Бабенко Анжелика Викторовна
Воспитатель
МБДОУ ДС № 32 «Берёзка» г. Туапсе
Познавательно – творческий проект «Никто не забыт и ничто не забыто»
автор: Бабенко Анжелика Викторовна
место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад (МБДОУ ДС) № 32 "Березка" г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район
должность: воспитатель
Актуальность проекта:
Одной из актуальных задач в ХХI веке становится проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое чувство не формируется само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воздействия на душу маленького гражданина своей страны.
В истории, у каждого поколения – своя война. Великая Отечественная война - это отдельная страница нашей истории, о которой мы не имеем права забывать. Современные дети уже несколькими поколениями разделены с непосредственными участниками Великой Отечественной войны, да и попытки «переписать», исказить недавнюю историю нашей страны, заставили нас обратиться к данной теме проекта «Никто не забыт и ничто не забыто». С детских лет ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, как защищалась от иноземных захватчиков,
как боролась с фашисткой Германией во имя мира на земле, во имя безоблачного, счастливого детства маленьких граждан нашей страны.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации: апрель - май 2019 г.
Вид проекта: познавательный, нравственно-патриотический, творческий.
Цель проекта:
- Формирование патриотических чувств у воспитанников, уважения и гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
- Расширение представлений детей об истории России, о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.
- Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину.
Задачи проекта:
- Воспитывать нравственно - патриотические чувства у воспитанников к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов, чувство сострадания и благодарности ветеранам Великой Отечественной войны.
- Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее истории.
- Обогащать представление детей о героизме, мужестве, отваге советского народа в годы Великой Отечественной войны, о историческом значении победы.
- Расширять музыкальный кругозор воспитанников. Развивать интерес к песням, созданным в годы Великой Отечественной войны, познакомить с военными песнями тех лет.
- Развивать связную речь, через пересказ текстов, разучивание стихотворений.
- Привлекать родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям.
Участники проекта:
Дети, воспитатели подготовительной к школе группы МБДОУ ДС № 32 «Березка» г. Туапсе, родители воспитанников, сотрудники детской библиотеки № 2 им. Н. Островского (филиал № 4), г. Туапсе.
Материально - технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
- Подбор методической и художественной литературы;
- Просмотр фронтовых фотографий, писем, документальных хроник;
- Проведение цикла занятий о Великой Отечественной войне.
- Встреча с ветеранами, беседа с бабушками и дедушками о военных годах, о суровом военном детстве;
- Подбор военных песен и стихотворений.
- Проведение конкурса «Мы о войне стихами говорим».
- Участие воспитанников в Х Международной акции «Читаем детям о войне».
- Дидактические игры; выставка книг, рисунков, выставка творческих
работ родителей (законных представителей) и воспитанников.
- Выпуск стенгазеты: «Никто не забыт и ничто не забыто».
Необходимые условия для реализации проекта:
Заинтересованность родителей (законных представителей) воспитанников;
Методические разработки.
Наглядные: вещи, ордена, медали, военные письма солдат времен
Великой Отечественной войны;
Словесные:
чтение произведений, стихотворений детских писателей о Великой Отечественной войне, беседы с ветераном, «детьми войны», рассматривание фотографий, иллюстраций, военных карт, инсценировки.
Использование метода трех вопросов:
Что мы знаем о Великой Отечественной войне?
Знаем, была Великая Отечественная война.
Что хотим узнать?
Великие сражения Советской Армии;
Дети - герои Великой Отечественной войны;
Города — герои;
Ордена и медали участников Великой Отечественной войны.
Где и как найдем ответы на вопросы?
Будем рассматривать фотографии, иллюстрации;
Читать с родителями (законными представителями) произведения о
Великой Отечественной войне;
Просмотр документальной хроники;
Будем спрашивать у взрослых.
Участие в Х Международной акции «Читаем детям о войне»;
Экскурсия в детскую библиотеку - «Встреча поколений...»;
Проведение на базе детской библиотеки конкурса «Юных чтецов», посвященного дню Победы.
Предполагаемый результат:
- Приобретение знаний об истории нашей Родины.
- Понимание детьми значимости Победы нашего народа над иноземными
захватчиками, освобождение европейских стран от ига фашисткой
Германии.
- Вовлечение родителей (законных представителей) в реализацию
проекта в условиях семьи и детского сада.
Этапы проекта:
1 подготовительный:
- Определение цели и задач проекта.
- Создание условий для организации работы.
- Сбор информационного материала.
- Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Задачи:
- Определить знания детей о Великой Отечественной войне.
Формы организации работы 1 этапа:
- Сбор информации, материала по теме;
- Организация предметно — развивающей среды;
- Разработка цикла ООД;
- Беседы.
