ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Евсеева Лариса Фаритовна

воспитатель

МБДОУ № 36 «Аленький цветочек»

город Туапсе

 

ПРОЕКТ «НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ»

Экологическое воспитание детей 6-7 лет.

Ознакомление с природой Краснодарского края.

Выполнила: Л.Ф.Евсеева

 «Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»
                                            К.Г. Паустовский

 

Обоснование актуальности проекта

 

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из первостепенных проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру, должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру,  научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от тех основ, которые будут заложены в дошкольном возрасте.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность, она нашла  свое  отражение  в  нормативных  документах.

        В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «воспитание с учётом возрастных категорий у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

В  «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» отмечено:  «Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач государства - воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного и творческого гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.)

         В связи с реализацией ФГОС ДО  уже на первой возрастной ступени - в дошкольном детстве, предъявляются новые требования.

Анализ отечественных исследований, посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста  свидетельствует о том, что в дошкольном детстве закладываются предпосылки формирования гражданско-патриотической позиции, которые затем лягут в основу личности взрослого человека гражданина своей страны. Необходимо с детства воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине, уважение к людям разных национальностей (Маханева М.Б и др.)

         Исследователи отмечают, что центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, любовь к родителям, семье, родному месту, Родине.

          В период дошкольного детства закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, экологическое осознание становится элементом нового мышления. Поэтому нравственно-экологическое воспитание и образование должно быть ориентировано на созидание  более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом плане, несущего ответственность за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков.

         Огромный потенциал для решения перечисленных задач, а также развития интеллектуальных, речевых, эмоциональных, нравственно - эстетических сфер личности в развитии ребёнка дошкольного возраста заложен в краеведении.

         Введение регионального компонента  в содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста позволяет решить огромный спектр задач по экологическому воспитанию дошкольников.

Реализация краеведческого принципа в дошкольном учреждении заключается в ознакомление детей на доступном материале с географическим, природно-экологическим своеобразием региона, который для ребёнка начинается с того места, где он живёт. В соответствии с запросами времени краеведение даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для группы детей и отдельных воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.

Актуальность проблемы подтвердилась проведенными  мониторинговыми исследованиями среди педагогов, родителей и детей. Мы изучили:

  • Уровень знаний дошкольников по данной теме (воспитанники группы № 3)
  • Уровень профессиональной подготовленности и компетентности педагогов Паньковой Р.В. и Черкашиной В.Б. по данной теме.
  • Уровень знаний родителей (в анкетировании приняло участие 82% родителей воспитанников).

 Анализ анкет и результаты проверок выявили следующие проблемы:

Дети

Родители

Педагоги

Анализ уровня знаний по данной теме показал поверхностные знания или их частичное отсутствие

60% анкетируемых, средний возраст которых 25-40 лет, испытывают трудности при ознакомлении детей с природой родного края

Слабо ориентируются в программно - методическом обеспечении

 

      Результаты мониторинга позволили выявить, что у большинства детей,  имеются недостаточные знания о животных и растениях и обитающих и произрастающих на территории Краснодарского края.. Интерес к объектами природы не устойчив и ситуативен. Недостаточно развито чувство эмпатии к живым объектам природы. Дети не испытывают явного желания поделиться впечатлениями с окружающими полученными от взаимодействия с природными объектами.

Родители и педагоги также испытывают трудности при ознакомлении детей с природой родного края.

         В связи с выводами я поставила следующую цель и задачи в своей работе:

ЦЕЛЬ:

Создание единого образовательного пространства,  обеспечивающего экологическое воспитание дошкольника посредством активного использования регионального компонента через ознакомление с природой Краснодарского края.

         Формирование экологической грамотности  родителей.

Задачи проекта:

  • Воспитывать любовь к родному краю и целостно – ориентированное отношение к животному и растительному миру, обитающему и произрастающему на территории Краснодарского края.
  • Расширять знания детей о животном и растительном мире на территории Туапсинского района.
  • Познакомить детей с понятием «заповедник», и его предназначением.
  • Формировать у детей и родителей позитивный опыт взаимодействия с природой.
  • Развивать способность к поисковой деятельности при решении познавательных задач.
  • Расширять объём словаря с опорой на активное познание детьми их окружения; уточнение значений слов; развитие связанной речи и речевого общения. Активизировать в речи детей слова: заповедник, охранная зона, территория

 

 

 

Предполагаемый  результат:

 

•         Овладение детьми  знаниями о природе родного края.

•         Оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса в решении вопросов экологического воспитания  детей в процессе ознакомления с природой родного края.

•         Познавательный интерес детей к истории, культуре и природе родного края.

•         Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе родного края.

•          Повышение уровня сформированности коммуникативных навыков общения, интеллектуальный, нравственный уровень развития детей за счет использования детской энциклопедической литературы и художественных произведений.

•         Пополнение медиотеки, библиотеки методической и детской художественной литературой по экологическому воспитанию, ознакомлению с природой Краснодарского края.

