ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Колесникова Людмила Владимировна, педагог-психолог

Пимахова Александра Владимировна, педагог-психолог

МАОУ Гимназия №18 г Томска

Томская область

г Томск

Цель: повышение осведомленности педагогов о понятии травли (буллинга) и способах их профилактики, формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся.

Задачи:

познакомить педагогов с понятием «буллинг», научить отличать травлю от конфликта;

познакомить педагогов с типичными особенностями детей, которые становятся преследователями, жертвами преследования, наблюдателями;

выработать стратегию поведения для профилактики травли в школьном коллективе;

cпособствовать созданию здоровой атмосферы и конструктивных взаимоотношений в школьных коллективах, между педагогами и обучающимися.

Вступительная часть

Педагог-психолог:

- Добрый день. Наша встреча сегодня посвящена проблеме взаимоотношений в подростковой среде. Но прежде, чем всерьёз погрузится в эту тему, давайте узнаем кто с какой целью пришёл на эту встречу? Наверное, чтобы противостоять травле, выработать общую стратегию реагирования на случаи насилия и знать, как можно их предотвратить.

Вы видели когда-нибудь корабль в бутылке?
  -А как корабль туда попадает? - спросили у людей, которые их делают.
 - Насыпаем всякую ерунду в бутылку, трясём, получаются иногда — корабли, но чаще всякая ерунда. (Юмор)

 -В нашей педагогической профессии мы не можем себе позволить, чтобы получалась «ерунда», у нас должны получаться только «корабли». Отношения в детском коллективе не могут зависеть от цепочки случайностей и от доли везения педагога. Так не получится: «перемешай» и может получится дружный класс. Учитель играет важную роль в формировании классного коллектива, умело руководя групповыми процессами, создавая безопасную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя комфортно в классе и могли спокойно учиться.

Основная часть

Педагоги разделены на четыре группы.

Педагог-психолог:

- Каждая группа получает ситуацию, которая сложилась в классе. Обсудите, что это за ситуация. Травля? Конфликт? Выскажите свое мнение, остальные группы либо соглашаются с представленной точкой зрения, либо опровергают ее.

Задание 1 Группы после обсуждения зачитывают ситуации вслух и относят ее либо к конфликту, либо к одному из видов буллинга.
Что же такое буллинг? Буллинг (от англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — систематическое, регулярно повторяющееся насилие, повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить.
 Итак, буллингом называется агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим. Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы, - три существенных признака буллинга.
Для различения относительно новой, но получившей широкое распространение формы насилия, осуществляемой в виртуальном пространстве, используется термин «кибербуллинг».

Давайте посмотрим отрывок из фильма «Я встретил тех, кто меня травил» (часть1). Вот что говорит Людмила Петрановская, семейный психолог, автор пособия для педагогов по профилактике травли о том, почему не говорят о буллинге:

Пока мы себе врем, мы никогда не найдем решения.

-Когда вы спрашиваете на лекциях у кого была травля или кто был свидетелем, все поднимают руки. И тем не менее, до 2017 года, до вашего первого поста об этом не говорили, почему?

-Мало говорить. Вот есть такая проблема и нужно находить решение. Потому что мало объяснить детям, что так делать нехорошо, нужно готовить педагогов как общаться с классом…

 

Педагог-психолог:

- Вы иногда наблюдали ситуации травли и понимаете, что у некоторых детей есть больше шансов стать жертвой, а некоторые скорее будут агрессорами при неблагоприятном стечении обстоятельств. Предлагаю вам распределить качества и соотнести их с возможной позицией в коллективе.

Задание 2

Группы рассматривают качества обучающегося и относят его либо к «жертве», либо к «агрессору», либо к «союзники агрессора».

Затем проверяют и обсуждают результаты с другими группами.

Педагог-психолог:
- Как вы думаете, на кого влияет буллинг? (группы предлагают варианты).
А теперь давайте послушаем, что по этому поводу говорит Людмила Петрановская:

-Когда вы сказали, что жертве кажется, что все хотят, чтобы ее не было, хотя все на самом деле наоборот. Все хотят, чтобы она была.

-Так и есть. Жертва выполняет определенную роль в группе. Это роль того, с одной стороны, из-за кого все, с другой стороны, пока все из-за него, я в безопасности. И в каком-то смысле все заинтересованы в том, чтобы жертва оставалась там, где она есть, потому что в «дикой группе» всем страшно. Каждый чувствует, что он может оказаться на этом месте. Каждый может стать жертвой группового насилия. Важный момент- проблему буллинга часто воспринимают как проблему только жертвы. Только она страдает, все остальные либо виноваты, либо ни при чем. Но все исследования показывают, что последствия нехорошие для всех участников и даже свидетелей. Нехорошо всем. И если ты был в одной из этих ролей, то ты понимаешь, что так можно. Правила этого мира таковы, что так с людьми можно.

