Клейменова Елена Николаевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ленинградской области
«Юкковская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Ленинградская область, Всеволжский район, д.Юкки
Организация психолого- педагогического сопровождения учащихся 1- х классов с ОВЗ
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Поэтому важно, каким образом протекают первые шаги ребенка по пути к знаниям, каким образом идет его адаптация и каким образом психолого- педагогический состав школы сопровождает этот путь.
Компоненты сопровождения
Первый компонент – систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса школьников с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития.
Второй компонент - создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития первоклассников.
Третий компонент - создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психического состояния конкретных школьников.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является: определение протекания процесса адаптации, выявление причин дезадаптации, сопровождение первоклассников и разработка рекомендаций для педагогов и родителей с целью снижения рисков дезадаптации и обеспечения развития ребенка (в соответствии с ближайшей зоной развития в соответствующем возрасте и его особенностями здоровья) в соответствии с рекомендованной ПМПК программой обучения,
развитие когнитивно-познавательных процессов, формирование и развитие навыков и умений детей, необходимых для преодоления затруднений в учебной деятельности и общении.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
- диагностика (индивидуальная);
- профилактическое консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
Задачи психологического сопровождения на ступени 1 класса начального образования:
– определение готовности к обучению в школе;
- определение уровня развития познавательных способностей;
- определение адаптации к обучению в школе;
- обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации;
- развитие когнитивно-познавательных процессов (внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение, речь) детей;
- формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (внутренняя позиция школьника, навыки саморегуляции и произвольности), развитие самостоятельности, поддержка в формировании желания и «умения учиться»;
- формирование и развитие навыков и умений детей, необходимых для преодоления затруднений в учебной деятельности и общении.
Три этапа сопровождения
I этап- Организационно-прогностический. Подбор программ и методик изучения адаптации, подготовка материальной базы, диагностик. Наблюдение и диагностика, посещение и анализ уроков)
II этап- Практический – Консультирование педагогов и родителей, развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая) согласно Программы сопровождения первоклассников.
III этап – Аналитико- статистический – Анализ работы по сопровождению первоклассников. Выводы и рекомендации.
Одним из важных компонентов психологического сопровождения является психологическая диагностика учащихся первых классов начальной школы. Психологическая диагностика проводится на I и III этапах сопровождения.
В сентябре – октябре и апреле – мае учебного года проводятся исследования социально-психологического статуса первоклассника.
Процедура мониторинга включает обследование детей по тестам:
-«Разноцветные домики» (тест О.А.Ореховой) (методическое обеспечение комплект «Диагностика готовности к школьному обучению» студия Виэль)
-тест Люшера;
-рисование фигуры человека (рисуночный тест Степанов С.С.);
-«Разговор о школе» методика М.Р.Гинзбурга (методическое обеспечение комплект «Диагностика готовности к школьному обучению» студия Виэль);
- 4 субтеста для определение умственного развития младших школьников Э.Ф. Замбавичене
-Диагностика процессов мышления, памяти, зрительный гнозис по диагностическому комплексу Н.Я. Семаго и М.М.Семаго
- Диагностические методики (диск студии Виэль по Нацпроекту «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптации первоклассников»)
А также проводится изучение особенностей адаптации первоклассников по опроснику для учителя (методика Л.М.Ковалевой)
Основная цель диагностического исследования первоклассников - изучение мотивации учебной деятельности, внутреннего эмоционального состояния на процесс адаптации первоклассников, интеллектуальное и сенсомоторное развитие.
Задачи диагностического исследования включают в себя:
-изучение мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период;
-изучение сенсомоторного и интеллектуального уровня;
-изучение уровня тревожности и причин.
Коррекционный (практический) этап включает себя:
-Знакомство школьника с нормами школьной жизни
-Развитие познавательных процессов.
-Развитие эмоционально-волевой сферы
-Развитие коммуникативных умений и навыков
Коррекционную работу педагога-психолога на этом этапе можно разделить на два вида: групповая и индивидуальная работа с детьми, с проблемами в процессе адаптации и с учащимися, имеющими проблемы психологического и учебного характера.
В начале данного этапа педагог-психолог начинает проводить групповые коррекционно-развивающие занятий для детей с низким уровнем адаптации к школе. Для этого использует разработанную в соответствии со спецификой образовательного учреждения “Программу коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к процессу школьного обучения”. Данные занятия разрабатываются на основе существующих, популярных и эффективных программ по профилактике и коррекции дезадаптации учащихся первых классов. В основу занятий включены упражнения на развитие конструктивного взаимодействия в системе “учитель – ученик”, упражнения на изменение отношения детей к правилам поведения в школе, упражнения на развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу, а также упражнения на снижения уровня школьной тревожности и повышения самооценки. В процессе данной работы учащиеся первых классов обучаются навыкам конструктивного общения, происходит развитие навыков слушания собеседника, формирование конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности другого человека, развитие рефлексивной позиции. Кроме этого, у учащихся происходит осознание и принятие правил поведения в школе, на уроке, по отношению к различным людям, а также снижение школьной тревожности и повышение самооценки. В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).
Практически одновременно с групповой работой психолог начинает проведение индивидуальной углубленной диагностики детей, направленной на выявление причин психологических нарушений в развитии ребенка, а также проблем ребенка по запросу педагогов и родителей.
После проведения консультационной работы с педагогами и родителями педагог-психолог с согласия родителей приступает к индивидуальной коррекционно-развивающей работе с ребенком (при условии, что она необходима), разрабатывает и составляет план индивидуальных коррекционных занятий.
Данная работа строится исходя из результатов диагностики, запроса учителя и родителей. Психологическое сопровождение происходит в соответсятвии с разработанными Программами узкой направленности : «Программа коррекционно- развивающей работы с обучающимися младшего школьного возраста с нарушением мелкой моторики», «Программа коррекционно- развивающей работы с учащимися младшего школьного возраста с нарушением внимания», «Программа коррекционно- развивающей работы с учащимися младшего школьного возраста с нарушением памяти», «Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с проблемами в общении» и «Программа коррекции тревожности, повышения самооценки и уверенности в себе для детей начальных классов» и др. Программы коррекции узкой направленности и развития состоят из 8-10 и более занятий, каждое рассчитано на 40 – 60 минут. Занятия проводятся с группой детей либо индивидуально 1 – 2 раза в неделю.
Структура каждого занятия включает в себя:
вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Методы проведения занятий:
- Словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение.
- Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, наблюдение; работа по образцу.
- Практические методы обучения: тренировочные и игровые упражнения, тренинговые задания.
Ожидаемые результаты освоения программы сопровождения первоклассников:
- Развитие познавательной сферы ребенка: увеличивается объем кратковременной вербальной памяти; совершенствуется фонематический слух; развитие произвольного и непроизвольного внимания; развитие мышления.
- Ребенок овладевает навыками самоконтроля и организации собственной учебной деятельности.
- Ребенок обладает познавательным интересом к учебной деятельности.
- Ребенок умеет конструктивно решать конфликты.
- Ребенок обладает позитивным отношение к себе и сверстникам.
Способы проверки результатов освоения программы:
- Диагностика уровня адаптации к обучению.
- Диагностика познавательной сферы.
- Психолого-педагогическое наблюдение.
Материально-методическое обеспечение:
- Кабинет для коррекционно-развивающей, тренинговой работы
- Мультимедийное оборудование
- Наглядные пособия и материалы
Данная организационная работа педагога-психолога направлена на осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе учащихся первых классов, опирается на основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Результатом работы по психологическому сопровождению первоклассников станет направленность на формирование у учащихся характерных для данного возрастного этапа универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.