ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Клейменова Елена Николаевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ленинградской области

«Юкковская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Ленинградская область, Всеволжский район, д.Юкки

Организация психолого- педагогического сопровождения  учащихся 1- х классов с ОВЗ

 

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Поэтому важно, каким образом протекают первые шаги ребенка по пути к знаниям, каким образом идет его адаптация и каким образом психолого- педагогический состав школы сопровождает этот путь.

Компоненты сопровождения

Первый компонент – систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса школьников с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития.

Второй компонент - создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития первоклассников.

Третий компонент - создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психического состояния конкретных школьников.

 

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является: определение протекания процесса адаптации, выявление причин дезадаптации, сопровождение первоклассников и разработка рекомендаций для педагогов и родителей с целью снижения рисков дезадаптации и обеспечения развития ребенка (в соответствии с ближайшей зоной развития в соответствующем возрасте и его особенностями здоровья) в соответствии с рекомендованной ПМПК программой обучения,

развитие когнитивно-познавательных процессов, формирование и развитие навыков и умений детей, необходимых для преодоления затруднений в учебной деятельности и общении.

 

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

- диагностика (индивидуальная);

- профилактическое консультирование (индивидуальное и групповое);

- развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

 

Задачи психологического сопровождения на ступени 1 класса начального образования:

– определение готовности к обучению в школе;

- определение уровня развития познавательных способностей;

- определение адаптации к обучению в школе;

- обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации;

- развитие когнитивно-познавательных процессов (внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение, речь) детей;

- формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (внутренняя позиция школьника, навыки саморегуляции и произвольности), развитие самостоятельности, поддержка в формировании желания и «умения учиться»;

- формирование и развитие навыков и умений детей, необходимых для преодоления затруднений в учебной деятельности и общении.

 

 

Три этапа сопровождения

 I этап- Организационно-прогностический. Подбор программ и методик изучения адаптации, подготовка материальной базы, диагностик. Наблюдение и диагностика, посещение и анализ уроков)

 II этап- Практический – Консультирование педагогов и родителей, развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая) согласно Программы сопровождения первоклассников.

III этап – Аналитико- статистический – Анализ работы по сопровождению первоклассников. Выводы и рекомендации.

 

Одним из важных компонентов психологического сопровождения является психологическая диагностика учащихся первых классов начальной школы. Психологическая диагностика проводится на I  и III этапах сопровождения.

В сентябре – октябре и апреле – мае учебного года проводятся исследования социально-психологического статуса первоклассника.

Процедура мониторинга включает обследование детей по тестам:

-«Разноцветные домики» (тест О.А.Ореховой) (методическое обеспечение комплект «Диагностика готовности к школьному обучению» студия Виэль)

-тест Люшера;

-рисование фигуры человека (рисуночный тест Степанов С.С.);

-«Разговор о школе» методика М.Р.Гинзбурга (методическое обеспечение комплект «Диагностика готовности к школьному обучению» студия Виэль);

- 4 субтеста для определение умственного развития младших школьников Э.Ф. Замбавичене

-Диагностика процессов мышления, памяти, зрительный гнозис по диагностическому комплексу Н.Я. Семаго и М.М.Семаго

- Диагностические методики (диск студии Виэль по Нацпроекту «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптации первоклассников»)

 

А также проводится изучение особенностей адаптации первоклассников по опроснику для учителя (методика Л.М.Ковалевой)

 

Основная цель диагностического исследования первоклассников - изучение мотивации учебной деятельности, внутреннего эмоционального состояния на процесс адаптации первоклассников, интеллектуальное и сенсомоторное развитие.

Задачи диагностического исследования включают в себя:

-изучение мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период;

-изучение сенсомоторного и интеллектуального уровня;

-изучение уровня тревожности и причин.

 

Коррекционный (практический) этап включает себя:

-Знакомство школьника с нормами школьной жизни

-Развитие познавательных процессов.

