ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

ФОМИНЫХ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

Учитель-логопед

МКДОУ д/с № 19 «Сказка»

г. Омутнинск Кировская область

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ОНР»

 

Одно из направлений всестороннего развития детей дошкольного возраста -  формирование речевых навыков. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ  воспитания и развития  детей, так как от уровня овладения связной речью зависит умение общаться с людьми, общее интеллектуальное развитие и в дальнейшем успешность обучения в школе. Об актуальности развития речи в дошкольном возрасте говорит тот факт, что в Федеральном государственном образовательном стандарте речевое развитие дошкольников выделено в отдельную образовательную область.  Восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои рассуждения – все это требует достаточного уровня развития связной монологической речи.

В настоящее время увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Работая с данной категорией детей, постоянно сталкиваешься с проблемами в их обучении. Дошкольники  с общим недоразвитием речи (ОНР) очень часто испытывают затруднения: понимая материал, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. В связи с этим очень важно научить будущего первоклассника связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, самостоятельно высказываться на различные темы.

При обучении детей с ОНР вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, так как,  используя лишь традиционные методы и средства обучения, не всегда возможно осуществить полноценное формирование связной речи у дошкольников. Одним из таких средств, по - моему мнению, является метод наглядного моделирования - мнемотехника.

Актуальность использования приемов мнемотехники в работе с дошкольниками с ОНР  по формированию связной речи состоит в том, что:

  1. Ребенок - дошкольник очень пластичен и легко обучаем.
  2. Для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятиям. Использование приемов мнемотехники помогает решить эту проблему.
  3. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.
  4. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
  5. Мнемотехника позволяет целенаправленно формировать связную речь у детей.

Цель - формирование связной речи у дошкольников с ОНР с использованием   приемов мнемотехники.

С учетом поставленной цели я определила следующие задачи:

-     обогащение словарного запаса у детей;

-     формирование умения строить высказывания разных типов (повествовательные,   описательные, рассуждения);

-     формирование умения составлять рассказы по картине, серии сюжетных картин;

-     развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления);

-     перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы.

Глава I. Современное состояние проблемы формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

      1.1. Особенности формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

По мнению Р.Е.Левиной у некоторых детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте задерживается формирование фонетики, лексики и грамматики. Она впервые определила это нарушение как общее недоразвитие речи.

Формированию связной речи уделяли внимание В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко, С.Н.Шаховская и др. Они отмечали низкий уровень используемой фразовой речи и выделяли ряд особенностей формирования  связной речи у детей с ОНР:

- трудности в пересказах проявляются в небольшом объеме текста, нарушении связи между отдельными предложениями, наличии пауз, повторов;

- трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок проявляются в недостаточном понимании связи между отдельными картинками;

- трудности в составлении связного описания картины, проявляются в перечислении объектов, фиксировании на незначительных деталях;

- наибольшую трудность вызывают самостоятельные рассказы на заданную тему.

       Наряду с недостатками формирования речи у детей с ОНР наблюдаются вторичные отклонения в развитии некоторых психических процессов. У данной категории детей  также отмечается сниженная речевая активность, бедность воображения, быстрая утомляемость, плохая переключаемость, отсутствие внимания.

Без целенаправленного обучения и развития дошкольников с ОНР, дети не достигают того уровня умений и навыков связной речи, необходимых для  успешного социального развития и полноценного обучения в школе.

 1.2. Использование приемов мнемотехники в дошкольной педагогике.

Многие исследователи:  С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин придавали большое значение наглядности. Например, К.Д. Ушинский отмечал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Значение моделирования плана высказывания                                                                                                                                                                                                                                                                                       неоднократно подчеркивалось педагогом - психологом  Л.С.Выготским, говорившем о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, а также о том, что каждое звено высказывания должно сменяться последующим. Различные планы в виде схем, наборов предметных и сюжетных картинок использовали в своей работе дефектологи - практики В.К. Воробьева, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткаченко. Впервые использование метода наглядного моделирования - мнемотехники, было предложено логопедами в 90-ых годах для развития речи у детей с ОНР, но это  не было системой, а использовалось лишь в индивидуальной практике. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами; Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями; В.П. Глухов - блоками-квадратами; Т.В. Большева - коллажем; Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказов

Понятие мнемотехника - это система приемов и способов, облегчающих успешное освоение детьми знаний, запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи  в целом. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Основой мнемотехники является дидактический материал в виде мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц.

Мнемоквадрат -  это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определенная информация в небольшом количестве.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, основывающаяся на педагогическом принципе от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей, явлений природы и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно - наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Глава II. Опыт работы по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, с использованием приемов мнемотехники.

  В  нашем  дошкольном образовательном учреждении в коррекционной работе  значительное место  уделяется вопросам развития речи.