•         Накопление методического материала по данному направлению (творческие конспекты занятий, сценарии развлечений и досугов и др.)

•         Повышение экологической грамотности родителей.

 

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА

Проект направлен на совершенствование образовательного процесса по  экологическому воспитанию детей подготовительного возраста в процессе ознакомления с природой родного края.

         Приоритет отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению, а пониманию и оценке происходящего через игру как ведущей деятельности дошкольников, совместной практической деятельности воспитателя и детей и, как следствие, самостоятельной поисковой деятельности.

  • Организация оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса в решении вопросов экологического воспитания детей.
  • Формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений, овладение способами реализации полученных представлений в игре.

 

Новизна разработки проекта

 

  1. Содержание и тематика различных форм организации детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, ориентированы на проникновение в эмоционально-эстетические и социально-нравственные сферы ребёнка, представлены как целостный и взаимосвязанный компонент образовательного процесса – проектную деятельность, которая реализуется по 4 направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), с интеграцией областей. Что будет отражено в перспективно-тематическом плане.
  2. Проектная деятельность выступает средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный, интеллектуальный и другой опыт ребёнка, потребности к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений.

Ресурсное   обеспечение  реализации   проекта

Техническое обеспечение:

Компьютер Принтер Фотоаппарат Телевизор Проектор

Материалы на печатной основе: 

Методические пособия

Энциклопедии, справочники

Учебно-методическая литература

Медиатека

Мультимедийные презентации

Оборудование:

Атрибуты для игры

Оборудование для экспериментальной деятельности

Пособия для организации предметно-развивающей среды

 

 

Стратегия реализации проекта

1 этап   

Организационно – подготовительный

Январь-февраль

2 этап  

Основной

 Март-апрель

3 этап 

Заключительный

   май – июнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОДУКТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ

1 этап

Организационно-подготовительный

 

 

 

 

 

 

- Изучение нормативной базы по данному направлению

-Теоретическое осмысление проекта

- Анализ условий ДОУ

- Составление анкет для родителей

- Диагностика детей, педагогов и родителей

-Ознакомление с результатами мониторинга

-Составление перспективного плана по ознакомлению детей с природой Краснодарского края

-Разработка направлений путей, способов ознакомления детей с природой края

--Создание в ДОУ полноценных условий способствующих ознакомлению детей с природой края

-Пополнение медиотеки, библиотеки методической и детской художественной литературой по экологическому воспитанию, ознакомлению с природой Краснодарского края

 

Подготовка нормативной документации и плана деятельности по внедрению инновационного проекта.

Анкеты

Анализ анкет

Перспективно-тематический  план.

Модель взаимодействия педагогов.

Рекомендации педагогам и родителям.

Обогащение игровой

среды в группе: макеты, схемы, изготовление дидактических игр  и др.

 

Библиотека, медиотеки для родителей и педагогов.

Составление мультимедийных презентаций.

Осознание родителями и педагогами значимости актуальности проблемы ознакомление детей с природой Краснодарского края

Оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса в решении вопросов экологического воспитания  детей в процессе ознакомления с природой родного края.

Модернизация предметно-пространственной среды ДОУ.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОДУКТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ

2 этап

Основной

Организация  образовательно-воспитательного процесса с детьми, направленного на  расширение представлений о природе родного края:

- различные виды деятельности:  экологическая викторина, сюжетно-ролевые игры экологического содержания, казачьи игры, опытническая работа, экскурсии и наблюдения в природе, занятия с использованием мультимедиа;

- развлечения и досуги, экологические спектакли;

- чтение природоведческой литературы;

- - конкурс рисунков  «Наш родной край»;

-Организация консультативного пункта для родителей;

-Консультации, семинары для педагогов;

- Информационные материалы для педагогов и родителей.

- конспекты, сценарии

- мультимедийные презентации: Виртуальный гербарий растений края;  Атлас животных; Заповедники края;

Подбор литературы

Альбом рисунков «Наш родной край»;

План работы консультпункта;

Конспекты консультаций, выступлений;

Буклеты, стенгазеты, тематические выставки, фотовыставки и др.;

Расширение представлений о природе родного края у детей.

 

Накопление методического материала для педагогов по данному направлению.

 

Умение организовать эффективное взаимодействие с родителями и детьми.

 

 

3этап

Заключительный 

Подведение итогов и анализ результатов работы

Доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной проблеме

Обобщение опыта работы опыта на педагогическом совете ДОУ.

 

 

Определение перспектив

Выпуск методических брошюр.

Информационный банк данных.

Видеозаписи.

Презентация

Выставка игрового, демонстрационного материала по теме.

 

Овладение детьми знаниями о природе родного края.

 

Повышение экологической грамотности педагогов и родителей.

 

 

 

 Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

Перспективы

 

  • Пополнение оборудования для опытнической деятельности.
  • Расширение содержания экскурсий экологической направленности.
  • Использование в образовательном процессе современного мультимедийного оборудования.

•         Модернизация предметно-пространственной среды ДОУ.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.