ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Тимофеева Елена Станиславовна

педагог-психолог

МАОУ гимназия №120

Екатеринбург

 

Страх – это неприятное и угнетающее чувство, которое остро испытывал хоть раз в жизни каждый из нас. Обычно это высокая степень тревоги в совокупности с ощущением надвигающейся опасности. Опасность может быть объективной или субъективной. Но психолог работает не с реальностью, а с восприятием этой реальности конкретным человеком, для которого страх 100% реален.

В чем же отличие страха ребенка от страха взрослого? И почему своевременная работа с «детскими» страхами крайне важна? Рассмотрим принципиальные различия страхов у взрослого и ребенка.

Если мы говорим о психически здоровом человеке (исключаем шизофрению с галлюцинациями), следует отметить тот факт, что у взрослого нервная система сформирована полностью, развиты механизмы психической защиты, он в полной мере обладает навыками анализа и рефлексии. И если взрослый испытывает страх, то:

  1. на это есть объективные причины (реальная угроза и опасность),
  2. анализируя ситуацию, человек либо снизит субъективную тревожность (осознает, что проблема не так велика и последствия не столь серьезны),
  3. либо найдет пути разрешения данной ситуации (непосредственная работа с источником страха).

В случае с ребенком, особенно дошкольного или младшего школьного возраста, картина совершенно другая:

1.ребенок часто не может точно определить причину своего страха,

2.ввиду несформированности третьего структурно-функционального отдела головного мозга, ребенок не может качественно проанализировать ситуацию и разработать план действий, [3]

3.недостаточно развитое логическое мышление у ребенка также не позволит ему снизить субъективную тревожность,

4.ребенок фактически не может сам изменить ничего в своей жизни, чтобы отстраниться от пугающего его объекта, в отличии от взрослого (поменять обстановку, режим и т. д.)

  1. если страх и общее состояние фрустрации сохраняются длительный период, то это может плохо сказаться на эмоциональном развитии ребенка, формировании внутреннего «Я» и восприятии окружающего мира в целом [1].

Какие бы страхи ни были, для начала потребуется доверительная

беседа с ребенком. Я не рекомендую совместную консультацию с мамой и ребенком, в результате которой Вы узнаете только мнение мамы. С родителями лучше побеседовать отдельно, и предпочтительно, чтобы ребенок не был в курсе этой беседы.

         При встрече с ребенком очень важно создать доброжелательную атмосферу с первых минут консультации. Не стоит с порога объявлять, что Вы психолог и будете бороться с его страхами. Встретьте ребенка у двери, возьмите заруку и проводите в кабинет. Предложите ему выбрать место, где ему будет комфортно и удобно. Представьтесь, расскажите, что вы работаете с детьми, просто разговариваете, чтобы выяснить какое у них настроение и как дела. Спросите, не против ли ребенок, чтоб Вы немного поболтали с ним и поиграли. Все вышеперечисленные действия помогут ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, возникнет ощущение, что он тут главный и контролирует ситуацию. Начните с отвлеченных вопросов: как настроение? Нравится ли погода? Чем ты любишь заниматься и т. д. Так постепенно в процессе беседы мы выйдем на те моменты, которые беспокоят и пугают ребенка.

         При работе с детьми и их страхами важно определить, могут ли взрослые повлиять на этот страха. Если ответ «да» - то нет ничего проще: организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не сталкивался со своим страхом. Например: оставлять ночник, если ребенок боится засыпать в темноте, выбрать другой путь до садика, если на пути ему встречается злая собака или стоит пугающий дом, где живут приведения, исключить просмотр страшных видео, если потом ребенок боится персонажей и т. д.[2]

         Если же избавиться от причины страха нет возможности (например: ребенок боится врачей), тогда необходимо проводить работу по коррекции тревожности и устранению неприятных ассоциаций у ребенка. В данном случае хорошо зарекомендовали себя проективные методики. Попросите ребенка нарисовать предмет страха. Пусть объяснит, почему он боится, чего он боится. Можно предложить ребенку смять рисунок или порвать на мелкие кусочки, выкинуть в мусорное ведро. Или предложить ребенку так дорисовать рисунок, чтобы это объект не был страшный, а стал добрым или смешным (улыбка, шарик в руке, крылышки).

         Метафорические карты могут быть использованы в данном случае следующим образом - предложите ребенку выбрать картинку, где ребенок также испытывает страх. Обсудите, почему ребенок боится, придумайте вместе историю по картинке, как персонаж перестал его пугать и они подружились. Похожим образом используется и метод сказкотерапии: совместно с ребенком Вы придумываете сказку про ребенка, который боялся… (причина, объект). Направляя ребенка и задавая ему вопросы (почему этот персонаж страшный? Почему он злой? Как мы можем ему помочь?), психолог выводит сюжет сказки к положительному результату- персонажи подружились.

         На первой же консультации важно определить масштаб проблемы: есть случаи, которыми педагог-психолог не может и не должен заниматься. Тогда важно порекомендовать родителям обратиться к другим специалистам. Так, если на лицо внутрисемейные проблемы, трудности детско-родительских отношений – необходимо обратиться к семейному психологу. Если физическое состояние ребенка вызывает тревогу- необходимо обратится к неврологу и пройти общее обследование, так недостаток витаминов или начинающееся заболевания могут негативно влиять на эмоционально-волевую сферу, что в свою очередь может лежать в основе детских страхов.  Если страх у ребенка слишком сильный и продолжительный, если поведение ребенка неадекватно или опасно, если он переживает стресс на физическом уровне (бессонница, нарушение пищевых привычек, недержание, поведенческие расстройства) – необходимо обратиться за помощью к медицинским специалистам (психотерапевт).

         Надо отметить, что детские страхи редко возникают на пустом месте. Прежде всего, надо обратить внимание на микроклимат в семье – если тут все спокойно, ребенка любят, оберегают и уважают, если ребенок не является свидетелем скандалов и ругани между родственниками, если его самооценка и самоуважение на хорошем уровне – риск возникновения детских страхов гораздо ниже.

 Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Список литературы

 

  1. Акопян, Л.С. Атлас детских страхов / Л. С. Акопян. - Самара: Изд_во СГПУ, 2003.
  2. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1996.
  3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб., 1997.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.