ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Байрикова Светлана Юрьевна

преподаватель русского языка и литературы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Туапсинский социально-педагогический колледж»

Содержание

Пояснительная записка

Технологическая карта занятия

Приложения

Литература

Пояснительная записка

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход.

Занятие на тему «Тире между подлежащим и сказуемым» по типу является «уроком открытия нового знания» (по типологии Л.Г.Петерсон). Тип этого урока представляет наибольшую сложность для педагогов, так как они традиционно предпочитают монолог («объяснение нового материала») и не видят возможности для организации деятельности обучающихся. Преодолеть это затруднение – цель данной разработки.

Технологическая карта занятия является инструментом реализации системно-деятельностного подхода и формирования УУД. Задачи для педагога и обучающихся сформулированы, исходя из идеи трех результатов образования: личностного, метапредметного, предметного. В ходе занятия предусмотрена организация парной и групповой работы, позволяющей каждому обучающемуся развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе, а также используется система самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

К занятию составлена презентация. Ее материалы отражены в приложениях.

Технологическая карта открытого урока

ФИО педагога: Кутузова Валентина Николаевна ГБПОУ ВО «КТК» г. Ковров.

Предмет: русский язык.

Класс: СПО, 1 курс.

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».

Цель: формирование навыков постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи:

Для учителя

Для обучающихся

направленные на достижение предметного результата:

1) Помогать освоению базовых понятий лингвистики: грамматическая основа предложения, способы выражения грамматической основы, нулевая связка, особенности употребления тире между подлежащим и сказуемым.

2) Освоить базовые понятия лингвистики: грамматическая основа предложения, способы выражения грамматической основы, нулевая связка, особенности употребления тире между подлежащим и сказуемым.

2) Научить опознавать и анализировать основные единицы языка (грамматическую основу предложения).

2) Опознавать и анализировать основные единицы языка (грамматическую основу предложения).

3) Совершенствовать навыки синтаксического анализа предложения.

3) Проводить синтаксический анализ предложения.

направленные на достижение метапредметного результата:

владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение

4) Развивать овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

4) Овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации; проявлять способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

направленные на достижение личностного результата:

5)Помогать осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, стремиться к речевому самосовершенствованию.

5) Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Ход занятия

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация

(10 минут)

Создает проблемную ситуацию, помогает выявить проблему, сформулировать тему, цель.

Приложение 1.

Отвечают на вопросы, формулируют тему и проблему, осознают недостаточность знаний для полных ответов.

Л: смыслообразование.

П: умение находить проблему и решать ее.

Р: целеполагание

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний

(10 минут)

Предлагает план работы, организует деятельность обучающихся.

Высказывают предположение, определяют возможность составления таблицы для более наглядного представления учебной информации.

П: формулирование познавательной цели.

К: участвуют в обсуждении вопросов.

Р: планируют необходимые действия, операции.

3. Выявление и освоение способа действия

(15 минут)

Помогает в составлении таблицы.

Приложение 2.

С помощью параграфа учебника и примеров, подготовленных учителем, составляют таблицу «Тире между подлежащим и сказуемым», сравнивают, дополняют, формулируют выводы.

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: коллективное обсуждение проблемы.

Р: ориентируются в источнике информации

4. Формирование самоконтроля

(25 минут)

Предлагает выполнить упражнения и тест с последующей взаимо- и самопроверкой, организует проверку выполнения упражнений.

Приложение 3.

Выполняют упражнения в определении постановки или отсутствия тире в предложениях.

Работа в парах. Осуществляют взаимопроверку.

Л: опора на предыдущий опыт.

П: дополняют и расширяют знания по теме, строят логические цепочки рассуждений.

Р: контроль в форме сличения результата с эталоном, коррекция.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

(20 минут)

Предлагает выполнить письменную работу с последующей взаимопроверкой (передают свои работы другой группе 1-2, 2-3…).

Приложение 4.

