ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Спиридонова Ольга Ивановна

Педагог-психолог МАДОУ

 «Детский сад комбинированного вида №14» КГО,

г. Камышлов

 Язык искусства — красок, линий, форм и образов — говорит нам о том, что очень сложно выразить при помощи слов. Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Арт-терапия, как профессиональная деятельность, — сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.

 Основной принцип арт-терапии — безоценочное одобрение творческой деятельности  нормотипичного ребенка или ребенка с ОВЗ, или  взрослого. Именно безоценочное отношение и безусловное принятие создают атмосферу доверия и понимания, необходимую для достижения намеченных целей. Занятия по арт-терапии отличаются от обучающих занятий изобразительной деятельностью, танцами, музыкой и другими видами искусства. Главное отличие заключается в том, что лечение искусством не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать или играть на музыкальных инструментах, а создает игровое пространство для самовыражения, раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития познавательных процессов и самопознания

Творческий процесс является интегрирующим элементом в арт-терапии. Креативность — это средство личностного роста, самопонимания и восстановления. Создание художественных продуктов не только помогает раскрыть творческий потенциал личности, но и улучшить здоровье и самочувствие.

Одно из главных достоинств рисуночной терапии в том, что они позволяют ребенку раскрыться в увлекательном процессе спонтанного творчества, результаты которого не будут оценены отрицательно. Известно, что дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей наблюдается наибольший интерес к рисованию. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Кроме того, рисование связано с радостью, поэтому предлагается заниматься рисованием особенно тревожным детям, кто испытывает эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты. Радость повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни.

Арт-терапию часто определяется как способность принести что-то новое и уникальное в существование, как союз противоположностей, впечатлений, идей и понятий, которые кажутся подчас нереальными. Арт-терапия включает такие качества личности, как спонтанность, воображение, оригинальность самовыражения, открытость новому, интуицию. Дети отличаются своей независимостью, автономностью, уверенностью в себе, эмоциональностью, сенситивностью, самопринятием (особенно в части иррационального в личности), авантюризмом и азартом. Арт-терапия является формой ниспровержения барьеров, разрушением границ и отвержением общепринятых правил. Креативный процесс характеризуется осознанием ограничений в мышлении, отношением к миру.

 Дошкольники с удовольствием «говорят» невербально, посредством визуальной и пластичной экспрессии, рисунка. Еще Юнг рассматривал символический язык как наиболее адекватный, более точный и емкий, чем слово. Именно ярко выраженная в детстве способность перенестись из реального мира в мир воображаемый, самостоятельного создать пространство для своих фантазий, умение найти заместители реальных предметов способствует развитию образного мышления, развивает творческий потенциал. Поэтому детские психологи говорят, что игра — это серьезно. К сожалению, многие родители больше внимания уделяют развитию логического мышления, интеллектуальным занятиям, обучению различным умениям и навыкам, а развитию эмоциональной сферы уделяется гораздо меньше времени. Применение в развивающих занятиях с ребенком арт-терапевтических упражнений могут восполнить этот пробел.

 Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свое отношение в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Арт-терапия дает возможность детям и родителям выражать свои эмоции, как позитивные, так и негативные, выйти за привычные рамки стереотипов, проявлять спонтанность, узнать больше о своих внутренних переживаниях, развивать познавательные процессы, проявить свое творческое начало. Для психологов и педагогов-психологов арт-терапевтические упражнения могут помочь в установлении доверительных отношений, в интерпретации и диагностики актуального состояния. Секретный ресурс арт-терапии заключается именно в том, что она дает возможность не навязывая и не заставляя, раскрыть способности, помочь ребенку или взрослому, опираясь на свои сильные стороны, преодолевать трудности. Арт-терапия способствует развитию дара воображения. Обращение взрослого человека к детским воспоминаниям в сложных ситуациях является поиском ресурсного состояния. От родителей во многом зависит, чтобы о детстве у их детей было больше приятных воспоминаний, на которые они смогут опираться в будущем.

 Занятия по  рисуночной терапии проводятся как индивидуально, так и подгрупповые. На занятиях развивают мелкую моторику обеих рук, координацию движений рук, глазомер, чувство цвета, расширение жизненного опыта детей, расслабление, развиваются   воображение и творческие способности.

Умение разрешить себе полностью расслабиться в процессе арт-терапии многие дети находят очень полезным качеством перед началом изобразительной деятельности. Данное условие не является необходимостью в каждой арт-терапевтической сессии, но, тем не менее, релаксация может оказать помощь в снятии напряжения, предубеждений, ложных установок, которые есть у каждого человека. Релаксация необходима многим детям перед началом арт-терапевтической сессии для того, чтобы установить связь между событиями дня и моментом раскрытия личностной креативности. Для релаксации могут быть использованы как вербальные формулы, содержащие информацию, способствующую расслаблению каждой из частей, произносимых арт-терапевтом, так и прослушивание той или иной музыки. Музыкальные произведения для релаксации, используемые перед началом арт-терапевтической сессии, могут относиться к любым музыкальным направлениям, однако оптимального эффекта можно достичь благодаря музыке медитативного характера. Подводя итоги, необходимо заметить, что раскрытие личностной креативности само по себе не является панацеей от существующих эмоциональных проблем, внутриличностных конфликтов, семейных проблем, чувства неудовлетворенностью жизнью. Однако арт-терапия оказывает очень сильное влияние на личность, предоставляя возможность для эксперимента, исследования, открытия, нахождения внутренних ресурсов и их реализации в самоизменении и внутреннем росте. Творческий процесс создания художественных образов способствует развитию адекватной самооценки, уверенности в себе, развивает чувствительность и самопонимание, улучшает качество жизни в целом.

 

 

Список источников:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Академия, 2011. – 247 с. 75 10. Батня, В. Миры на песке. / Батня В. – Рига, Izdevnieciba RaKa, 2010. – 291 c.
  2. Бережная, Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2006.- № 4.
  3. Иванченко В.А., Кулевцова Т.И., Циснецкий А.К. Инновационность образовательных технологий в условиях инклюзивной практики // Вестник педагогических инноваций. 2014. № 2 (34). С. 52-61.

 

 Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.