Карпова Вера Владиславовна
Педагог-психолог
«ЦРР – детский сад №15»
Тульская область
Город Алексин
Главный секрет успеха в жизни состоит
в том, чтобы найти своё предназначение,
а затем реализовать его.
Генри Форд
Я педагог-психолог. С уверенностью могу сказать, что психолог – это призвание! Свою педагогическую деятельность я начала 14 лет назад в центре реабилитации несовершеннолетних. Тогда я не представляла себе насколько тернист и в то же время увлекателен будет мой путь.
На моём профессиональном пути встречались разные судьбы. Все они разнообразны и неповторимы, но в тоже время их объединяло одно: всем им требовалась помощь. Я работала в отделении помощи семье и детям с социально – опасными семьями. После выхода из декретного отпуска открылось отделение реабилитации детей с ОВЗ и детей – инвалидов. Мне предстояло изучить особенности детей с РАС, с синдромом Дауна, синдромом Вильямса и многими другими нарушениями развития. Я состояла в некоммерческом обществе «Содействие» и активно познавала все азы оказания ранней помощи деткам от 0 до 3 лет.
В отделении помощи семье и детям моей задачей было направить ребёнка на путь исправления, а родителей научить поддерживать его в правильном направлении.
Ведь в нашем современном, «сумасшедшем» мире для детей не остаётся времени. Дети живут своей жизнью, уткнувшись в гаджеты и познавая мир через социальную сеть. А ребёнку нужна любовь, общение и дружеская поддержка, без которых «маленькому человеку» будет сложно выбрать правильный жизненный путь. Родителей сложно переделать, а иногда и невозможно. Чаще всего это касается социально-опасных семей, где родители сами отказываются от ответственности, спихивая родительские обязанности на соответствующие органы.
Последние два года своей работы я посвятила работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Рождение ребёнка с отклонениями – большой стресс для родителей.
Как правило, молодая мама ощущает психологический дискомфорт, она начинает искать причины рождения «особенного» ребёнка, замыкается в себе, ограничивает круг общения. Новоиспечённые родители, ранее не сталкивающиеся с подобной проблемой, обращены, в основном в медицину. Педиатр, как правило, замечает нарушения в развитии малыша. Дальше – невролог…. И вот, у молодых родителей на руках заключение врача. Слово «инвалидность» в нём звучит как приговор.
Семья «выпадает» из активной жизни общества. Начинаются бесконечные медицинские осмотры и реабилитации. Маме приходится уйти с работы, так как ребёнок нуждается в постоянном внимании и уходе. Когда переживания поутихли, и мама «приняла» диагноз ребёнка, у родителей появляется масса вопросов: как развивать ребёнка с нарушениями развития? Как ухаживать? Сможет ли он ходить? Говорить?
Своевременно оказанная помощь специалиста помогает родителям с самых первых месяцев жизни изучить потребности своего малыша, не дать развиться вторичным нарушениям.
В своей работе мы активно продвигали службу «Домашнее визитирование», где помогали родителям самостоятельно создавать в домашних условиях такую среду, в которой ребёнок может формировать те или иные навыки и закреплять их. Это было реализовано в режимных моментах (приём пищи, умывание, одевание), совместная деятельность, игра (классификация предметов одежды, обуви, игрушек; определение цвета и формы). Совместная работа специалистов и родителей, своевременная и корректная помощь консультанта в организации развивающей среды в домашних условиях способствует тому, что родители остаются главными любящими людьми для ребёнка, что способствует эффективному процессу развития и воспитания ребёнка.
И я видела результаты своего труда: когда ребёнок с РАС начинает распознавать карточки, а малыш с ДЦП пытается держать ложку… С большой любовью и теплотой вспоминаю каждого своего юного подопечного.
Видеть и чувствовать, что ты нужна и нужно то, чем ты занимаешься – это счастье. Своим достижением считаю, что дети, с которыми я занималась достигали успехов, сначала маленьких, а затем и больших. Дети охотно шли на контакт, включались в игру. Благодаря использованию визуального материала у детей с РАС появилась возможность выражать свои желания, быть услышанными своими близкими. Расписание помогало им соблюдать очерёдность на протяжении всего занятия, а родителям планировать режимные моменты дома.
И вот, как поётся в песне – новый поворот! Новый виток моего развития. Я готова двигаться дальше. Свой путь педагога-психолога я продолжила в детском саду. Для меня это новый опыт, новые знакомства, замечательные, умные детки. У меня за плечами огромный запас знаний, которыми я готова делится с родителями и воспитателями. Свой профессиональный путь стараюсь проходить с улыбкой, с улыбкой встречать детей, приходящих ко мне на индивидуальные и групповые занятия, родителей и педагогов, обратившихся за консультацией.
Не каждому дано познать все нюансы данной профессии. И спустя столько лет я всё ещё продолжаю учиться. Получать научные знания, изучать новые технологии, а чему-то я учусь и от детей…
Пройдя такой долгий и тернистый путь, я нисколько не пожалела о выборе своей профессии. И с уверенностью могу сказать, что быть психологом – моё призвание!