Талагаева Александра Алексеевна
студентка 3 курса психологического факультета
направление подготовки Психология развития (магистратура), государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Согласно данным ВОЗ: во всем мире насчитывается около 285 миллионов человек, страдающих от нарушений зрения, из которых 45 миллионов поражены слепотой и 246 миллионов имеют пониженное зрение.
Младший школьный возраст является значительным периодом в становлении человека как личности. В этот период у ребенка раскрываются способности и развиваются все основные качества личности. Память - это неотъемлемая часть психической жизни личности, включая и зрительную память, которая развивается при нарушениях зрения. Такое развитие аномально и своеобразно, снижается, объем точность и скорость запоминания, снижается мотивация готовности запоминать информацию.
Эту проблему исследовали, Л.С. Выготский, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др. Объем и полнота зрительного восприятия, во многом превосходит все органы чувств человека. В кору больших полушарий головного мозга поступает около 90 % зрительной информации. Недостаточная работа сенсорной системы ребенка ведет к дефекту всей сенсорной-перцептивный сферы, происходит перестройка работы корковых центров ГМ.
При нарушении зрения у детей происходят следующие изменения:
- неполнота передаваемой информации;
- фрагментарность;
- слабое объединение образов.
Так как зрение является неотъемлемой частью жизнедеятельности ребенка и полноценного его развития, нарушение ведет к появления вторичных нарушений, таких как физическое и психическое развитие.
Существуют 3 причины нарушения зрения у людей:
- Врожденное
- Приобретенное
- Наследственное
Актуальность данного исследования заключается в рассмотрении проблем развития зрительной памяти у слабовидящих детей и различия зрительной памяти между детьми, имеющих нормальное зрение и детьми, имеющих инвалидность по зрению.
Цель исследования: сравнить особенности развития зрительной памяти у детей, имеющих нормальное зрение и детей, имеющих инвалидность по зрению.
Задачи исследования, которые были поставлены:
- Выявить уровень развития зрительной памяти у детей, имеющих нормальное зрение и детей, имеющих инвалидность по зрению.
- Рассмотреть особенности кратковременной и долгосрочной памяти.
- Провести корреляционный анализ между уровнем развития зрительной памяти у девочек и мальчиков (динамика развития, 2 класс, 3 класс, 4 класс)
Объект исследования: ученики, с нормальным зрением и с нарушением зрения
Предмет: зрительная память
Гипотеза: существует взаимосвязь между объемом памяти (краткосрочная, долгосрочная) и типом памяти (механическая, логическая).
Исследование было проведено на базе ГБОУ №509 Красносельского района, Санкт-Петербурга.
Методы исследования: Методика "Определение типа памяти", Методика "Изучение логической и механической памяти", Методика «Оценка долговременной и кратковременной памяти»
В результате частного анализа данных среди испытуемых 1, 2, 3, 4 классов с нормальным зрением и с нарушением зрения был выделен следующий преобладающий тип памяти (Рис. 1):
- дети имеющие нормальное зрение имеют следующие показатели
1-2 класс, Зрительная память – 45%, Слуховая – 25%, Комбинированная (2 класс) – 15%, Моторно/слуховая (2 класс) – 15%.
3-4 класс, Зрительная память – 35%, Слуховая – 15%, Комбинированная – 25%, Моторно/слуховая – 25%.
- дети с нарушение зрения имеют следующие показатели:
1-2 класс, Зрительная память – 30%, слуховая – 55%, Комбинированная (2 класс) – 15%, Моторно/слуховая (2 класс) – 0%.
3-4 класс, Зрительная память – 25%, Слуховая – 50%, Комбинированная – 20%, Моторно/слуховая – 5%.
В результате сравнительного анализа данных можно сделать следующие выводы по преобладающему типу памяти у младших школьников, имеющих нормальное зрение и нарушение зрения:
- у детей 1-2 классов, имеющие нормальное зрение выявлено преобладание зрительной памяти, а у детей с нарушением зрения, преобладает слуховая память. У детей в младшем школьном возрасте 1-2 класс запоминание носит наглядно-образный характер, в этом возрасте у детей запоминание мало отличается от памяти дошкольников.
Дети, имеющие нарушение зрения, испытывают трудности в процессе запоминания, т.к. у детей не развита логическая память, обусловлено это своеобразием восприятия и связанными с ними особенностями мышления.
Рис. 1 Результаты исследования по методике "Определение типа памяти"
По результатам методики "Изучение логической и механической памяти" были выявлены следующие результаты (Рис. 2):
- Дети имеющие нормальное зрение:
1-2 класс лучше развита механическая память 85%, логическая память – 35%
3-4 класс результат показал существенные изменения лучше развита логическая память 75% и механическая память 80%
- Дети с нарушением зрения
1-2 класс механическая память 75% логическая память 45%
3-4 класс логическая память 55% механическая память 75%
При сравнительном анализе данных были получены следующие выводы:
- дети с нормальным зрением в начале обучения имеют механическую память, в процессе развития и взросления у детей развивается логическое мышление, что приводит к развитию логической памяти.
- дети с нарушением зрения в процессе развития имеют недостаточно развитую логическую память это обусловлено своеобразным восприятием, связанным с особенностью мышления слабовидящих детей.
Дети с нарушенными зрительными функциями, лучше запоминают материал, который несет в себе смысловую нагрузку.
