Евсеева Лариса Фаритовна
воспитатель
МБДОУ № 36 «Аленький цветочек»
город Туапсе
ПРОЕКТ «НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ»
Экологическое воспитание детей 6-7 лет.
Ознакомление с природой Краснодарского края.
Выполнила: Л.Ф.Евсеева
«Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»
К.Г. Паустовский
Обоснование актуальности проекта
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из первостепенных проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру, должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от тех основ, которые будут заложены в дошкольном возрасте.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность, она нашла свое отражение в нормативных документах.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «воспитание с учётом возрастных категорий у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» отмечено: «Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач государства - воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного и творческого гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.)
В связи с реализацией ФГОС ДО уже на первой возрастной ступени - в дошкольном детстве, предъявляются новые требования.
Анализ отечественных исследований, посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста свидетельствует о том, что в дошкольном детстве закладываются предпосылки формирования гражданско-патриотической позиции, которые затем лягут в основу личности взрослого человека гражданина своей страны. Необходимо с детства воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине, уважение к людям разных национальностей (Маханева М.Б и др.)
Исследователи отмечают, что центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, любовь к родителям, семье, родному месту, Родине.
В период дошкольного детства закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, экологическое осознание становится элементом нового мышления. Поэтому нравственно-экологическое воспитание и образование должно быть ориентировано на созидание более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом плане, несущего ответственность за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков.
Огромный потенциал для решения перечисленных задач, а также развития интеллектуальных, речевых, эмоциональных, нравственно - эстетических сфер личности в развитии ребёнка дошкольного возраста заложен в краеведении.
Введение регионального компонента в содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста позволяет решить огромный спектр задач по экологическому воспитанию дошкольников.
Реализация краеведческого принципа в дошкольном учреждении заключается в ознакомление детей на доступном материале с географическим, природно-экологическим своеобразием региона, который для ребёнка начинается с того места, где он живёт. В соответствии с запросами времени краеведение даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для группы детей и отдельных воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.
Актуальность проблемы подтвердилась проведенными мониторинговыми исследованиями среди педагогов, родителей и детей. Мы изучили:
- Уровень знаний дошкольников по данной теме (воспитанники группы № 3)
- Уровень профессиональной подготовленности и компетентности педагогов Паньковой Р.В. и Черкашиной В.Б. по данной теме.
- Уровень знаний родителей (в анкетировании приняло участие 82% родителей воспитанников).
Анализ анкет и результаты проверок выявили следующие проблемы:
Дети |
Родители |
Педагоги |
Анализ уровня знаний по данной теме показал поверхностные знания или их частичное отсутствие |
60% анкетируемых, средний возраст которых 25-40 лет, испытывают трудности при ознакомлении детей с природой родного края |
Слабо ориентируются в программно - методическом обеспечении |
Результаты мониторинга позволили выявить, что у большинства детей, имеются недостаточные знания о животных и растениях и обитающих и произрастающих на территории Краснодарского края.. Интерес к объектами природы не устойчив и ситуативен. Недостаточно развито чувство эмпатии к живым объектам природы. Дети не испытывают явного желания поделиться впечатлениями с окружающими полученными от взаимодействия с природными объектами.
Родители и педагоги также испытывают трудности при ознакомлении детей с природой родного края.
В связи с выводами я поставила следующую цель и задачи в своей работе:
ЦЕЛЬ:
Создание единого образовательного пространства, обеспечивающего экологическое воспитание дошкольника посредством активного использования регионального компонента через ознакомление с природой Краснодарского края.
Формирование экологической грамотности родителей.
Задачи проекта:
- Воспитывать любовь к родному краю и целостно – ориентированное отношение к животному и растительному миру, обитающему и произрастающему на территории Краснодарского края.
- Расширять знания детей о животном и растительном мире на территории Туапсинского района.
- Познакомить детей с понятием «заповедник», и его предназначением.
- Формировать у детей и родителей позитивный опыт взаимодействия с природой.
- Развивать способность к поисковой деятельности при решении познавательных задач.
- Расширять объём словаря с опорой на активное познание детьми их окружения; уточнение значений слов; развитие связанной речи и речевого общения. Активизировать в речи детей слова: заповедник, охранная зона, территория
Предполагаемый результат:
• Овладение детьми знаниями о природе родного края.
• Оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса в решении вопросов экологического воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края.
• Познавательный интерес детей к истории, культуре и природе родного края.
• Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе родного края.
• Повышение уровня сформированности коммуникативных навыков общения, интеллектуальный, нравственный уровень развития детей за счет использования детской энциклопедической литературы и художественных произведений.
• Пополнение медиотеки, библиотеки методической и детской художественной литературой по экологическому воспитанию, ознакомлению с природой Краснодарского края.
