Кочалидзе Ольга Владимировна,
педагог-психолог
МБДОУ города Иркутска детский сад № 172 «Радуга»
Иркутска область, г. Иркутск
Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по коррекции и профилактике страхов «Когда я боюсь»
Цель:
- Ознакомление детей с чувством страха;
- Обучение умению справляться с чувством страха через игру, мимику, пантомимику.
Оборудование:
Карточка с изображением испуганного мальчика, пиктограмма «Страх», большое зеркало, книга Е. Кес «Азбука чувств и эмоций», листы бумаги и цветные карандаши.
Ход занятия:
- Приветствие.
Стоя в кругу, ребенок говорит по цепочке соседу: «Я очень рад тебя видеть… (называет имя)». Психолог в конце говорит: «И я очень рада видеть вас всех!»
- Упражнение «Определи эмоцию»
Психолог говорит:
- Давайте вспомним, о каких чувствах мы с вами говорили на предыдущих встречах (о радости, грусти, обиде, злости, гневе). Что помогало определять эти чувства? Верно! Выражение лица, интонация голоса, телесная поза. А теперь посмотрите на картинку и на пиктограмму. (детям предлагается карточка с изображением испуганного мальчика и пиктограмма «Страх»). Как вы думаете, какое чувство испытывает мальчик? У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Правильно, это – страх.
- Упражнение «Закончи предложение»
Детям предлагается закончить предложение: «Я боюсь, когда…».
Затем обсуждаются события, наиболее часто вызывающие страх.
- Упражнение «Изобрази эмоцию»
Дети поочередно перед зеркалом изображают эмоцию страха с помощью мимики и пантомимики.
- Чтение и обсуждение рассказа «Когда я боюсь» из книги Е.Кес «Азбука чувств и эмоций»
Вопросы для обсуждения: Чего боялся Мартин? Как мама помогла ему справиться с чувством страха? Какие советы дала мама?
Дети вместе с психологом делают вывод: Страх иногда может быть полезен. Если боишься – обратись к близким людям. Можно нарисовать то, чего боишься и потом выбросить рисунок или дорисовать что-то смешное.
- Рисование на тему «Страх»
Каждый из детей передает в рисунке чувство страха или изображает соответствующую ситуацию. По окончании работы дети дают пояснения к свои рисункам.
Затем психолог предлагает детям добавить в рисунки то, что поможет справиться со страхом – сделать их смешными, дорисовать такие элементы, чтобы рисунок перестал быть страшным для ребенка.
- Прощание.
Детям предлагается закончить предложение: «Я не боюсь…»