Работа в группах. Осуществляют взаимопроверку, создают речевое высказывание.

П: умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.

К: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Р: коррекция

6. Рефлексия

(7 минут)

Организует работу с листами самооценки (прием «Незаконченное предложение»).

Приложение 5.

Оценивают свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Л: формирование границ собственного знания-незнания.

Р: оценка своей работы.

7. Домашнее задание

(3 минуты)

Предлагает домашнее задание с учетом дифференциации.

Выбирают домашние задания с учетом индивидуальных возможностей

 

Домашнее задание (по выбору):

1. П.67, упр.392.

2. По схемам подобрать свои примеры предложений.

3. Написать мини-сочинение на тему «В мире профессий», используя предложения с изученной пунктограммой.

Приложение 1.

Учитель: Сегодня вы – юные исследователи.

На доске вы видите несколько предложений.

-Давайте определим грамматическую основу каждого из них и способ выражения главных членов.

1.Работа ‌‌‌‌| великая радость.

2.Дважды два четыре.

3.Жизнь прожить не поле перейти.

4.Большая Медведица семь ярких звёзд.

5.Наша задача укреплять Родину. (Н.Островский)

6.Чтение вот лучшее учение. ( А. Пушкин)

- Что общего в структуре этих предложений?

Все предложения распадаются на 2 речевых звена. Первое речевое звено произносится с повышением тона голоса, второе- с понижением. Между речевыми звеньями делается пауза.

Отсутствует глагол- связка

- Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое? (существительное, числительное, глагол)

- Какой знак препинания ставится на месте пропущенной связки? (тире)

Учитель: Правильно, молодцы! Всё вы знаете. Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься. Какая тема урока? Запишем, ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.

Учитель: Конечно, известно, что общее представление о постановке тире между подлежащим и сказуемым, когда каждый из главных членов выражается существительным в И.п., давалось вам в 5 классе. В 8 классе вы более подробно рассматривали эту тему.

- А какова ваша задача сегодня? Всегда ли при соблюдении названных условий тире ставится? Сформулируйте цели сегодняшнего занятия, используя опорные слова:

1) познакомиться, 2) научиться, 3) совершенствовать. ( Вспомнить, в каких же случаях употребляется тире между подлежащим и сказуемым, а в каких – отсутствует; и сформировать навыки, потренироваться).

Приложение 2.

Тире ставится

Тире не ставится

1. Сущ. И.п. – Сущ. И.п.

Работа – великая радость.

1. Подлежащее + как, словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое

Байкал как море.

2. Числит. И.п. – числит. И.п.

Дважды два – четыре.

2. Подлежащее + Не + сказуемое.

Сердце не камень.

3. Инфинитив – инфинитив

Жизнь пройти – не поле перейти.

4. Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласов. член предлож.+ сказуемое

Гусь, известно, птица важная.

4. Сущ. И.п. – числит. И.п.

Большая Медведица – семь ярких звезд.

5. Личное местоимение + сказуемое.

Ты врач.

5. Сущ. И.п. – инфинитив

Наша задача – укреплять Родину.

 

6. Подлежащее – это, вот, значит + сказуемое

Чтение – вот лучшее учение.

 

7. Внесение ясности в смысл предложения.

Старший брат – мой – учитель.

 

Приложение 3.

Практическое задание для работы в парах.

Запишите предложения в два столбика: 1) предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире; 2) предложения без тире. Распределите, кто какой столбик будет заполнять. Объясните свой выбор. Проверьте работы друг друга по эталону.

1. Бедность не порок. 2. Трусость самый страшный порок. 3. Рифей древнее название Урала. 4. Простота есть необходимое условие прекрасного. 5. Три число магическое. 6. Я спортсмен. 7. Солнце словно огненный шар. 8. Мое правило говорить правду. 9. В опасности забор не препятствие. 10. Мы друзья с детства. 11. Весна это время обновления. 12. Март только начало весны. 13. Говорить правду терять дружбу. 14. Пешком ходить долго жить.

