ритмико-мелодической стороной в зависимос­ти от задач и условий общения.

выработка четкой дикции.

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в, т. к. именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.

 

Большинство звуков формиру­ется в правильном виде не сразу, а постепен­но, через промежуточные, переходные звуки.

При обучении звукопроизношению следует опираться на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактиль­ный, кинестетический. Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слу­хового и речедвигательного анализаторов. Речь формируется под контролем слуха, в основе звукопроизношения лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.

Всякое отступление от правильного произношения в воз­расте свыше 5 лет - затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка.

Занятия по воспитанию звуковой культуры важны  для подготовки детей к обучению грамоте: перед ребенком стоят задачи не только пра­вильно слышать и произносить звуки, но и научиться ана­лизировать звуковой состав слова и соотносить зву­ки с буквами.

Дети учатся слышать каждый звук в слове, отделять его от соседних, знать, из каких звуков состоит слово, какова их последователь­ность

 

Причины, предрасполагающие и осложняющие процесс

Формированию правильного звукопроизношения способствует

  • особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка,
  • интерес ребенка к звукам речи  и способность ребенка к подражанию

Причины речевых нарушений

  • органические - прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрально­го отдела нервной системы, связанного с речевой функци­ей. Обратному развитию они не подлежат;
  • функциональные - когда нет изменений анато­мических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.

Этапы работы над звуком

 - подготовительный - подготов­ка речевого аппарата к овладению звуками речи.

Он вклю­чает подготовку речедвигательного аппарата, его мотори­ки, речевого слуха, речевого дыхания.

- становление звуков речи, или постановка звука.

Создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зритель­ными ощу­щениями. В большинстве случаев необходимо одновремен­но затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.

- закрепление и автоматизация звуков.

Введение вновь созданной и закрепленной относи­тельно простой связи (речевого звука)  в более сложные последовательные речевые структуры (слова и фразы), заторма­живание старых неправильных динамических стереотипов и выработка новых.

- этап дифференциации смешиваемых звуков.

В ос­нове его  дифференцировочное торможение.

 

  1. Формы обучения

- на занятиях:

  • дидактические игры на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Кто кричит»;
  • рассказ-драматизация с игрушками;
  • рассказ вос­питателя с включением высказываний детей;
  • игры с эле­ментами движений типа «Поезд», «Автомобили».
  • задания на со­ставление детьми чистоговорок (бы-бы-бы - идет дым из трубы; са-са-са - к нам летит оса и т. п.);
  • игры-упражнения для развития артикуляции и интонации;
  • сказки о Веселом язычке (Книга Н. А. Герман и М. Г. Генинг «Воспитание у дошкольников правильной речи» (Чебоксары, 1971)).

- вне занятий, в разных режимных процессах:

(играть в лошадки, изображать жуков и т.д. в подвижных играх, на прогулке; элементы артикуляционной и дыхательной гимнастик в зарядках и физкультминутках, шепотная речь  в спальне, добиваться тщательного пережевывания твердой пищи в процессе еды и т.д.)

 

 

 

  1. Грамматический строй родного языка

Грамматика — это наука о строе языка, о его законах, представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис.

Культура фонематического слуха занимает в  про­цессе усвоения грамматического строя одно из ведущих мест. Основой является фор­мирование грамматических обобщений.

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и

языковых обобщений.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку

грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью и

грамматика русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и

исключений из правил.

Морфологические (изменение слов по родам, числам, падежам) и синтаксические (способы словообразования, типы словосочетаний и предложений)  стороны речи развиваются параллельно.

Без овладения грамматикой невозможно речевое общение. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и  умениями в речевом общении, в связной речи.

 

  1. Задачи и пути
  2. Помочь детям практически освоить морфологичес­кую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
  3. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
  4. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов — словообразования.

Пути формирования грамматически правильной речи:

—  создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

—  специальное обучение детей трудным грамматичес­ким формам, направленное на предупреждение ошибок;

—  формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

— исправление грамматических ошибок.

 

  1. Занятия по обучению грам­матическим навыкам
  2. Специальные занятия, основное содержание которых - формирование грамматически правильной речи.

Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным граммати­ческим формам, по словообразованию, по построению предложений.