  Анализ результатов диагностики по методике Е.А. Стребелевой,  на начало первого года обучения показал, что у детей данной категории достаточно низкий уровень развития связной речи. Именно эти низкие  показатели послужили поводом для того, что традиционных средств, используемых в обучении, оказалось  недостаточно для детей с речевой патологией из-за структуры дефекта ОНР. Я пришла к выводу, что необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, а именно - приемы мнемотехники. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений.

Направления работы:

  1. Коррекционные занятия с детьми.

    Опираясь на опыт педагогов, я  разработала:

-     перспективный план работы по формированию связной речи у детей с ОНР на два года обучения

-     конспекты непосредственой образовательной деятельности с мнемотаблицами по лексическим темам

  1. Взаимодействие с педагогами ДОУ.

-     Для воспитателей логопедической группы, для закрепления полученных на занятиях знаний, подобраю стихи, загадки, составляю к ним мнемотаблицы

-     Для воспитателей логопедических и общеразвивающих групп разрабатываю и  провожу консультации и мастер - классы, с целью повышения педагогической компетенции вопросам развития связной речи у детей дошкольного возраста

  1. Оказание консультативной помощи родителям.

Очень важно организовать правильное взаимодействие с родителями так, чтобы они стали непосредственными участники педагогического процесса.

С целью оказания им практической помощи показываю открытые занятия, провожу консультации, подбираю игры и упражнения для занятий с детьми  дома

Приёмы и принципы.

     В работе с детьми по развитию связной речи я  использую   следующие приёмы мнемотехники:

-      перекодирования (слово переводится в рисунок);

-      анологии (ассоциация слова с каким – либо предметом);

-      силуэтного изображения (предметы, персонажи изображаются в силуэтном виде;

-     числобуквенный приём (добавление в таблицу чисел, букв);

-      картинографии (эпизоды из картины).

    Используя в своей работе приемы мнемотехники  для формирования связной речи, учитываю следующие принципы:

-     свободу выбора: в любом обучающем действии предоставляю ребенку свободу выбора;

-     открытости: предоставляю детям работать с открытыми задачами;

-     деятельности: в любое задание включаю практическую деятельность;

-     обратной связи: регулярно контролирую процесс усвоения детьми мыслительных операций;

-     идеальности: задания не требуют специального оборудования, могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

     Использование приемов мнемотехники я включаю во все виды связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Это дало несомненные преимущества:

-     в активизации познавательной деятельности детей;

-     в создании мотивационных установок на проявление творчества;

-     в создании условий для развития образной стороны речи у детей;

-     в повышении эффективности овладением всеми языковыми средствами;

-     в формировании осознанности лексико - грамматических конструкций;

-     в развитии гибкости аналитико – синтетических операций в мыслительной деятельности.

Вся работа по использованию  приёмов мнемотехники проходила поэтапно,  от простого к сложному. На подготовительном этапе был использован прием перекодирования - слово переводилось в рисунок. Я знакомила детей с простейшими мнемоквадратами.  Таким образом проводилась работа над словом. Например, я давала слово «мальчик», его символическое изображение. Дети постепенно осваивали понятие, что значит «зашифровать слово». На данном этапе я использовала цветные изображения, так как у детей в памяти быстрее остаются отдельные образы: солнышко - желтое, небо - синее, огурец - зеленый. В этот период большую работу проводили как воспитатели, так и родители. В задачи воспитателей входило обогащение и активизация словаря у детей по изучаемой теме. Родители вместе с детьми выполняли зарисовки предметов дома, тем самым закрепляя умения детей. Когда дети усваивали символическое  изображение предметов, я заменяла их другой заставкой в графическом виде. На данном этапе использовался прием аналогии, т.е на что может быть похож предмет. Таким образом, постепенно от использования мнемоквадратов, я подводила детей к использованию мнемодорожек, с помощью которых дошкольники  «кодировали» уже сочетания слов, запоминали и воспроизводили предложения по условным символам. Не всем детям легко давались данные приемы, поэтому мы неоднократно возвращались  к использованию мнемоквадратов и мнемодорожек.

Только после усвоения мнемодорожек всеми детьми я переходила к знакомству их с мнемотаблицей. Количество ячеек в таблице зависело от сложности и размера текста, а также от возраста, индивидуальных особенностей и способностей детей. Работа с мнемотаблицей начиналась с рассматривания таблицы и разбора того, что в ней изображено. На втором этапе осуществлялось перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществлялся пересказ.

В работе над пересказом  на начальном этапе  я использовала наглядные модели сказок и использовала прием силуэтного изображения. Например: я рассказывала  сказку «Репка»,  дети постепенно выставляли символы - заместители с изображением героев сказки. Я добивалась, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучал в данный момент. Элементами модели являлись картинки с изображением персонажей сказки, которые в дальнейшем заменялись силуэтными изображениями и вносились в мнемотаблицу. Изображение главных героев сказки являлось опорным в таблице, через них шло осознание, понимание содержания самой сказки. Таким образом, мнемотаблица служила планом пересказа.

