ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Валюкевич Тереза Брониславовна

Учитель-дефектолог

Государственное учреждение образования «Ясли-сад №9 г.Лида»

Республика Беларусь

область Гродненская

район Лидский

Город Лида

Особенности организации адаптивной  образовательной среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

В ракурсе современных тенденций развития дошкольного образования образовательная среда учреждения выступает в качестве многомерного пространства, наполнение которого призвано учесть развитие общества и индивидуальные потребности дошкольника. В дошкольном образовании термин «адаптивная образовательная среда» понимается как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Согласно требованиям  образовательных стандартов дошкольного образования Республики Беларусь создание адаптивной образовательной среды преследует цель развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для реализации данной цели адаптивная образовательная среда должна отличаться насыщенным содержанием, быть гибкой (трансформируемой), многофункциональной, соответствующей индивидуальным особенностям, возрасту и гендерным особенностям детей. Кроме того, обязательным условием эффективности адаптивной образовательной среды является ее доступность и безопасность.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К данной категории относятся дети с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития, а также с общим недоразвитием речи, осложненным  дизартрией, с ринолалией и алалией.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи  первостепенное значение имеют:

- организация педагогического процесса во всех образовательных областях, адаптированного в соответствии с психофизическими возможностями воспитанников;

- организация коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений речи у воспитанников;

-   единое образовательное пространство «дошкольное учреждение – семья»;

- организация интегрированного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (воспитателей дошкольного образования, специалистов, законных представителей).

Организация адаптивной образовательной среды в группе является важнейшим условием для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, способствует развитию деятельности детей, приобщает их к творчеству в игре и  других видах деятельности, стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, обеспечивает ребёнку эмоциональный комфорт и чувство психологической защищенности. 

 Изучением особенностей организации адаптивной образовательной среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в настоящее время занимается ряд логопедов, педагогов и методистов (Нищева Н.В., Филичева Т.Б., Соколова Е.В., Шигина Г.Ф., Баль Н.Н. и др.). Согласно Нищевой Н.В., организация адаптивной образовательной среды в группе имеет «очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии», адаптивная образовательная среда «создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы».

Развивающая адаптивная образовательная среда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы ее организации, а также предполагаемые результаты. Адаптивная образовательная среда группы для детей с тяжелыми нарушениями речи состоит из полузамкнутых мини-зон (центров), которые оборудованы для игр, индивидуальных и групповых занятий.  

В процессе организации развивающей адаптивной образовательной среды в группе для детей с ТНР необходимо соблюдать следующие условия:

  • ориентация на возрастные и гендерные особенности детей разного дошкольного возраста. Дети раннего возраста нуждаются в двигательной активности и больших пространствах для удовлетворения данной потребности. Дети четвертого года жизни играют в сюжетно-ролевые игры, для предметно-пространственной среды данного возраста важны функциональные особенности атрибутов игр. Для дошкольников пятого года жизни на первый план выходит потребность в совместных играх наряду с потребностью в уединении.
  • функциональность среды. Ресурсы для заполнения адаптивной образовательной среды следует выбирать исходя из их многофункциональности, вариативности и способности к трансформации.
  • динамичность среды. Данное условие возможно реализовать при постоянном контроле со стороны педагога: характеристики среды должны регулярно меняться в количественном и качественном отношении. Кроме того, необходимо периодически вводить новые элементы.
  • опережающий характер обучения. Данное условие реализуется через наполнение среды определенным процентом средовых ресурсов, ориентированных на более старший возраст. Таким образом, для дошкольника создаются перспективы для саморазвития.
  • обеспечение мобильности, физической и творческой активности ребенку. Реализация данного условия происходит через цветовой дизайн, применение различных по фактуре, физическим характеристикам и качеству отделочных материалов, физкультурные комплексы и спортинвентарь, использование предметов – заместителей, обеспечение детей материалами для создания условий для художественного творчества.

При организации адаптивной образовательной среды необходимо учитывать некоторые особенности.   Дети с тяжелыми нарушениями речи младшего дошкольного возраста негативно относятся к различным изменениям в обстановке. В данном случае важную роль играет стабильность в адаптивной образовательной среде, любые изменения должны проводиться периодически, но медленно: не стоит часто переставлять мебель в группе, тем более менять расположение микрозон и развивающих центров. Следует учитывать, что дети с тяжелой речевой патологией имеют плохо скоординированные действия и зачастую не обладают быстротой реакцией, часто проявляют моторную неловкость. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. С учетом того, что на начальном этапе работы акцент делается на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, в группе необходимо иметь достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей. У детей с нарушениями речи формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функциях предметов ближайшего окружения, поэтому в групповом помещении обязательно создается познавательно практический центр.

Таким образом, в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи должна быть создана адаптивная образовательная  среда, которая будет служить решению коррекционных задач. Специально организованное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, это позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Следует выделить требования, которыми необходимо руководствоваться при организации образовательной среды:

  • насыщенность  адаптивной образовательной среды должна соответствовать возрастным  возможностям детей и содержанию программы.
  • трансформируемость пространства предполагает возможность изменений адаптивной образовательной  среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, предметов-заместителей.
  • вариативность адаптивной образовательной  среды предполагает наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала.
  • доступность адаптивной образовательной  среды предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам.
  • безопасность адаптивной образовательной  среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Правильно организованная адаптивная образовательная среда в группе является важным социальным условием становления речи. В настоящее время появилось немало инновационных методов организации адаптивной образовательной среды в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи недостаточно проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, что затрудняет их адаптацию в социуме. Адаптивная образовательная среда предоставляет постоянный выбор деятельности перед ребенком. При этом он действует самостоятельно, в своем собственном темпе.

Инновационным дополнением к привычной адаптивной образовательной среде в  группах для детей с тяжелыми нарушениями речи в настоящее время стали центры для проведения психогимнастики и логоритмических упражнений, связанных с выполнением детьми движений в сочетании с речью. В ней дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях, полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений.

Наряду с использованием традиционных и инновационных методов в организации развивающей адаптивной образовательной среды не стоит забывать о том, что особое значение в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи имеют организационные средовые составляющие: единый речевой режим в образовательном учреждении и семье; предоставление детям образцов речи педагогов (орфоэпической правильности, неторопливого темпа, достаточной громкости, выразительности и слитности речи, правильного речевого дыхания и т. п.); дифференцированность дозировок речевого и языкового материала, подбор лексического материала, коммуникативно-значимого для ребёнка, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям.

Таким образом, адаптивная образовательная среда должна обладать свойствами открытой системы и выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе её организации, в первую очередь, необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников. Создание адаптивной образовательной среды позволит создать оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.