Эталон.

1. Бедность не порок. 2. Трусость - самый страшный порок. 3. Рифей - древнее название Урала. 4. Простота есть необходимое условие прекрасного. 5. Три - число магическое. 6. Я спортсмен. 7. Солнце словно огненный шар. 8. Мое правило - говорить правду. 9. В опасности забор не препятствие. 10. Мы друзья с детства. 11. Весна - это время обновления. 12. Март только начало весны. 13. Говорить правду - терять дружбу.

14. Пешком ходить - долго жить.

Тест

Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:

а) нужно;

б) не нужно.

1. Льды как льды, пустыни как пустыни.

2. Туристам дождь не помеха.

3. Ольга мне подруга.

4. Иметь хороший почерк одно из правил вежливости.

5. Без дела жить только день прожигать.

6. Талант у нее необыкновенный.

7. Утро сегодня ясное, солнечное.

8. Средняя скорость ветра двадцать километров в час.

9. Глаза будто вишни.

10. Мой дед мастер на все руки.

Эталон:1-б; 2-б; 3-б; 4-а; 5-б; 6-б; 7-б; 8-а; 9-б; 10-а.

Синтетическое упражнение – редактирование

Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

Кино это то же вид исскуства.

Аккумулятор, и корбюратор рабочие составляющие автомобиля.

Эталон

Кино – это тоже вид искусства.

Аккумулятор и карбюратор – рабочие составляющие автомобиля.

Приложение 4.

Практические задания для работы в группах.

1. Прочитайте словарную статью, взятую из Толкового словаря русского языка.

Запишите толкование лексического значения словагородище, используя предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Городище, -а, ср. Место, где в древности был город или укрепленное поселение. Раскопки городища.

2. Прочитайте словарную статью, взятую из Толкового словаря русского языка.

Запишите толкование лексического значения словалихолетье, используя предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Лихолетье, -я, ср.(устар.). Время смут, бедствий.

3. Прочитайте словарную статью, взятую из Толкового словаря русского языка.

Запишите толкование лексического значения словапрясло, используя предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Прясло, род. мн. –сел, ср.(обл.). 1. Изгородь из длинных жердей, протянутых между столбами, а также часть такой изгороди от столба до столба. П. на околице деревни.<…>

4. Прочитайте словарную статью, взятую из Толкового словаря русского языка.

Запишите толкование лексического значения словатын, используя предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Тын,-а, м. (обл.). Забор, частокол (в старину оборонительное заграждение из врытых в землю заостренных бревен).

5. Прочитайте словарную статью, взятую из Толкового словаря русского языка.

Запишите толкование лексического значения словадушица, используя предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Душица, -ы, ж. Травянистое луговое растение семейства губоцветных, с мелкими лилово-розовыми цветками, собранными в соцветия (используется в парфюмерии и медицине).

Приложение 5.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ (Ф.И.)_________________________________________________

1 задание: распределить предложения по группам

2 задание: индивидуальное задание (тест)

3 задание: составить предложения

 

За урок я поставлю себе оценку:

         

Сегодня на уроке:

Я понял (а)

Я узнал (а)

Лучше всего у меня получилось

Я испытал (а) затруднение в…

Думаю, что этот материал мне пригодится

         

Критерии оценки:

Максимальный балл – 20

Количество баллов не должно превышать максимального;

№ задания

1

2

3

4

итого

Кол-во баллов

7

10

2

1

20

баллов

«5» - 20 - 18 баллов

«4» - 17 – 15 баллов

«3» - 14 – 10 баллов

«2» - 9 баллов и ниже

Литература.

Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – 7-е издание – М. : Просвещение

Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для нач. и сред. проф. Образования / Т.М.Воителева. – 2-е изд. – М. : Издательский центр «Академия»

Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. /Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. – М: ТЦ Сфера

Адрес публикации: 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.