ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Паршонок Татьяна Вениаминовна

МКДОУ Тальменский детский сад№9

Россия, Алтайский край, р.п.Тальменка

 

                                                    Игра - это естественный механизм познания мира

                                         Вадим Демчог

        Каждый год в дошкольные учреждения приходят дети, имеющие отклонения в развитии от возрастной нормы.  Помимо часто болеющих детей, это дети с повышенной утомляемостью, нарушениями концентрации внимания,  слабой памятью, нарушениями речи, имеющие психические расстройства, повышенной возбудимостью, а также аутизм, эпилепсию, ЗПР, ДЦП, олигофрению. Такие дети нуждаются в особых условиях, режиме  и специализированной помощи. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья главное – приобретение социального опыта вместе со сверстниками, на доступном для него уровне. Специалисты: воспитатели, логопед, психолог, инструктор по ЛФК направляют сои усилия для оказания мер абилитации, реабилитации, повышения адаптационных возможностей таких детей с целью их дальнейшей социализации в обществе. Все специалисты стремятся к тому, чтобы ребенок в доступной и удобной для него форме познавал мир, испытывал радость общения со сверстниками, открывал для себя новые знания и развивался.

В этом ребенку с ОВЗ может помочь использование игровых технологий. Опираясь на ведущую деятельность дошкольного возраста игру, мы можем решать воспитательные и образовательные  задачи с такой категорией детей. Игра помогает раскрыть личность ребенка, является способом адаптации его личности, помогает общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои эмоции и чувства, самореализовываться и помогать в изучении отношений. Игры, направленные на развитие и коррекцию психической сферы дошкольника помогают справиться с проявлением негативных эмоций, страхов, обрести уверенность и научить общению с детьми и взрослыми.

В игре можно моделировать различные ситуации, примерять разные роли, например, профессиональные или семейные. Д.Б. Эльконин, отмечая воспитательную функцию игры писал: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». [3, с.123] 

Мы понимаем все сложности организации игры с такими детьми. Им трудно усваивать правила, нежеланием их выполнять, отсутствием терпения и выдержки. Все это не упрямство, а интеллектуальные нарушения, которые связаны с нарушением эмоционально-волевой сферы.  .  [4, с. 43]   

Однако, именно игра для таких детей самое верное средство для обучения, развития и воспитания, т.к. затрагивает наиболее существенные стороны  развития личности, включая в себя множество умственных операций и процессов: воображение, мышление, внимание, память, речь. В процессе игры развивается личность ребенка в целом.

По мнению П.П.Блонского, игра-«великая учительница», в которой ребенок расширяет свою ориентировку, упражняет свои силы, усваивает и воспроизводит социальный опыт, учится понимать и комбинировать  окружающие его явления.

Для социально-психического созревания детей, по мнению В.В. Блонского,  игра –важная и главная форма активности.

Л.С. Выготский, считал игру источником развития личности. Именно она создает для ребенка «зону ближайшего развития», которая ведет ребенка дальше, и является для него ведущей деятельностью, т.о. определяя развитие ребенка. [1, с.23]

А.Н.Леонтьев подчеркнул качественные показатели ведущей деятельности, которые заключаются в то, что «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». [2, с.125]

 Благодаря игре, у ребёнка  развивается спрособность осознавать свои особенности, он учится осмысливать и моделировать своё поведение с учетом возможных реакций окружающих. Основатель школы психоанализа З.Фрейд дал высокую оценку игре, считая ее методом познаниия и коррекции личности дошкольника. [5, с.78]

При помощи игры, инструмента активизации познания дошкольника с ОВЗ, возможно воспитание потребности и устойчивого интереса  к познавательной деятельности, коррекция ВПФ, интеллектуальной и эмоционально-поведенческой сферы.

Модель педагогического взаимодействия коррекционно-развивающего процесса предполагает как  групповую, так и индивидуальную форму  взаимодействия с ребенком с ОВЗ. Занятия в ДОУ отличаются высоким темпом, требуют от воспитанника с ОВЗ энергии на протяжении определенного времени. Для снятия утомления целесообразно оптимизировать активность, включая физическую, умственную и эмоциональную активность. Уместно включать физкультминутки, упражнения для глаз, дыхательную гимнастику, релаксационные паузы, которые помогут удержать мотивационный фон и  усилить коррекционно-развивающую направленность занятия, выполняя здоровье-сберегающую функцию занятия.

        Психологическое благополучие ребенка с ОВЗ в коллективе обесрпечивается признанием его социумом, что также способствует успешной коррекции психических и интеллектуальных нарушений.  Здесь хорошо себя зарекомендовали игры, праздники, соревнования, экскурсии, развлечения. Уместно использование методов  и приемов: музыкотерапии, куклотерапии, сказкотерапии. Использование оборудование кабинета с оборудованием по программе «Доступная среда»: сенсорные тренажеры, сухой бассейн, песочная терапия, шнуровки, доски Э. Сегена и т.д. имеют доказанное положительное влияние на коррекцию развитие  детей с ОВЗ. Возможна форма проведения занятий    как индивидуально, так и в группе, в зависимости от поставленных задач.                                                                   

         Игровая деятельность ребенка с ОВЗ  в условиях ДОУ с соблюдением охранительного режима, нацеленная на абилитацию, реабилитацию помогает ему освоить  коррекционно-развивающую программу, укрепить здоровье, социализироваться в среде сверстников.

        

Литература

1.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.  М.: Вопросы психологии, 1966, №6, 75с.

2.Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т, М.: 1983, Т-1, 306с.

3.«Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Кумариной, М.: «Академия», 2003, 245с.

4.Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», М.: «Академия», 2003, 78с.

  1. Специальная психология» под ред. В.И. Лубовского, М.: «Академия, 2005, 265с.

 

 

  1. Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.