-Развитие эмоционально-волевой сферы

-Развитие коммуникативных умений и навыков

Коррекционную работу педагога-психолога на этом этапе можно разделить на два вида: групповая и индивидуальная работа с детьми, с проблемами в процессе адаптации и с учащимися, имеющими проблемы психологического и учебного характера.

В начале данного этапа педагог-психолог начинает проводить групповые коррекционно-развивающие занятий для детей с низким уровнем адаптации к школе. Для этого использует разработанную в соответствии со спецификой образовательного учреждения “Программу коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к процессу школьного обучения”. Данные занятия разрабатываются на основе существующих, популярных и эффективных программ по профилактике и коррекции дезадаптации учащихся первых классов. В основу занятий включены упражнения на развитие конструктивного взаимодействия в системе “учитель – ученик”, упражнения на изменение отношения детей к правилам поведения в школе, упражнения на развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу, а также упражнения на снижения уровня школьной тревожности и повышения самооценки. В процессе данной работы учащиеся первых классов обучаются навыкам конструктивного общения, происходит развитие навыков слушания собеседника, формирование конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности другого человека, развитие рефлексивной позиции. Кроме этого, у учащихся происходит осознание и принятие правил поведения в школе, на уроке, по отношению к различным людям, а также снижение школьной тревожности и повышение самооценки. В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).

Практически одновременно с групповой работой психолог начинает проведение индивидуальной углубленной диагностики детей, направленной на выявление причин психологических нарушений в развитии ребенка, а также проблем ребенка по запросу педагогов и родителей.

После проведения консультационной работы с педагогами и родителями педагог-психолог с согласия родителей приступает к индивидуальной коррекционно-развивающей работе с ребенком (при условии, что она необходима), разрабатывает и составляет план индивидуальных коррекционных занятий.

Данная работа строится исходя из результатов диагностики, запроса учителя и родителей. Психологическое сопровождение происходит в соответсятвии с разработанными Программами узкой направленности : «Программа коррекционно- развивающей работы с обучающимися младшего школьного возраста с нарушением мелкой моторики», «Программа коррекционно- развивающей работы с учащимися младшего школьного возраста с нарушением внимания», «Программа коррекционно- развивающей работы с учащимися младшего школьного возраста с нарушением памяти», «Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с проблемами в общении» и «Программа коррекции тревожности, повышения самооценки и уверенности в себе для детей начальных классов» и др. Программы коррекции узкой направленности и развития состоят из 8-10 и более занятий, каждое рассчитано на 40 – 60 минут. Занятия проводятся с группой детей либо индивидуально 1 – 2 раза в неделю.

 

Структура каждого занятия включает в себя:

вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

Методы проведения занятий:

  • Словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение.
  • Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, наблюдение; работа по образцу.
  • Практические методы обучения: тренировочные и игровые упражнения, тренинговые задания.

 

Ожидаемые результаты освоения программы сопровождения первоклассников:

  • Развитие познавательной сферы ребенка: увеличивается объем кратковременной вербальной памяти; совершенствуется фонематический слух; развитие произвольного и непроизвольного внимания; развитие мышления.
  • Ребенок овладевает навыками самоконтроля и организации собственной учебной деятельности.
  • Ребенок обладает познавательным интересом к учебной деятельности.
  • Ребенок умеет конструктивно решать конфликты.
  • Ребенок обладает позитивным отношение к себе и сверстникам.

Способы проверки результатов освоения программы:

  • Диагностика уровня адаптации к обучению.
  • Диагностика познавательной сферы.
  • Психолого-педагогическое наблюдение.

 

Материально-методическое обеспечение:

  • Кабинет для коррекционно-развивающей, тренинговой работы
  • Мультимедийное оборудование
  • Наглядные пособия и материалы

 

 

Данная организационная работа педагога-психолога направлена на осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе учащихся первых классов, опирается на основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Результатом работы по психологическому сопровождению первоклассников станет направленность на формирование у учащихся характерных для данного возрастного этапа универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.

Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.