  1. Часть занятия по методике развития речи.

а)  грамматические упражнения  на матери­але занятия.

младшая группа, рассматривание картины «Кошка с котятами» упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка не видно лап); предложить детям составить простые предложения о котятах («Что делает черный котенок? Что делает рыжий котенок?»).

б)  грамматическое упражнение не связанные с  программным содержанием занятия

  1. Занятия по другим разделам программы (постоянно упраж­нять детей в правильном употреблении грамматических форм).

 

  1. Методы и приемы

Методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.

  • дидактические игры, игры-драма­тизации - главным образом, с детьми младшего и среднего возраста и с целью развития синтаксической стороны речи;
  • словесные упражнения - преимущественно с детьми старшего до­школьного возраста и с целью развития синтаксической стороны речи;
  • рассматривание картин,
  • пересказ коротких рассказов и сказок,
  • коммуникативные ситуации,
  • художе­ственные тексты.

Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов, пересказы побуждают ребенка использовать различ­ные синтаксические структуры.

 

  1. Связная речь

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся

предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь - речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Основная функция связной речи -коммуникативная.

Осуществляется в двух основных формах диалоге и мо­нологе. Связная речь может быть, ситуативной и контекстной.

Происходит постепенно вмес­те с развитием мышления и связано с усложнением дет­ской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Уровень речевого развития зависит от уровня развития об­щения.

На 1 г. ж. в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связ­ной речи.

К н. 2 г. ж. появля­ются первые осмысленные слова, но они имеют смысл целого предложения. К к. 2 г. ж.  слова начинают грамматически оформляться.

На 3 г. ж. быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возраста­ет словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются естественной и первона­чальной формой речи - диалогической, которая тесно связана с практической деятельностью и является ситуативной речью. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. К 4 -5 г. - переход от ситуативной к контекстной речи.

 

  1. Задачи и содержание обучения связной речи

Диалогическая речь – основная форма общения детей дошкольного возраста. Важно учить вести диалог. В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения - монолога. Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

Монолог зарождается в недрах диа­лога (Ф. А. Сохин).

  • ранний возраст - развитие умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный ре­чевой контакт; развивают ини­циативную речь ребенка, побуждают обращаться к взрос­лому и детям, формируют умение задавать вопросы.
  • младшая группа - свободное вступление в общение, развитие разговорной речи на основе просьб, вопросов, впе­чатлений, игр, содержания литературных тек­стов, рассматривания картинок, предметов, объектов природы;
  • средняя группа - развитие речевой инициативы и самостоятельности, отве­чать на вопросы и задавать их, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях в монологической речи
  • старший возраст - развитие индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, учить более точно задавать вопросы и отвечать на один и тот же вопрос по-разному, участвовать в общей беседе, дополнять, ис­правлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей

 

  1. Диалогическая речь. Методы и приемы.

Разговор с детьми— наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

Приемы:

словесные поручения

совместная деятель­ность

игры (дидактические, подвижные с диалогами)

речевые ситуации.

 

  1. Диалогическая речь. Методы и приемы.

Беседа как метод обучения — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседа - активный и эффективный метод развития мышления (вопросо - ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать), активизации словаря. Необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей.

Евгения Александровна  Флерина классифицировала беседы, исходя из ди­дактических задач.

  1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид дея­тельности.
  2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблю­дениям детей.
  3. Беседа заключительная, уточняющая и рас­ширяющая опыт детей.

Приемы

 вопросы указания

 объяснение

рассказ

обобщение

ответы самого воспитателя.

 

  1. Монологическая речь. Типы высказываний (по способу изложения)

Описание - это характеристика предмета в статике. Текст, который начинается с общего тезиса – определения предмета, затем идет перечисление признаков, свойств… и завершается оценкой предмета.

В детском саду дети описывают картинки, игрушки, рисунки, предметы, интерьер, явления природы, людей, животных.

Повествование - это связный рассказ о каких-нибудь событиях, о развивающихся действиях и состояниях ( о фактах, о состоянии и настроении, о переживаниях). Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. Последовательность событий определяется их фактическим ходом, структура повествования более жесткая: завязка- кульминация-развязка.

