Черникова Ольга Анатольевна
Педагог-психолог Г(О)БУ Центр «СемьЯ»
Липецкая область
Долгоруковский район
c.Долгоруково
«В структуре личности подростка
нет ничего устойчивого,
окончательного, неподвижного»
Л.С.Выготский
По роду своей деятельности я много лет проработала в реабилитационном центре для несовершеннолетних. Воспитанники этого центра – это, в основном дети из неблагополучных семей. Семья для ребёнка является первым и главным социальным институтом. Здесь он впитывает все нормы и правила, присущие его семье, ещё не понимая, что образ жизни родителей противоречит моральным устоям общества. Проживая в такой семье, ребёнок изначально попадает в группу риска и в дальнейшем это нередко приводит к девиантному, то есть отклоняющемуся от наиболее важных социальных правил и норм общества поведению.
Не получая любви, ласки, заботы, у ребёнка начинает проявляться протестное поведение: это прогулы школьных занятий, уходы из дома, бродяжничество, попрошайничество, агрессивное поведение, ранняя алкоголизация, курение, употребление ПАВ и др.
Большой объем неорганизованного свободного времени и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам и формированию у них девиантного поведения.
Досуг может стать огромным стимулом для развития личности. В этом заключен его воспитательный потенциал. Однако, свободное время, не организованное должным образом, может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира человека. Поэтому в работе с детьми необходимо стараться грамотно организовать их досуг.
Содержание досуга многолико, как и многолики человеческие интересы, увлечения. Работая с детьми, мы должны понимать и принимать их желания, создавать благоприятные условия для реализации и творческого воплощения многообразных детских интересов. Определяя форму организации досуга, прежде всего, ориентироваться на содержание деятельности детей, их интересы и потребности.
Таким образом, работая и сейчас в центре «СемьЯ» мы помогаем организовывать досуговую деятельность детей. Налаживая связь с разли
чными социальными партнерами стараемся включать различные формы образовательной, творческой, спортивной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы детей, а именно:
- формируем в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха (рисование, ручной труд, спортивные мероприятия, театральные постановки);
- вырабатываем навыки ответственного поведения через занятия коллективным детским творчеством; через развитие трудовых навыков посредством включения в общественно-полезный труд (субботники, помощь пожилым, оказание помощи нуждающимся в период пандемии и т. д);
- развиваем творческий потенциал ребенка через организацию конкурсов, познавательных и развлекательных экскурсий, посещение театров, выставок, просмотра научно-популярных фильмов;
- учим ребенка вести здоровый образ жизни через организацию тематических занятий (по здоровому образу жизни, профилактике употребления табака, алкоголя, психоактивных веществ);
- воспитываем нравственную личность через беседы и лекции по формированию толерантности, развитию правовой грамотности, эстетическому воспитанию, профилактике правонарушений.
Мы налаживаем связь и организовываем встречи с различными общественными организациями, которые помогают в организации досуга ребят (благотворительный фонд «Прикоснись к добру», «Русское радио», байкеры, «Казачья станица «Долгоруковская»). А дети, в свою очередь, от этого сотрудничества приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Вовлекаем детей в детско-юношеский туризм - это приоритетный вид в социальном туризме и способствует гармоничному развитию детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия. Развитие социального туризма, является приоритетной задачей, для туризма в Липецкой области. Так как социальный туризм влияет на внутренний мир детей, их социалиацию и играет немаловажную роль в профилактике девиантного поведения подростков
Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование коллективизма, и формирование индивидуальной личности подростка.