Дворецкова Марина Ивановна
Воспитатель
МБДОУ ЦРР детский сад №45
Ульяновская область , г.Ульяновск
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Спички детям не игрушка»
Цели и задачи:
развивающие:
- научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
- расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
- развивать любознательность, память, логическое мышление;
- развивать произвольное слуховое и зрительное внимание в процессе
выполнения заданий.
образовательные:
- дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Знакомить
детей с огнем и его свойствами;
- закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах
возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.
воспитательные:
- формировать элементарное представление о взаимопомощи,
воспитывать чувство сопереживания;
- воспитывать интерес и доброжелательное отношение детей друг к
другу.
здоровьесберегающие:
- вызвать у детей желание быть всегда осторожным с огнем;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Предварительная работа:
- Беседы «Осторожно – пожар!», «В одной коробке сто пожаров».
- Чтение рассказа «Дядя Степа» С. Михалкова, С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
- Дидактическая игра «Опасные предметы», «Можно - нельзя».
- Загадки на тему: «Предметы бывают разные – опасные и безопасные».
- Словарная работа: «кольчужная бронь», «каска», «брезентовая куртка», «сирена», «широкий пояс», «пожарный рукав», «огнетушитель», «рыцарь».
- разучивание с детьми стихотворений про спички,
- Экскурсия по детскому саду, просмотр пожарного инвентаря.
- Решение задач на смекалку, головоломки со спичками.
Оборудование:
спички, конверт, письмо от Хрюши, карточки для игры «Третий лишний», геометрические фигуры для домика, металлический поднос, свечи, вода в емкости.
Ход занятия:
- Ребята прислушайтесь, мне кажется, что в группе кто-то пищит.
- Кто это? (спички).
- Да это спички! Как интересно! Они что-то говорят. (Все прислушиваются)
- Спички говорят, что они очень хотят поиграть с нами. Они предлагают, чтобы мы их зажгли, а спички будут гореть. Всем будет тепло и весело.
- Итак, я зажигаю спичку. Как здорово! Сама спичка деревянная, а головка у нее из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.
- Ой, ребята посмотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь! Я очень боюсь, огонь жжет уже мои пальцы!!! Ребята, помогите мне, что надо делать?!
Дети: (подуть, бросить на пол).
- Спасите меня скорее, дуйте (Дети тушат огонь). Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? А если – бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? Да правильно, загорелся бы ковер, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Детям спички брать нельзя – это не игрушка!
- Ребята, а кто из вас когда-нибудь обжигался огнем? (ответы детей).
- Было больно? (Да)
- Ребята, а для чего нужны спички? (зажигать газовую плиту, свечу, костер) .
- А играть со спичками можно? (нельзя).
Стук в дверь. Заходит Филя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел!
Филя: Здравствуйте, ребята! Я принес вам письмо!
Воспитатель: Давайте посмотрим. На конверте написано: «Детям от Хрюши». Послушайте, что он пишет.
«Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам,
как я сюда попал. Гостил я у Степашки, мы читали книжки, рисовали,
лепили из пластилина, а потом стало скучно и мы решили придумать
новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было
весело, интересно. Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке,
как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись
обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся
только в больнице со Степашкой. Сейчас нам очень плохо, у нас болят
лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята не верьте спичкам, они могут
наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки. А
домик наш сгорел».
- Ребята, почему Хрюшка со Степашкой оказались в больнице? (ответы детей).
- А вы сейчас хотите поиграть со спичками? (ответы детей).
- Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе умные игры.
Филя проводит с детьми игру «Третий лишний».
- Ребята, посмотрите на столе лежат картинки, они перевернуты. Нужно взять картинку, внимательно посмотреть на нее и определить, какой предмет на ней лишний (предмет, из-за которого может возникнуть пожар).
Физминутка.
Дети делятся на пары.
- Бежали мимо речки смешные человечки, (человечки – пальчики бегут по «дорожкам» – рукам детей, стоящих напротив друг друга) .
- Прыгали, скакали (пальчиками “попрыгать” по плечам друг друга) .
- Солнышко встречали. (ласково положить руки на щёки друга) .
- Забрались на мостик (сложить мостик из рук) .
- И забили гвоздик. (постучать кулачками) .
- Потом - бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками) .
- Где же человечки? (спрятать пальчики под мышки друг друга) .
Постройка домика для Хрюши.
- А как же быть с домиком для Хрюши? Поможем им? Садитесь за столы на свои места. Посмотрите, что лежит на столе?
Дети: треугольник, квадрат, прямоугольник.
- Нужно из этих геометрических фигур собирать домик. Приступайте. Молодцы! Теперь у Хрюши и Степашки будет не один домик, а много. Из скольких фигур построен домик? Давайте посчитаем! Правильно ! Из трех! А теперь давайте нарисуем домик на листе бумаги и отправим наши рисунки вместе с Филей к Степашке и Хрюше! Пусть выберут самый лучший эскиз дома! Молодцы! Давайте скажем Филе до свиданья!
«Экспериментальная лаборатория»
- Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. (Воспитатель знакомит детей с огнем, его свойствами).
Воспитатель: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент первый.
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться. (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй.
Воспитатель: если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить).Чего же боится огонь? (воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Вы узнаете их? (Да). Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходят и почему? (огонь погас, потому что он боится воды).
Есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. Они бесстрашные, сильные, тренированные. Как же называют людей этой профессии? Верно! Пожарные.
Рассказ пожарного.
Воспитатель. А сейчас наши дети вспомнят правила поведения при пожаре.
1 ребенок. Не имей такой дурной привычки –
В домик нос совать, где дремлют спички.
Потому что спички – не синички.
Может пламя вылететь из спички.
Так что пусть уж спят они в кроватке.
Но не надо щекотать им пятки.
Потому что из-за этих пяток –
В доме может вспыхнуть беспорядок.
2 ребенок. Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил? Проверь!
3 ребенок. Быть нельзя огня вблизи,
Там, где краски, газ, бензин;
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно!»
4 ребенок. Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И быстрей пожарных звать!
5 ребенок. Если же большой огонь,
Дымом все объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам.
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей.
Конец занятия.
Дорогие ребята! Спички – это не игрушки, это опасные предметы. Никогда не играйте с ними, не поджигайте старые газеты, листы бумаги. Помните пословицу: «В одном коробке сто пожаров!» Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.