ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Гитихмаева Людмила Магомедовна

Евразийский Национальный университет им. Л.Н.Гумилева

Цифровизация, стремительное развитие техники, совершенствование мобильных устройств, расширение функционального использования гаджетов происходит по всему миру. Увеличивается количество пользователей телефонами, смартфонами, сетью Интернет, увеличивается количество времени, проводимого во взаимодействии с техников и ресурсами социальных сетей. Из привычки пользоваться сотовым телефоном при возникновении необходимости возникает новый психологический феномен - феномен номофобии - зависимости от сотового телефона и страха остаться без него и без возможности применять телефон по первому возникшему желанию. Номофобия впервые была рассмотрена в 2008 году и с тех пор активно изучается учеными всего мира, которые отмечают быстроту распространения, широкий спектр вызывающих её причин и молодой возраст зависимых. Номофобию считают самой молодой нехимической зависимостью XXI века.

Изменения в системе образования, вызванные пандемией COVID- 19 лишь усилили данный процесс, актуализировав его и сделав более явным. Школьники, вовлеченные в процесс дистанционного обучения стали больше взаимодействовать с компьютерами, смартфонами, планшетами и мобильными телефонами, переводя их использование в другие временные и функциональные рамки. Зависимость от смартфонов может усиливаться так же невозможностью прямого социального контакта во время режима самоизоляции. Сейчас, когда процесс обучения вновь возвращается к своему привычному графику, можно наблюдать, что не у всех школьников безболезненно проходит процесс «отрыва» от сотовых телефонов и сети Интернет.

Для диагностики номофобии в школе и ее профилактики необходимо обращать внимание на три составляющих этого феномена: физиологические, эмоциональные и поведенческие сигналы, которые может демонстрировать ребенок или подросток школьник. В подростковом возрасте распространение номофобии выражено особенно ярко и может быть быстрее всего диагностировано.

Поведенческие сигналы номофобии, которые можно заметить у школьника, при наличии зависимости от сотового телефона:

  1. Сотовый телефон всегда рядом со школьником, либо в руках, карманах, либо в зоне видимости, при этом телефон включен и активен. Школьник часто демонстрирует поисковое поведение, при котором на ощупь находит сотовый телефон в одежде или сумке, но не использует его.
  2. Телефон используется постоянно, причем вне зависимости от того требует этого ситуация или нет. Время использования телефона постоянно растет, хотя не все функциональные возможности могут быть реализованы. Телефон проверяется постоянно на наличие звонков, сообщений и событий из лент социальных сетей. Проверка телефона может осуществляться и при осуществлении действий, влекущих за собой нарушение безопасности жизни ребенка, например, во время перехода через дорогу к школе или при переходах по лестничным проемам школы.
  3. Телефон включается в те виды активности, в которых он ранее не был задействован. Например, при занятиях спортом, разговоре с учителем, непосредственно на самом уроке для внеучебных целей.
  4. У школьника есть зарядные устройства или накопители, предотвращающие завершение работы телефона и при невозможности их использования школьник проявляет яркие эмоциональные реакции, сходные с отказом от курения. Школьник стремится находиться в тех местах, где есть лучший доступ к ресурсам сети, и избегает мест, где такой возможности нет.
  5. Предпочтение сотового телефона живому общению с одноклассниками, снижение количества социальных контактов и смещение фокуса ценностей в сторону виртуального взаимодействия. Реальный собеседник игнорируется ради взаимодействия с социальными сетями или ради осуществления звонка или ответа на сообщение.

Эмоциональные сигналы, диагностирующие развитие номофобии у школьника:

  1. Тревога, нервозность, страх, паника при мысли о возможной потере телефона. Расстройство при потере гаджета - нормальная реакция, но возникновение фобических реакций – тревожный сигнал развития зависимости.
  2. При невозможности использования телефона, например, при остановке работы телефона или при нахождении его на зарядке, или в случае внешнего контроля со стороны и лишения телефона школьник демонстрирует раздражительность, злость, симптомы истерики.
  3. В ситуациях, когда телефон необходимо выключить - школьник демонстрирует яркое неудовольствие и отказ от совершения этого действия.
  4. В случае потери (реальной или предполагаемой) мобильного телефона нарушается контроль за собственными действиями, школьник может не оценивать ситуацию объективно и не реагировать адекватно на внешние сигналы. Такое поведение будет продолжаться до того момента пока телефон не будет найден, или пока не будет окончательно ясно, что он потерян.
  5. Школьник демонстрирует отсутствие критичного отношения к собственной активности в сотовом телефоне, использовании социальных сетей, может искажать информацию о времени, проводимом в сотовом телефоне.