Рис. 2 Результаты исследования механической и логической памяти
По результатам методики «Оценка кратковременной и долговременной слуховой памяти» А.Р. Лурия были получены следующие результаты:
Таблица 1
Результаты оценки кратковременной и долговременной слуховой памяти
|
|
Дети с нарушением зрения (1-2 класс) |
Дети с нарушением зрения (3-4 класс) |
Дети с нормальным зрением (1-2 класс) |
Дети с нормальным зрением (3-4 класс) |
Кратковременная слуховая память |
10 баллов - очень высокий. |
0% |
5% |
5% |
15% |
8-9 баллов - высокий. |
5% |
15% |
25% |
35% |
|
4-7 баллов - средний |
80% |
75% |
70% |
45% |
|
2-3 балла - низкий. |
10% |
5% |
0% |
5% |
|
0-1 балл - очень низкий. |
5% |
0% |
0% |
0% |
|
Долговременная слуховая память |
10 баллов – Очень высокий
|
0% |
0% |
0% |
5% |
7-9 балл – высокий
|
15% |
30% |
10% |
40% |
|
4-6 балл – средний
|
70% |
60% |
75% |
55% |
|
3-0 балл - низкий |
15% |
10% |
5% |
10% |
По результатам исследования было выявлено, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают информацию на слух и воспроизводят ее, при оценке долговременной памяти, но показатели практически выравниваются к 3-4 классу.
По результатам методики «Оценка кратковременной и долговременной зрительной памяти» были получены следующие результаты:
Таблица 2
Результаты оценки кратковременной и долговременной зрительной памяти
|
|
Дети с нарушением зрения (1-2 класс) |
Дети с нарушением зрения (3-4 класс) |
Дети с нормальным зрением (1-2 класс) |
Дети с нормальным зрением (3-4 класс) |
Кратковременная зрительная память |
Высокий |
0% |
5% |
45% |
40% |
Средний |
15% |
35% |
55% |
55% |
|
Низкий |
85% |
60% |
5% |
5% |
|
Долговременная зрительная память |
Высокий |
0% |
0% |
10% |
25% |
Средний |
5% |
15% |
55% |
65% |
|
Низкий |
95% |
85% |
35% |
10% |
По результатам сравнительного анализа данных были получены следующие результаты:
- у детей с нарушением зрения, сохранение и забывание информации (процессы памяти), отражающие прочность временных нервных связей, зависят от качества усвоения, значимости и числа повторения. У детей наряду с длительным сохранением происходит быстрое забывание. Это обусловлено тем, что такие дети не имеют возможности повторно воспринимать материал, а без подкрепления образы угасают.
Быстрое забывание материала обуславливаются недостаточной значимостью для ребенка.
- дети с нормальным зрением (1-2 класс), лучше запоминают материал воспроизводя его сразу (кратковременная память), к 3-4му классу, у детей улучшается объем долговременной памяти т.к. развивается логическое мышление и запоминание.
Для выявления корреляции между логической и механической памяти и показателями кратковременной и долговременной памяти был использован метод анализа данных Пирсона.
Таблица 3
Корреляционный анализ взаимосвязей между логической и механической памяти и показателями кратковременной и долговременной памяти у учащихся младших классов (критерий Пирсона)
|
Механическая память (с нарушением зрения) 3-4 класс |
Логическая память (с нарушением зрения) 3-4 класс |
Механическая память (нормальное зрение) 3-4 класс |
Логическая память (нормальное зрение) 3-4 класс |
Долговременная зрительная память |
0,12 |
0,56 |
0,33 |
0,68 |
Кратковременная зрительная память |
0,65 |
0,33 |
0,75 |
0,70 |
Выделяют следующие градации корреляции:
до 0,2 – корреляции нет
до 0,5 - слабая корреляция
до 0,7 - средняя корреляция
до 0,9 - высокая корреляция
свыше 0,9 - очень высокая корреляция.
* различия статистически достоверны (р≤0,05)
Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что выявлена статистически значимая положительная корреляция между объемом памяти и типом.
С точки зрения моего исследования, было доказано, что объем памяти ребенка тесно связан с типом памяти младших школьников.
Исследование помогло вывить взаимосвязь объема памяти и типов памяти. Дети с нарушением зрения в 3-4 классе.
Для развития памяти у детей, имеющих нарушение зрения нужно приобщить их к различным видам деятельности и больше использовать все сохранные анализаторы, так же остаточное зрение будет являться стимулом для гармоничного развития всех видов памяти (словесно- логической, образной, эмоциональной)
Список литературы
- Асмолов, А.Г. Принципы организации памяти человека [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж, 1996. – Разд. 2. – Гл. 2. – С.164-256.
- Аткинсон, Р.С. Человеческая память и процесс обучения [Текст] / Р.С. Аткинсон. — М.: Прогресс, 1980. – 457 с. 2. Вейн, А.М., Память человека [Текст]: монография / А.М. Вейн, Б.И. Каменецкая. – М.: Наука, 1973.
- Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – М. : СПб: Питер, 2001. – 288с.
- Выготский, Л.С. Память и её развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. – С. 381-395.
- Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский – М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
- Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332с.
- Голубева, Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека [Текст] / Э.А. Голубева. – М. : Педагогика, 1980. – 151с.
- Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]: учебн. пособие для студ. высших учебн. заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Лурия, А.Р. Нейропсихология индивидуальных различий [Текст] / под ред. Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова, И.В. Ефимова, Е.Д. Хомской. – М.: Рос.пед. Агенство, 1997. – 286с.
- Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. / Р. С. Немов // кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
- Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учеб. пособие. – М.: РАОИКП, 1999.
- Слабовидящий ребенок в начальной школе: реф. пер. / сост.-пер. Г. С. Елфимова. – Москва : Рос. гос. б-ка для слепых. 2010. – 31 с.
- Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А.А. Смирнов. – М.: Просвещение, 1966. – 422 с.
- Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 250 с.