- Ситуация буллинга негативно влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», т.к. если проявление агрессии оказывается эффектным, то это может закрепится в качестве стиля поведения в будущем. Все вовлеченные в насилие участники (пострадавшие, обидчики, свидетели) переживают его негативное влияние на свою жизнедеятельность. Насилие может причинить его участникам психологический, социальный, физический (соматический) и/или академический вред, который может проявляться по-разному в зависимости от роли участника.
«Буллинг-структура» довольно устойчива, при этом «жертвы» и «агрессоры», а также «союзники» часто меняются местами. Профилактика буллинга поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв».
- Как вы думаете, какие дети чаще всего становятся «жертвами» травли? А какие скорее станут «агрессорами»? Кто, скорее всего, станет «союзником агрессора»? Каждой группе предлагается ватман, разделенный на три колонки с надписями «агрессор», «жертва», «союзники». А также характеристики детей, напечатанные на цветной бумаге, разрезанные на отдельные фрагменты.

 Задание 2 Соотнесите характеристики детей с их возможной ролью.

Характеристики в нужном порядке:

Дети – агрессоры (булли):

Это дети, уверенные в том «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиться своих целей;

Не умеющие сочувствовать своим жертвам;

Физически сильные мальчики;

Легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Желающими быть в центре внимания;

Уверенные в своём превосходстве над жертвой;

С высоким уровнем притязаний;

Мечтающие быть лидерами в классе;

Агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве;

Дети не признающие компромиссы;

Со слабым самоконтролем;

Интуитивно чувствующие, какие одноклассники не будут оказывать им сопротивление.

 

Союзники булли:

Боящиеся быть на месте жертвы

 Не желающие выделяться из толпы одноклассников

 Дорожащие своими отношениями с лидерами

Поддающиеся сильному влиянию.

 Не умеющие сопереживать и сочувствовать другим

Безинициативные

Принимающие травлю за развлечение.

Дети жестоких родителей

Из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия

Озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения.

Жертва:

Тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе

Не имеющие ни одного близкого друга из числа сверстников, друг – взрослый.

Пугливые, застенчивые, замкнутые, чувствительные.

Склонные к депрессии и суициду.

Из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия.

Страдающие от одиночества

Верящие, что заслуживают роль жертвы, и пассивно ждущие насилия от преследователей.

Имеющие негативный опыт жизни

Из неблагополучных семей

С комплексами неполноценностей

Не верящие в защиту учителей

Смирившиеся с насилием, как со своей судьбой

Предпочитающие умалчивать о травле и насилии

Не считающие себя частью своего коллектива.

Педагог-психолог:
- Предлагаю вам рассмотреть историю реального человека, который подвергался травле. Это одна из самых мягких историй, в фильме их больше, и они гораздо драматичнее. История Вари:

-Наверное, все началось с одного мальчика, который с первого класса был каким-то не таким. Он не говорил, почти сразу начал бить одноклассников, видимо у него были проблемы в семье, и он вымещал это. Потом вокруг него образовалась свита.

-Помнишь, что они делали?

-Весь класс делал макет, а мы с подругами играли в полет на Марс. Они начали отбирать у нас одежду. Чтобы они этого не делали, мы начали очень громко кричать. У меня всегда был очень громкий голос, и чтобы нас заткнуть они начали затыкать рот и бить головой об шкаф. У меня потекла кровь изо рта, они очень испугались. Об этом узнали старшие, вызвали их, заставили извиняться. Но ощущение, когда весь класс смотрит, как с тобой это происходит, ты не понимаешь, как это возможно…

Педагог-психолог:
-Что можно сделать, чтобы избежать травли? Какие меры как педагоги или классные руководители вы можете предложить?
 Задание 3 записать предложения на флип-чарт по  мерам, которые можно предпринять для профилактики и борьбы с буллингом

-Происходят ли случаи буллинга в «Апельсине»? А если происходят, как ты с ними борешься?

-Я практически уверен, что таких случаев у нас не происходит. Но надо начинать на несколько шагов раньше. Как сделать так, чтобы не…
Буллинг- это сумасшедшее упрощение. Мир черно-белый. Есть хорошие и плохие. Есть правильные и неправильные. Есть ситуации, когда я могу повести себя только одним образом. Людей так научили. Как же мы должны с этим бороться? Надо усложнять. Задача педагога-усложнять. Мы сложные. У нас есть тысяча идей в минуту. Еще педагог должен говорить о том, чем мы отличаемся. «Мы все вместе в едином порыве»- это начало буллинга. Мы прекрасны вместе в своем разнообразии.