При знакомстве детей  с сезонными явлениями природы я использовала обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», в которые я  вводила  не только цветовые,  но буквенные обозначения  времен года, при этом знакомила детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлений. На данном этапе я использовала числобуквенный  прием или прием опор.

При обучении детей составлению рассказа – описания я применяла схемы Т.А. Ткаченко, которые брала за основу, но их изменяла и совершенствовала. Опорные схемы помогали дошкольникам самостоятельно определять главные свойства предметов, их признаков, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков, обогащали словарный запас. Как только дети осваивали составление рассказа - описания об одном предмете, я их обучала составлять сюжетный рассказ по набору предметов, подбирая мнемотаблицы так, чтобы им нетрудно было наметить сюжетную линию. Воспитатели  закрепляли полученные знания и умения: дети  составляли загадки - описания, отгадывали их, заучивали стихотворения, пересказывали рассказы, пользуясь готовыми схемами, составляли свои мнемотаблицы.

За весь период обучения по данному направлению провела сравнительную диагностику уровня развития связной речи у детей с ОНР.

Уже после первого года обучения детей с использованием приёмов мнемотехники на занятиях по развитию связной речи отметилась положительная динамика: у детей значительно расширился пассивный и активный словарный запас, меньше стало возникать трудностей при составлении описательных рассказов, дети стали соблюдать последовательность при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, пересказывать текст.

На втором году обучения продолжилась работа с детьми по формированию связной речи с использованием приемов мнемотехники. На данном этапе усложнялось не только содержание мнемотаблиц (я старалась меньше использовать цветные мнемотаблицы, увеличилось количество ячеек в таблице, дети уже сами составляли элементарные графические изображения предметов, явлений и т.д.),  но и усложнялся текст, предлагаемый детям для составления пересказа. Особое внимание уделяла обучению детей составлению рассказа по сюжетной картине. В качестве элементов модели выступали картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины, картина рассматривалась частями. Особенно сложным для детей было составление рассказа по пейзажной картине. Если при составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной  модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В качестве подготовительного упражнения по формированию навыка составления рассказа по пейзажной картине и поддержания устойчивого внимания детей я применяла приём - игру «Оживи картинку». Игра являлась как - бы плавным переходом от составления  рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине, к составлению творческого рассказа. Детям предлагалась картина с ограниченным количеством пейзажных объектов и мелкие изображения живых предметов - «оживлялок», которые оказывались в данной композиции. Постепенно дети осваивали описание пейзажных объектов, а красочность и динамичность их рассказов достигалась включением описаний и действий живых предметов. Работа по таким картинам проходила в несколько этапов:

-     выделение значимых объектов картины;

-     рассматривание и подробное описание внешнего вида и свойства каждого объекта;                                                                                                   

-     определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

-     объединение мини – рассказов в единый сюжет.

На данном этапе использовался прием картинографии.

Данные приемы мнемотехники являются доступными, интересными для дошкольников с ОНР, подходящими для их возраста, учитывающими психические особенности, они воспринимаются детьми как игра, а не образовательный процесс.

 Благодаря использованию приемов мнемотехники в работе по формированию связной речи у дошкольников с ОНР по результатам  диагностики была отмечена положительная динамика.

У детей повысился уровень активного словарного запаса, улучшилось понимание речи, уменьшилось количество грамматических и лексических ошибок. Качественно и количественно улучшились параметры связности и целостности языкового оформления речи. Речь детей обогатилась словами – признаками, словами-антонимами, синонимами, ответы на вопросы стали более развернутыми, в речи появились сложные предложения, исчезли длительные паузы. Дошкольники стали более активными на занятиях, перестали бояться отвечать на вопросы, появился интерес к заданиям. Связно, последовательно и выразительно стали передавать готовый текст без помощи взрослого, самостоятельно составлять описательный, повествовательные рассказы, развивать сюжетную линию в соответствии с содержанием. Из диагностики, проведённой психологом дошкольной образовательной организации видно, что у детей значительно повысился уровень развития психических процессов, которые являются важнейшим показателем школьной зрелости.

Положительные результаты использования приёмов мнемотехники по развитию связной речи стали начальным этапом для применения приёмов мнемотехники в других разделах речевого развития. Данные приёмы мнемотехники могут быть использованы в работе с детьми воспитателями общеразвивающих групп, дефектологами в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, использование приёмов мнемотехники в работе по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является важным способом речевого развития, расширяет представление детей об окружающем мире, развивает психические процессы. Представленные приёмы позволяют повысить эффективность коррекции речевого развития, способствуют повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь, что в свою очередь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению, а также являются средствами формирования одного из ключевых  понятий – овладение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Опыт моей работы обобщён в дошкольном учреждении, им  могут воспользоваться   педагоги  нашего детского сада и других детских садов города. Опытом работы  неоднократно делилась  на городских методических  объединениях учителей-логопедов.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.