Стрижак Ольга Витальевна
Педагог-психолог
ГКОУ РО Волгодонская школа-интернат № 14
Ростовская область
г. Волгодонск
Тренинг: «Сплочение детского коллектива»
Задачи: сплочение детского коллектива; развитие вербальных и невербальных навыков коммуникации. Осознание себя командой. Осознание каждым участником своей роли, функций в группе.
Оборудование: мяч.
Обучающихся 9-11 классов.
Продолжительность тренинга 45-50 минут.
Ход занятия:
Организационный момент.
Принятие правил:
- внимательно слушать, когда говорят другие;
- уважать чужое мнение;
- начинать свою речь словами «я»;
- говорить по одному.
Разминка.
Все сидят в круге. Под два хлопка ладонями всей группой каждый произносит свое имя, пока не представится последний участник. Дальше каждый выбирает себе название животного. Два хлопка ладонями – свое имя, два хлопка по коленям – название животного. Следующий круг можно усложнить при переходе хода: хлопки ладонями – свое имя, хлопки по коленям – имя того, кому хочешь передать ход. Аналогично можно поступить и с названиями животных.
Упражнения на создание работоспособности.
- Полукруг. Каждый по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все повторяют.
- Высказывание пожеланий. Бросают мяч тому, кому хотят пожелать чего-либо.
- Мяч бросают друг другу, называя имя того, кому его передают. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, все остальные воспроизводят ее. Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее.
Рефлексия
Игра «Атомы».
Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам – это «атом». «Атомы» постоянно двигаются и время от времени объединяются в «молекулы». Число «атомов» в «молекуле» может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от этого. Объединяются таким образом: нужно стать лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.
Рефлексия
Упражнение «Доверие».
- Назначение: развитие умений чувствовать другого.
Группа выбирает ведущего – «поводыря», задача которого в течение 5–7 мин водить группу с завязанными глазами по комнате. Участники держат друг друга за талию или за плечи. После проведения игры каждый описывает свои ощущения, степень доверия «поводырю».
- Все стоят в круге, плотно прижавшись друг к другу. В середине круга – участник с закрытыми глазами, расслабившись, падает на руки играющих. Они раскачивают его, стараясь не производить грубых движений. Игра продолжается, пока все не побывают в круге.
Инструкция. Участник с закрытыми глазами падает на спину. Его подхватывают члены группы. Нужно постараться, чтобы играющий упал как можно ниже.
Каждый делится своими чувствами относительно руководства и ответственности за благополучие других.
Рефлексия
Игра «Эхо»
Назначение: отработка умений эмпатийного понимания. Выступающий предъявляет группе и одному из участников свой рассказ на значимую для него тему. Слушающий должен повторить смысл сообщения, показывая, что понял и почувствовал его. После этого первый участник подтверждает, что был понят правильно, и отмечает те моменты, которые не были правильно поняты. Второй участник начинает свой рассказ.
Рефлексия
Домашнее задание
Проанализировать те особенности, которые каждый проявляет в общении с людьми и которые отличают его от других.