• Накопление методического материала по данному направлению (творческие конспекты занятий, сценарии развлечений и досугов и др.)
• Повышение экологической грамотности родителей.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА
Проект направлен на совершенствование образовательного процесса по экологическому воспитанию детей подготовительного возраста в процессе ознакомления с природой родного края.
Приоритет отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению, а пониманию и оценке происходящего через игру как ведущей деятельности дошкольников, совместной практической деятельности воспитателя и детей и, как следствие, самостоятельной поисковой деятельности.
- Организация оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса в решении вопросов экологического воспитания детей.
- Формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений, овладение способами реализации полученных представлений в игре.
Новизна разработки проекта
- Содержание и тематика различных форм организации детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, ориентированы на проникновение в эмоционально-эстетические и социально-нравственные сферы ребёнка, представлены как целостный и взаимосвязанный компонент образовательного процесса – проектную деятельность, которая реализуется по 4 направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), с интеграцией областей. Что будет отражено в перспективно-тематическом плане.
- Проектная деятельность выступает средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный, интеллектуальный и другой опыт ребёнка, потребности к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений.
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Техническое обеспечение:
Компьютер Принтер Фотоаппарат Телевизор Проектор
Материалы на печатной основе:
Методические пособия
Энциклопедии, справочники
Учебно-методическая литература
Медиатека
Мультимедийные презентации
Оборудование:
Атрибуты для игры
Оборудование для экспериментальной деятельности
Пособия для организации предметно-развивающей среды
Стратегия реализации проекта
1 этап
Организационно – подготовительный
Январь-февраль
2 этап
Основной
Март-апрель
3 этап
Заключительный
май – июнь
|
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПРОДУКТ |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ |
1 этап Организационно-подготовительный
|
- Изучение нормативной базы по данному направлению -Теоретическое осмысление проекта - Анализ условий ДОУ - Составление анкет для родителей - Диагностика детей, педагогов и родителей -Ознакомление с результатами мониторинга -Составление перспективного плана по ознакомлению детей с природой Краснодарского края -Разработка направлений путей, способов ознакомления детей с природой края --Создание в ДОУ полноценных условий способствующих ознакомлению детей с природой края -Пополнение медиотеки, библиотеки методической и детской художественной литературой по экологическому воспитанию, ознакомлению с природой Краснодарского края
|
Подготовка нормативной документации и плана деятельности по внедрению инновационного проекта. Анкеты Анализ анкет Перспективно-тематический план. Модель взаимодействия педагогов. Рекомендации педагогам и родителям. Обогащение игровой среды в группе: макеты, схемы, изготовление дидактических игр и др.
Библиотека, медиотеки для родителей и педагогов. Составление мультимедийных презентаций. |
Осознание родителями и педагогами значимости актуальности проблемы ознакомление детей с природой Краснодарского края Оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса в решении вопросов экологического воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края. Модернизация предметно-пространственной среды ДОУ. |
|
СОДЕРЖАНИЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПРОДУКТ |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
2 этап Основной |
Организация образовательно-воспитательного процесса с детьми, направленного на расширение представлений о природе родного края: - различные виды деятельности: экологическая викторина, сюжетно-ролевые игры экологического содержания, казачьи игры, опытническая работа, экскурсии и наблюдения в природе, занятия с использованием мультимедиа; - развлечения и досуги, экологические спектакли; - чтение природоведческой литературы; - - конкурс рисунков «Наш родной край»; -Организация консультативного пункта для родителей; -Консультации, семинары для педагогов; - Информационные материалы для педагогов и родителей. |
- конспекты, сценарии - мультимедийные презентации: Виртуальный гербарий растений края; Атлас животных; Заповедники края; Подбор литературы Альбом рисунков «Наш родной край»; План работы консультпункта; Конспекты консультаций, выступлений; Буклеты, стенгазеты, тематические выставки, фотовыставки и др.; |
Расширение представлений о природе родного края у детей.
Накопление методического материала для педагогов по данному направлению.
Умение организовать эффективное взаимодействие с родителями и детьми.
|
3этап Заключительный |
Подведение итогов и анализ результатов работы Доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной проблеме Обобщение опыта работы опыта на педагогическом совете ДОУ.
Определение перспектив |
Выпуск методических брошюр. Информационный банк данных. Видеозаписи. Презентация Выставка игрового, демонстрационного материала по теме.
|
Овладение детьми знаниями о природе родного края.
Повышение экологической грамотности педагогов и родителей.
|
Перейти к публикациям в сборнике для педагогов
Перспективы
- Пополнение оборудования для опытнической деятельности.
- Расширение содержания экскурсий экологической направленности.
- Использование в образовательном процессе современного мультимедийного оборудования.
• Модернизация предметно-пространственной среды ДОУ.