Дети  составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность, реалистические и сказочные, по картине и серии картин. Важно обучить способам организации зачинов: однажды, летом, жили- были…

Рассуждение - это текст, включающий причинно- следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит тезис, логическое изложение материала в форме доказательства и вывод. Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.

Формы обучения:

- беседа

- анализ текста

-составление плана и рассказа по нему

- использование схем и моделей

- упражнения

 

  1. Рассказывание

Рассказ - это самостоятельное развернутое изложе­ние ребенком определенного содержания.

  • рассказывание по игрушкам;
  •  рассказывание по картинам;
  • рассказывание из опыта (опирается на представ­ления, полученные в процессе наблюдений,  раз­ных видов деятельности, и отражает переживания и чув­ства ребенка);
  • творческие рассказы  (о вымыш­ленных событиях).

 

В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.

 

  1. Приемы обучения рассказыванию:
  • совместное рассказывание (совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает)
  • образец рассказа (краткое живое описание пред­мета, события)
  • анализ образца рассказа (привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа)
  • план рассказа (2 — 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность).
  • коллективное составление рассказа (дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми) и составление рассказа по частям Моделирование (схема явления, отра­жающая его структурные элементы и связи, наиболее су­щественные стороны и свойства объекта)

Этапы:

- младший возраст:

  • тщательно продуманные вопросы
  • рассказ воспитателя, как образец
  • совместное рассказывание

- средняя

  • рассказ по схеме

- старший

  • частичный образец – план
  • последовательное составление
  • составление по рисунку

 

  1. Рассказывание по игрушкам

В основе высказываний детей об игрушках лежит непос­редственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательно­сти.

Виды игрушек:

  • дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бо­чонки);
  • сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;
  • готовые наборы игрушек, объединенные одним со­держанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
  • наборы, составленные воспитателем или детьми (мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака).

Виды занятий по игрушкам:

- описание игрушки  

- сюжетные рассказы (повествования) и рассказ по набору игрушек по типу игры-драматизации

Задачи по возрастам:

младшая группа - научить детей сосредоточиваться при рассматривании,  отвечать на вопросы по их описанию.

средняя группа -самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них (уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воп­лощенного в игрушке живого существо, подбираются срав­нения, определения).

старший возраст - игрушка занимает мень­шее место, к описанию предъявляются более высокие требования и дается более пол­ное описание признаков.

 

39.Рассказывание по картине

В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окружающей жизни. Структура и приемы, подготавливающие детей к расска­зыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию. Рассматривание начинается с внесения картины и мол­чаливого ее созерцания. (Э. П. Короткова)

Виды:

  • описание предметных картин
  • описание сюжетной картины
  • рассказ по последовательной сюжетной серии картин (учатся рассказывать в определенной последователь­ности)
  • повествовательный рассказ по сюжетной картине (придумыва­ет начало и конец к изображенному эпизоду) .
  • описание пейзажной картины и натюрморта мастеров искусства (сочетать с наблюдениями природы,  восприятием поэтических и музыкальных произведений).

Этапы:

младшая группа  - закрепление, углубление и расширение детского опыта, учатся рас­сматривать картины и отвечать на вопросы по их содер­жанию (вопросы, обобщение педа­гога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдель­ных слов и предложений).

средняя группа - учатся видеть не только главное, но и детали,  рассматри­вать и описывать (по вопросам, по образцу)

старший возраст - мо­гут рассматривать по частям, описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжета кар­тины,  названия картины.

 

  1. Рассказывание из опыта

   Рассказы из опыта опираются на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.

   Уже на 4 году жизни детей можно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помо­щью вопросов воспитателя.

Е. И. Тихеева, Л. А. Пеньевская, Э. П. Короткова.

Виды:

  • рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия);
  • рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).

 

Приемы обучения.

вспомогательные вопросы,

образец рассказа воспитателям

план рассказа,

указания,

анализ и оценка детских рассказов,

подсказ нужного слова,

совмест­ный рассказ воспитателя и ребенка

со­ставление письма (Е. И. Тихеевой) (Письменная речь  высшая форма связной речи).

