Молчанова Татьяна Викторовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 19 "Алёнушка" с. Шепси
Конспект образовательной ситуации по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Путешествие в страну сказок»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: обобщить знания русских народных сказок; продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблице; закрепить знания сенсорных эталонов: форма, цвет.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
- Обогащать словарь детей словами народной лексики (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок), добиваться правильного и четкого произношения слов.
- Активизировать речь детей во время отгадывания загадок, рассматривания иллюстраций к сказкам, картинок с изображением героев сказок.
- Активизировать в речи детей пространственные предлоги.
- Продолжать изучение сенсорных эталонов.
Развивающие:
- Развивать желание импровизировать сюжеты знакомых детям сказок, используя средства выразительности: мимику, жесты, движения.
- Развивать связную речь детей, интонационную выразительность, силу голоса, зрительное и слуховое внимание.
- Развивать эстетическое восприятие художественных образов и эмоциональное отношение к ним;
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, умение сопереживать героям, приходить на помощь.
- Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам; желание слушать сказки.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.
Методы и приемы.
- Игровые: создание воображаемой ситуации, игра-драматизация.
- Словесные: беседа, художественное слово, рассказ педагога и детей.
- Наглядные: демонстрация иллюстраций, рассматривание.
- Практические: пальчиковая гимнастика.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы: ноутбук; дорожка с геометрическими фигурами; иллюстрация к сказке «Теремок»; сундучок; шарик с запиской; мнемотаблица к сказке «Репка»; конверт с загадкой, декоративные деревья; кукла «колобок»; макеты пеньков; музыкальное сопровождение (фонограмма мелодии: «В гостях у сказки»)
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказкам; отгадывание загадок; игры-драматизации по сказкам; игры в настольный театр.
Планируемый результат: у детей формируется умение рассказывать сказки, активизируется речь в процессе рассматривания иллюстраций и отгадывания загадок, обогатится словарь словами народной лексики.
Ход основной образовательной деятельности (ООД)
I. Организационная часть
Дети входят в группу и становятся кругом.
Воспитатель. - Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся».
Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу (опустить руки, подуть на ладони).
Воспитатель. - Сегодня у нас с вами необычный день, а сказочный.
Воспитатель: - Скажите, а вы любите сказки?
Дети: - Да.
Воспитатель: Пойдете со мной путешествовать по сказке?
Дети: Да
II. Основная часть
Воспитатель:
- По дорожке дети шли, шарик сказочный нашли.
Шарик то не простой, он волшебный,вот какой!
- Ребята, а здесь записка, давайте посмотри, что там? Этот шарик нам прислала Сказочница Марья из «Страны Сказок». Она пишет, что у жителей Страны Сказок случилась беда, герои перепутались в сказках. Сказочница Марья просит помочь вернуть героев в свои сказки. Поможем ей, ребята?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Но, чтобы нам, не заблудится, Сказочница Марья передала волшебный клубочек, он будет показывать дорогу в Страну Сказок.
Воспитатель: -Давайте мы с вами отправимся в путешествие, в Страну Сказок.
Воспитатель: - Все готовы к путешествию?
Дети: - Да.
Воспитатель: - «Ты, клубочек, покатись, побеги, и нас в сказку приведи!». (катят клубочек и идут за ним)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, дорожка то наша заколдована. Чтобы по ней пройти и попасть в Страну Сказок нужно сначала отгадать что- же на этой дорожке нарисовано? Ребята, давайте мы с вами, сначала отгадаем, что на ней нарисовано, а потом пройдем по дорожке.
(Дети называют геометрические фигуры и их цвет, а затем проходят по дорожке)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, тут за елкой на опушке, чья-то спряталась избушка!
Не велик собою дом, но зато вместителен,
Уместиться можно в нём, самым разным жителям,
Не висит на нём замок, это домик…
Дети – «Теремок».
Воспитатель: (Показывает иллюстрацию к сказке «Теремок»)
- Верно, ребята, мы отгадали сказку, это сказка «Теремок».
Воспитатель:
Кто первым нашел домик-теремок?
Дети: - Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочек.
Воспитатель: - А кто не поместился в теремок и раздавил его?
Дети: - Медведь.
Давайте мы с вами поможем зверям построить новый теремок. Приготовьте свои молоточки, начнем строить!
Пальчиковая игра «Стройка»
Тук-тук-тук-по стук, раздается где-то стук
Молоточки стучат, строят домик для зверят.
Вот с такою крышею, вот с такими стенами,
Вот с такими окнами, вот с такою дверью.
На двери весит замок, кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили, постучали и - открыли.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, помогли героям сказки «Теремок» вернуться в свою сказку.
Воспитатель: - Ребята, скажите, в какой сказке мы с вами сейчас побывали?
Дети: - В сказке «Теремок».
Воспитатель: - Ну что ж, нам пора отправляться дальше в путь.
- «Ты, клубочек, покатись, побеги, и нас в сказку приведи!». (катят клубочек и идут за ним)
По дороге дети шли на пеньке конверт нашли. Давайте посмотрим, что в конверте, а, да здесь загадка для нас с вами!
Посадил ее Дед, и выросла она большая пребольшая! Как называется эта сказка?
Дети. – «Репка»
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем сказку «Репка» и вернем ее героев в сказку.
(Дети вместе с воспитателем рассказывают сказку «Репка»)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, помогли героям сказки «Репка» вернуться в свою сказку.
Воспитатель: - Ребята, а в какой сказке мы с вами побывали?
Дети: - «Репка».
Воспитатель: - Нам нужно идти дальше.
- «Ты, клубочек, покатись, побеги, и нас в сказку приведи!». (катят клубочек и идут за ним)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а это что? Это сундучок. А сундучок-то не простой,! он волшебный? Чтобы открыть его, давайте с вами разгадаем загадку.
Воспитатель:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке…
Воспитатель: - Кто покатился по дорожке?
Дети: - Колобок.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку.
(Воспитатель показывает игрушку Колобок к сказке «Колобок»)
Воспитатель: - Какой Колобок красивый, румяный, - погладьте его! (Рассматривают Колобка)
Воспитатель: - Кто испек Колобка?
Дети: - Баба.Бабушка.
Воспитатель: - Кого встретил Колобок в лесу, когда катился по дорожке?
Дети: - зайца, волка, медведя, лису.
Воспитатель: - А кто съел Колобка?
Дети: - Лиса.
Воспитатель: - Давайте, мы с вами, споем песенку, про Колобка.
Динамическая пауза «Колобок»
Колобок, Колобок, теплый и румяный! (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок! (прыжки на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился! (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по кругу)
И попал ко мне в ладошки! (соединяют ладони «лодочкой»)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, помогли героям сказки «Колобок» вернуться в свою сказку!
III Заключительная часть. Итог занятия.
Воспитатель: - Вам понравилось наше путешествие?
Дети: - да.
Воспитатель: - В каких сказках мы с вами побывали? Давайте вспомним!
Дети: - Сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок».
Воспитатель: - Очень грустно, но наше путешествие, подходит к концу, Сказочница Марья говорит вам, большое спасибо, за то, что вы, помогли сказочным героям вернуться в свои сказки!
Воспитатель: - Нам с вами, пора возвращаться в детский сад! Клубочек просит нас взяться руками за ниточку, закрыть глаза и сказать волшебные слова! «1, 2, 3! Клубочек, в садик нас верни!». Глазки открываем, вот мы с вами и в детском саду. Спасибо вам, ребята, что вы путешествовали вместе со мной.