Евсеева Лариса Фаритовна
воспитатель
МБДОУ № 36 «Аленький цветочек»
город Туапсе
Методическая разработка направлена на поиск различных форм, методов, приемов, технологий для успешного и эффективного процесса воспитания культуры межнационального общения у дошкольников. И как одно из приоритетных направлений-работа по ознакомлению детей с кубанским казачеством.
Одним из основных принципов дошкольного образования обозначенном в Федеральном государственном образовательном стандарте определен принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учета этнокультурной ситуации развития детей.
Мне близка эта тема, потому что сама я родилась и живу на Кубанской земле и главной целью своей работы считаю – знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.
В каком возрасте можно начинать прививать детям культуру межнационального общения? Какой материал, доступный для поминания детей, использовать? Какие механизмы (методы, приемы, технологии) воспитания детей дошкольного возраста использовать для подготовки их к жизни в многонациональном государстве? Эти и другие вопросы встали перед мной и педагогами дошкольного образовательного учреждения.
Анализ литературы показал, что дошкольный возрастной период является наиболее сензитивным для осознания своей этнической принадлежности, становления положительного отношения к представителям других национальностей, открытости любой национальной культуре на познавательном и деятельностном уровнях.
Например, в нашем дошкольном учреждении, в разное время, имели возможность взаимодействовать между собой дети разных национальностей: русские, адыгейцы, армяне, грузины. Такое окружение является богатым источником воспитания культуры межнационального общения дошкольников.
Для успешного и эффективного процесса воспитания культуры межнационального общения у дошкольников необходимо применение различных форм, методов, приемов, технологий.
Так, опираясь на выше изложенное, родилась методическая разработка ,именуемая в дальнейшем проект по воспитанию межнационального общения детей дошкольного возраста через ознакомление их с особенностями культуры и традиций многонационального социума детского сада в процессе взаимодействия с семьей.
Цель проекта: Способствовать развитию представлений дошкольников об особенностях культуры и традиций народов, населяющих Краснодарский край край через ознакомление с многонациональным социумом детского сада в процессе взаимодействия с семьей и воспитание на данной основе культуры межнационального общения, конструктивного взаимодействия с другими народами.
По завершению проекта мы получили следующие результаты:
- все участники проекта приобрели опыт непосредственного общения с представителями разных культур ближайшего окружения. Произошло осознание необходимости сохранения культуры своего народа и культур других народов.
- у детей обогащены представления о традициях, обычаях народов населяющих Краснодарский край, специфике их культуры и ценностей.
- установлены партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
Оценка результатов отслеживалась через беседы с детьми, наблюдения за ними во время проектной деятельности, анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта.
Список используемой литературы
- Губогло М.Н., Цулая Г. В. «Русские народы и культуры», Издательство «Наука», Москва,1999 г
- Коваленко, А. И. «Культура казачества восточных окраин России (XVII – начало XX вв.)», Благовещенск: «Зея», 2008 г
- О.Н. Капшук «Русские праздники и обряды» , Издательство «Феникс», Ростов н/Д,2010 год
- Федосов П.С. «Казачий мир», РИО Филиала МГОПУ им. Шолохова, Ставрополь, 2005 г
5.Кубанское казачество: историко-правовое исследование Конец 18 нач.20вв. / Краснодар, 2013г
- Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
7. Чумичева Р.М., Платохина, Н.А. Воспитание социокультурной толерантности у детей// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2012.-№11
8.Парциальная программа "Удалые казачата"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28 «Родничок» ст. Новодонецкой
муниципального образования Выселковский район