 

  1. Творческое рассказывание

Словесное творчество - наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка,  рассказы, которые дети придумывают сами. Элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочи­нении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворче­стве

Виды:

  • рассказы реалистического характе­ра;
  • сказки;
  • описания природы;
  • поэтические сочинения.

Приемы обучения:

- старшая группа

  • рассказывания детей вме­сте с воспитателем по вопросам (воспитатель «сочиняет» вместе с

детьми). Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети придумы­вают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ.

  • придумывание детьми продолжения авторского тек­ста;
  • сочинение считалок, загадок.

-  подготовительная к школе группа

  • придумывание продолжения и завершения рассказа;
  • вспомогательные вопросы;
  • план в виде вопросов;
  • придумывать сказки (начинается с вве­дения элементов фантастики в реалистические сюжеты)

сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки,  загадки -  (повторение рифмованных слов увлекает де­тей)

  • придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему  (самое трудное задание).

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием слушают. Такие книжки хорошо до­полняют детские рисунки на темы сочинений.

 

  1. Пересказ

Пересказ - осмысленное воспроизведение литератур­ного текста в устной речи, сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.

В детс­ком саду используется, главным образом, пересказ, близ­кий к тексту

Требования к текстам:

  • иметь воспитательную ценность, обога­щать моральный опыт детей;
  • быть доступными по содержанию (знакомые герои, понятными мотивами по­ступков);
  • иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий Особое значение имеет динамичность сюжета.
  • написаны образцовым языком, без слож­ных грамматических форм, содержать разнообразные и точ­ные определения, сравнения, желательно прямую речь.
  • доступны по объему.

Этим требованиям отвечают народные сказки, корот­кие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришви­на, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой.

Структура занятий по пересказу:

  1. Вводная часть (создание интереса, подготовке к восприятию текста: вступительная беседа, показа кар­тинки, напоминания о наблюдениях, загадки).

2.Первичное чтение произведения (сообщаются  название, автор).

  1. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.
  2. Повторное чтение с установкой на последующий пе­ресказ.
  3. Пересказы детей.
  4. Заключительная часть занятия (драматизацию произведения).

 

  1. Пересказ. Этапы:

ранний возраст - слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.

 младшая группа- учатся пересказывать хорошо знакомые  сказки и рассказы, драматизацию знакомых сказок.

средняя группа -  пересказывают содержание сказок и рассказов, которые они услышали впервые;

старший возраст - связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

 

  1. Художественная литература

В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Цель ознакомления до­школьников с художественной литературой, по определению С.  Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание:

  • воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произве­дений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
  • формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о компози­ции; о простейших элементах образности в языке;
  • воспитывать литературно-художественный вкус, спо­собность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать  музыкальность, звучность, ритмичность, кра­соту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

 

Восприятие художественной литературы - активный волевой процесс, предполагающий не пас­сивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в во­ображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

      Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрос­лого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.

 

 

младший дошкольный возраст - за­висимость понимания текста от личного опыта ребенка; уста­новление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступ­ков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; на­блюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

средний дошкольный возраст -  из­менения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

старший дошкольный возраст - начинают осозна­вать события, которых не было в их личном опыте, их ин­тересуют не только поступки героя, но и мотивы поступ­ков, переживания, чувства. Они способны иногда улавли­вать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возни­кает на основе осмысления ребенком всей коллизии про­изведения и учета всех характеристик героя. У детей фор­мируется умение воспринимать текст в единстве содержа­ния и формы. Усложняется понимание литературного ге­роя, осознаются некоторые особенности формы произве­дения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

 

  1. Методы и структура занятий

Чтение воспитателя по книге или наизусть

Рассказывание воспитателя

Инсценирование (метод вторичного ознакомления)

Заучивание наизусть

 

Методика использования иллюстраций зависит от со­держания и формы книги, от возраста детей. Показ иллюстрации не должен нарушать цело­стного восприятия текста.

 

Структура

  • знакомство с произведени­ем (обеспечить правильное и яркое восприятие путем художественного слова)
  • беседа о прочитанном (уточнение со­держания и формы, средств художественной выразительности)
  • повторное чтение (закрепления эмоцио­нального впечатления и углубления воспринятого).

