Паршонок Татьяна Вениаминовна
МКДОУ Тальменский детский сад№9
Россия, Алтайский край, р.п.Тальменка
Игра - это естественный механизм познания мира
Вадим Демчог
Каждый год в дошкольные учреждения приходят дети, имеющие отклонения в развитии от возрастной нормы. Помимо часто болеющих детей, это дети с повышенной утомляемостью, нарушениями концентрации внимания, слабой памятью, нарушениями речи, имеющие психические расстройства, повышенной возбудимостью, а также аутизм, эпилепсию, ЗПР, ДЦП, олигофрению. Такие дети нуждаются в особых условиях, режиме и специализированной помощи. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья главное – приобретение социального опыта вместе со сверстниками, на доступном для него уровне. Специалисты: воспитатели, логопед, психолог, инструктор по ЛФК направляют сои усилия для оказания мер абилитации, реабилитации, повышения адаптационных возможностей таких детей с целью их дальнейшей социализации в обществе. Все специалисты стремятся к тому, чтобы ребенок в доступной и удобной для него форме познавал мир, испытывал радость общения со сверстниками, открывал для себя новые знания и развивался.
В этом ребенку с ОВЗ может помочь использование игровых технологий. Опираясь на ведущую деятельность дошкольного возраста игру, мы можем решать воспитательные и образовательные задачи с такой категорией детей. Игра помогает раскрыть личность ребенка, является способом адаптации его личности, помогает общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои эмоции и чувства, самореализовываться и помогать в изучении отношений. Игры, направленные на развитие и коррекцию психической сферы дошкольника помогают справиться с проявлением негативных эмоций, страхов, обрести уверенность и научить общению с детьми и взрослыми.
В игре можно моделировать различные ситуации, примерять разные роли, например, профессиональные или семейные. Д.Б. Эльконин, отмечая воспитательную функцию игры писал: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». [3, с.123]
Мы понимаем все сложности организации игры с такими детьми. Им трудно усваивать правила, нежеланием их выполнять, отсутствием терпения и выдержки. Все это не упрямство, а интеллектуальные нарушения, которые связаны с нарушением эмоционально-волевой сферы. . [4, с. 43]
Однако, именно игра для таких детей самое верное средство для обучения, развития и воспитания, т.к. затрагивает наиболее существенные стороны развития личности, включая в себя множество умственных операций и процессов: воображение, мышление, внимание, память, речь. В процессе игры развивается личность ребенка в целом.
По мнению П.П.Блонского, игра-«великая учительница», в которой ребенок расширяет свою ориентировку, упражняет свои силы, усваивает и воспроизводит социальный опыт, учится понимать и комбинировать окружающие его явления.
Для социально-психического созревания детей, по мнению В.В. Блонского, игра –важная и главная форма активности.
Л.С. Выготский, считал игру источником развития личности. Именно она создает для ребенка «зону ближайшего развития», которая ведет ребенка дальше, и является для него ведущей деятельностью, т.о. определяя развитие ребенка. [1, с.23]
А.Н.Леонтьев подчеркнул качественные показатели ведущей деятельности, которые заключаются в то, что «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». [2, с.125]
Благодаря игре, у ребёнка развивается спрособность осознавать свои особенности, он учится осмысливать и моделировать своё поведение с учетом возможных реакций окружающих. Основатель школы психоанализа З.Фрейд дал высокую оценку игре, считая ее методом познаниия и коррекции личности дошкольника. [5, с.78]
При помощи игры, инструмента активизации познания дошкольника с ОВЗ, возможно воспитание потребности и устойчивого интереса к познавательной деятельности, коррекция ВПФ, интеллектуальной и эмоционально-поведенческой сферы.
Модель педагогического взаимодействия коррекционно-развивающего процесса предполагает как групповую, так и индивидуальную форму взаимодействия с ребенком с ОВЗ. Занятия в ДОУ отличаются высоким темпом, требуют от воспитанника с ОВЗ энергии на протяжении определенного времени. Для снятия утомления целесообразно оптимизировать активность, включая физическую, умственную и эмоциональную активность. Уместно включать физкультминутки, упражнения для глаз, дыхательную гимнастику, релаксационные паузы, которые помогут удержать мотивационный фон и усилить коррекционно-развивающую направленность занятия, выполняя здоровье-сберегающую функцию занятия.
Психологическое благополучие ребенка с ОВЗ в коллективе обесрпечивается признанием его социумом, что также способствует успешной коррекции психических и интеллектуальных нарушений. Здесь хорошо себя зарекомендовали игры, праздники, соревнования, экскурсии, развлечения. Уместно использование методов и приемов: музыкотерапии, куклотерапии, сказкотерапии. Использование оборудование кабинета с оборудованием по программе «Доступная среда»: сенсорные тренажеры, сухой бассейн, песочная терапия, шнуровки, доски Э. Сегена и т.д. имеют доказанное положительное влияние на коррекцию развитие детей с ОВЗ. Возможна форма проведения занятий как индивидуально, так и в группе, в зависимости от поставленных задач.
Игровая деятельность ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ с соблюдением охранительного режима, нацеленная на абилитацию, реабилитацию помогает ему освоить коррекционно-развивающую программу, укрепить здоровье, социализироваться в среде сверстников.
Литература
1.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М.: Вопросы психологии, 1966, №6, 75с.
2.Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т, М.: 1983, Т-1, 306с.
3.«Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Кумариной, М.: «Академия», 2003, 245с.
4.Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», М.: «Академия», 2003, 78с.
- Специальная психология» под ред. В.И. Лубовского, М.: «Академия, 2005, 265с.