Изгаршева Наталья Константиновна
Учитель логопед
МБДОУ «Центр Развития Ребенка- детский сад № 15»
Тульская область, город Алексин
Консультация:
ФИО________________________________
____________________________________
мамы_______________________________
_______г.р, __________________группы.
Тема: Что делать, если ребенок не говорит.
Проблема речевых нарушений у дошкольников сегодня очень актуальна для родителей, логопедов и психологов. Если вам кажется, что ваш ребенок говорит хуже, чем положено в его возрасте, речь бедная и несвязная или малыш не торопится заговорить совсем, необходимо обратиться за помощью к специалисту. Он поможет выявить причину нарушения в речевом развитии малыша и посоветует пути решения этой проблемы.
В возрасте старше трех лет насторожить родителей должны следующие признаки:
- ребенок не может пересказать содержание стишка, сказки,
объяснить, что он нарисовал, что случилось в детском саду;
- не задает вопросов;
- не может и не хочет играть в речевые игры, досказать слово,
описать что-нибудь;
- не говорит предложениями сложнее двух-трех слов;
- речь монотонная, невыразительная, посторонние люди не
понимают речь вашего ребенка;
- не может удержать внимание на одной и той же теме, быстро
отвлекается, теряет нить разговора.
Во всех перечисленных выше случаях будет лучше не затягивать визит к специалисту, который определит причины задержки речи.
Причины:
1) Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка
К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.
Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.
2) Осложненное течение беременности и родов у матери
Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.
Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.
3) Нарушения слуха
Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.
Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.
4) Алалия
Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.
5) Проблемы интеллектуального развития
Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.
6) Заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте
Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.
Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащий ребенок, заговорит сразу распространенными предложениями.
Помните: чем раньше начать коррекцию речевого развития, тем успешнее и с меньшим напряжением со стороны ребенка можно исправить ситуацию. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.
Советы по стимулированию детской речи:
- Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
- Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
- Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
- Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
- Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
- Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.
- Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание.
Рекомендации:
- Обратиться к психоневрологу для дальнейшего обследования.
- Записаться на коррекционные занятия с логопедом, дефектологом.
- Выполнять советы по стимулированию речи.
Консультацию подготовила и провела
учитель логопед, МБДОУ «ЦРР-ДС№15»
Изгаршева Наталья Константиновна
Прослушала: __________ФИО___________________________________, дата___________