 

  1. Методика заучивания стихотворения

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными обра­зами, в которых на­лицо образность, предметность, лаконизм, короткие стихи, в кото­рых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия

Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.

Задачи:

  1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. разви­вать способность к длительному удерживанию стихотворе­ния в памяти.
  2. Учить детей читать стихи выразительно.

 

Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в про­изведении.

 

Требования к заучиванию стихов.

  1. не рекомендуется заучивать стихи хором, разучивать стихи надо индивидуально

 

Е. И. Тихеева «Читая хором, дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убиваю­щего всякую индивидуальность».

 

  1. стихотворение зау­чивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную трени­ровку памяти.
  2. не следует требовать полного запоминания стихотворе­ния на одном занятии.

Психологи отмечают, что необходимо от 8 до 10 повторений в течение какого-то отрезка времени, рекомендуют менять форму повторения: читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

  1. учитывать индиви­дуальные особенности детей, их склонности и вкусы
  2. создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в по­вседневном общении, на природе.

Важно читать детям сти­хи, заучивать не только к празд­никам, а систематически в течение года, развивать потреб­ность слушать и запоминать.

 

48.

Структура

  • знакомство с произведени­ем
  • пауза после чтения педагога (пережить минуты эмоционального сопереживания)
  • анализ про­изведения (с целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению, помочь детям понять трудные, еще раз их послушать)
  • вопросы по произведению (лучше формулиро­вать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста)
  • повторное чтение
  • воспроизведение сти­хотворения детьми

Можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие при­емы:

  • игровые и драматизация с игрушками;

(стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком («Те­лефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Мар­шака)

  • доказывание детьми рифмующегося слова;
  • чтение по ролям стихов написанных в диалогичес­кой форме;
  • частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.

Выразительное чтение ребенка зависит

от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох),

умения регулировать силу голоса,

темп речи,

от хорошей артикуляции звуков и слов.

Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладе­ния орфоэпией.

 

  1. Создание условий для правильного развития речи

Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей.

В каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

 

Требования:

  • удобное расположение - спокойное место, удален­ное от дверей во избежание хождения и шума;
  • хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
  • эстетичность оформления -уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет какого-либо писателя, предметы народно-прикладного искусства.
  • периодическая сменяемость материала
  • говорим о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т. д.).

 

В уголке полочки или витрины: книги, репродукции, тематические альбомы, портреты писателей,

материал для ремонта книг, декорации для теневого театра, фланелеграфа, диафильмы.

 

 

 младшие группы уголок книги организуется не сразу: 3 - 4 книги, подходя­щие для детей по несколько экземпляров, отдельные картинки, тематический альбом. книги-картинки: сказ­ки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто,

средняя группа -  4- 5 книг,  альбомы, реквизит теневого театра, диафильмы, Книги-картинки любимые детьми, добавляют новые сказки, поэтические про­изведения, книги о природе, веселые книги. Можно выставлять детские рисунки на темы художествен­ных произведений.

Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью.

 старшая  и подготовительная к школе группы – 8 -10 книг, детские журналы. сказки, произведения русских классиков и современных писателей, о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них.

с учетом интересов де­тей, юби­лейных дат, времен года, задач воспитания.

Зна­комство с художниками - иллюстраторами детской книга.

 

  1. ФОТО

 

  1. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

 

Чтение и письмо - виды речевой деятельности, осно­вой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформи­ровавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).

Русское письмо - звукобуквенное. Поэтому в современной методике принят звуковой

аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Первичного фонематического слуха, достаточ­ного для повседневного общения, недостаточно для овла­дения навыком чтения и письма. Необходимо развитие бо­лее высоких его форм, при которых дети могли бы расчле­нять поток речи, слова на составляющие их звуки, уста­навливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонема­тическим восприятием.

Г. А. Тумакова, Журова Н.

Направления:

  • ознакомление детей со словом- вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
  • ознакомление с предложением- выделение его как смысловой единицы из речи;
  • ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
  • ознакомление со слоговым строением слова  чле­нение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
  • ознакомление со звуковым строением слов, форми­рование навыков звукового анализа слов: определение ко­личества, последовательности звуков (фонем) и составле­ние слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.