Предлагаю вам послушать мнение директора школы «Апельсин» Дмитрия Зицера, основателя школы Неформального образования, которая находится в Питере. Здесь никого не учит жить и не строит по линеечке.

Педагог-психолог:
- А можно поступать еще проще. Каждый класс-это среда, в которой есть свои правила. Это свои ценности. И очень важно для педагога поддерживать эти ценности. Закладывать человечное отношение друг к другу, интересоваться у своих учеников знают ли они как дела у заболевшего одноклассника и знает ли он, что задано классу. Давайте посмотрим одну историю травли со счастливым концом. Рассказывает Светлана Моторина, мама ребенка, пережившего травлю, автор книги «Травля. Со взрослыми согласовано».

-Нас перевели в другой класс, хотя до этого целый год мест не было. Когда я пошла знакомиться с новой учительницей, ребенок был как сгорбленный старичок. И она сказала, что его нужно спасать. И с первого сентября второго класса у нас началась другая жизнь. Мы учились в той же школе, сын постоянно встречался с обидчиками, но все было иначе. Учительница была со мной в контакте. Рассказывала мне о каждом прогрессе ребенка.
В ее классе были правила. И все их выполняли. У нас так «один за всех и все за одного». Она рассказала, что у него были сложности в другом классе, но он теперь наш. И вы встаете стеной и его защищаете…И все быстро кончилось. Когда ребенок заболевает, у них было правило, что все должны ему написать, позвонить, спросить, как у него дела…

Педагог-психолог:
- Как вы думаете, а будут ли эти меры работать? Стоит ли вообще предпринимать какие-либо усилия? (педагоги высказывают свое мнение). Как показывает практика, с обучающимися, вовлеченными в насилие, администрация и педагоги пытаются обсудить происшедшее, примирить конфликтующие стороны, к обидчику применяют дисциплинарные меры, а пострадавшего направляют к социальному педагогу или психологу, если такие имеются в образовательной организации. Однако такие спонтанные меры профилактики не могут восполнить отсутствие в школе систематического целенаправленного обучения «жизненным навыкам», изучения вопросов, связанных с межличностными отношениями в рамках обязательной учебной программы на протяжении всего периода обучения.
 И опять пример школы «Апельсин». Многие, приезжая в это учреждения, диву даются, насколько счастливы там дети. Там нет никаких строгих запретов, никто никого не учит жить и не строит по линеечке. Все прекрасно осознают, что и зачем они делают. Как же это работает?

-Меня все время спрашивают про дополнительные инструменты. Люди в комментариях, которые спрашивают про это… пусть они сделают половину из того, что я сказал. Пусть у них раз в месяц в классе будет тренинг…у нас это называется тренинг, а может называться иначе на тему того, чем каждый из нас уникален. А потом пусть будет тренинг в игровой форме о том, как мы друг с другом взаимодействуем. Чем мне помогает, что в этой школе есть девочка Саша или мальчик Марик. Вот когда они это сделают и скажут, что это не работает, я готов продолжить дискуссию…

 

Заключительная часть

Педагог-психолог:
- Все мы действительно разные. Но нам это помогает, потому что мы дополняем друг друга. Предлагаю вам вместе выполнить упражнение «Мы разные, но мы вместе».

Посмотрите на соседа слева, положите левую руку ему на плечо, взгляните на него и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя", а теперь соседу справа положите правую руку на плечо, посмотрите на него и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя".

Не торопитесь отпускать руки, ведь пока мы все вместе, мы можем окрасить мир в яркие цвета, сделать его хоть капельку добрее и лучше.

В качестве полезного подарка предлагаем вам памятку для класса «диета толерантности», памятки для педагогов и для родителей, материалы для классного часа.

Список использованных источников:

Алексеева И.А. Травля в школе: причины, последствия, помощь. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: 

Баркан Алла. Дедовщина в школе или школьный буллинг. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: 

Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2005. – 111 с.

Постникова С.Б., Налетова С.М.Проект профилактики буллинга учащихся. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: 

«Я встретил тех, кто меня травил / фильм проекта «Нормальные люди» [Электрон. ресурс] – Режим доступа: 

Я встретил тех, кто меня травил… с оружием / фильм проекта «Нормальные люди» [Электрон. ресурс] – Режим доступа:  

Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015. — 150 с.

 Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.