Физиологические сигналы, диагностирующие развитие номофобии у школьника:

  1. Чтение текстов с экрана при низком освещении и прослушивание музыки в наушниках на большой громкости при длительном использовании сотовых телефонов ведут к изменению осанки, снижению слуха и зрения.
  2. Изменение режима сна и бодрствования в пользу взаимодействия с сотовым телефоном. Школьник использует сотовый телефон с раннего утра до поздней ночи, при ночных пробуждениях использует телефон и ресурсы сети из-за чего не высыпается и на первых уроках может быть вялым и подавленным.
  3. Могут возникать проблемы в подвижности пальцев рук, жжение и боль при неудобном держании сотового телефона и быстрой прокрутке ленты социальных сетей.
  4. Школьник может демонстрировать нарушение концентрации внимания при работе с большим объемом материала и предпочтение во взаимодействии с видеосюжетами по примеру контента социальных сетей.
  5. При отсутствии мобильного телефона могут проявляться физиологические симптомы, такие как тремор рук, учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение и тяжесть в груди.

        Сопутствующими в развитии зависимости от сотовых телефонов у школьников могут стать следующие психологические и социальные факторы:

  1. Низкая самооценка ребенка или подростка, компенсирующаяся через использование виртуального мира социальных сетей.
  2. Отсутствие необходимого количества социальных контактов, при повышенной в них потребности ребенка. Уход в цифровое пространство за общением и подтверждением собственной значимости. Возможны трудности при установлении реальных социальных контактов - от формулирования мыслей в общении до тревожных расстройств.
  3. Низкая критичность мышления школьника, при которой вся информация поглощается без её осмысления и переработки. Школьнику становиться необходим «виртуальный шум», при котором создается ощущение большого объема информации о мире, о людях и о событиях, происходящих вокруг него. При этом качественная характеристика данной информации становиться не важным элементом.
  4. Причиной номофобии или фактором, ее усиливающим может стать интернет-аддикция, перенесенная на сотовый телефон, при которой объектом зависимости выступает присутствие человека в виртуальном мире интернета.
  5. Высокая внушаемость школьника и высокая социальная желательность может спровоцировать развитие номофобии, когда телефон становиться средством удовлетворения и реализации ценностных ориентаций личности, например, ценности признания в кругу сверстников, вхождения в референтную группу.

        Диагностика номофобии не может основываться на однократном проявлении того или иного симптома, необходим систематический процесс наблюдения за активностью школьника и комплексный подход к оценке всех признаков номофобии.

       Ученые университета штата Айова в своем исследовании номофобии выделили три степени номофобии, которые может демонстрировать школьник: мягкую, умеренную и тяжелую.  Первые две стадии могут быть подкорректированы самостоятельно школьником или при поддержке значимого взрослого, на последней стадии необходимо обращение к психологу за получением профессиональной консультации. Во время консультации выявляются причины номофобии, степень и механизмы, вовлеченные в формирование зависимости.

        Существует несколько вариантов действий, направленных на предотвращение номофобии: профилактика, самостоятельные действия человека, заподозрившего у себя номофобию, коррекция номофобии, проводимая специалистом.

       В школе наиболее эффективна профилактическая работа со школьниками, поскольку первым этапом профилактики является информационная работа с детьми и подростками. Профилактика может быть направлена на минимизацию факторов, вызывающих номофобию и на развитие навыков критической оценки своего поведения в сети и с мобильными гаджетами у школьников.

При проведении профилактической работы необходимо обратить внимание на несколько важных пунктов:

  • Сокращение времени использование мобильного гаджета. Ограничение количества чатов и социальных сетей.
  • Расширение диапазона действий, которые можно выполнять без использования мобильных телефонов. Расширение круга интересов школьника не связанного с ресурсами сети.
  • Расширение социальной активности и выработка коммуникативных навыков школьников. Переключение внимания с виртуального мира на реальный.
  • Формирование навыков жизнестойкости, профилактика тревожности и дезадаптации.

   Профилактика номофобии и её самодиагностика - комплексный процесс, имеющий под собой один общий принцип - сокращение времени использования сотового телефона, переключение внимания школьника на другие аспекты его социальной, учебной и личной жизни, насыщение её новыми яркими событиями. Если профилактика и меры самодисциплины во взаимодействии с телефоном не приносят своего результата, то начинается коррекционная работа. При проведении коррекционной работы применяют когнитивно-поведенческую и экспозиционную терапию, которые учат управлять негативными мыслями и чувствами и противостоять своему страху и зависимости.

   Профессиональное лечение номофобии проводится при помощи сеансов индивидуальной и групповой психотерапии, тренингов личностного роста, психодрамы. Программа коррекции подбирается индивидуально для каждого случая.

  1. Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.