2 практический этап:
- Проведение совместной деятельности: педагог-ребенок-родитель
(законный представитель).
- Через практическую деятельность детей искать ответы на поставленные
вопросы.
Задачи:
- Закрепить знания воспитанников о Великой Отечественной войне;
- Формировать представление о том, как советский народ пережил
тяжелейшие годы оккупации и вышел победителем, освободил не
только свою землю, но и западные страны, оказавшиеся под
игом фашистской Германии.
- Развивать выразительность речи;
- Пополнить развивающую среду группового помещения
оборудованием и материалом по теме проекта;
- Воспитывать чувство гордости и признательности людям, которые
отдали свои жизни на счастливое детство новых поколений маленьких
граждан России.
Формы организации работы - 2 этапа:
- Работа с воспитанниками: организация мероприятий познавательного
характера, организация двигательного режима.
Формы работы с воспитанниками:
- Реализация мероприятий перспективного тематического
планирования (ООД по теме, творческая деятельность).
Тематические беседы:
- « Нет в России семьи такой, где бы ни был свой герой»,
- «Что расскажет нам Георгиевская ленточка»,
- «Поклонимся великим тем годам...»,
- «Дети - герои Великой Отечественной войны»,
- «Битва за Москву»,
- «Блокада Ленинграда»,
- «Сталинградская битва»,
- «Танковое сражение на Курской дуге»,
- «Оборона Севастополя»,
- «Города- герои»,
- «Ордена и медали Великой Отечественной войны».
- Встреча и беседа с ветераном Великой Отечественной войны,
защитником Сталинграда Руновым Николаем Павловичем.
- Беседы воспитанников с родителями (законными представителями) о
родственниках - участниках Великой Отечественной войны.
Чтение и разучивание:
с воспитанниками стихотворения С.Я. Маршака «Ленинградское
кольцо», «Та война отгремела много весен назад...»
О. Подчиненова, «Пока память жива», «Это было в мае,
на рассвете» З.Чеботарева, «Как было много тех героев» С. Кадашников и др.
«Час мужества» - стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне,
А.Митяев «Подвиг солдата», Л.Кассиль «Рассказы о войне», Ю. Коваль «Аллый», С. Баруздин «Точно в цель», С.Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне».
Рисование:
Выставка детских рисунков, посвященная подвигу советского народа;
детям - героям, детям - войны, труженикам тыла, советскому солдату.
Аппликация:
- Праздничная открытка «Гвоздики»;
- Составление коллажа «В землянке»;
- Пригласительный билет для родителей на встречу с ветераном - Н. П. Руновым.
Лепка:
«Солдат»; «У вечного огня...»; «Танк».
Конструирование:
из бросового и природного материала по теме проекта: «Никто не забыт и ничто не забыто».
Сюжетно - ролевые игры:
- «По морям по волнам...»;
- « На границе я служу...»;
- «Танковое сражение»;
- «Летчики- защитники неба...»,
- Игра - ситуация « В медсамбате».
Дидактические игры:
- Узнай и назови боевую технику времен Великой Отечественной войны»;
- «Какие города - герои ты знаешь?»;
- «Что лежит у солдата в вещевом мешке»;
- «Нарисуй по памяти позиции противника».
Разучивание и прослушивание песен:
- Д. Чибисов и А. Филиппенко: «Вечный огонь», «Ленинградцы»,
«Священная война»;
- Б.Окуджава: «Жди меня и я вернусь», «Нам нужна одна победа»;
- С. Туликов, Я. Белинский: «Не стареют душой ветераны»;
- А.Островский, Л. Ошанин: «Солнечный круг».
Формы работы с родителями (законными представителями):
- Беседа с родителями «Поклонимся великим тем годам...»;
- Памятка «Как рассказать дошкольнику о Великой Отечественной
войне»;
- Выставка совместного творчества родителей (законных представителей)
и детей «Нет в России семьи такой, где бы ни был свой герой...»;
- Консультация «Почитай мне мама о войне...».
3 этап - обобщающий: заключительный:
- Оформление результатов проекта;
- Обобщение результатов работы;
- Анализ;
- Закрепление полученных знаний;
- Формулировка выводов.
- К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы,
итоговое мероприятие по проведению проектного периода.
Задачи:
- Развивать творческие способности;
- Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
- В ходе реализации проекта «Никто не забыт и ничто не забыто» предполагаемые результаты были достигнуты:
- Обогатился опыт детей в сфере социального воспитания путем
использования разных методов и приемов;
- Собран материал по теме Великая Отечественная война;
- Обогатился и пополнился словарный запас воспитанников;
- Изготовили дидактическую игру «Разведчики»;
- На протяжении всего проекта у воспитанников сформировалось чувство
гордости за страну в которой они живут, чувство признательности,
уважения, почитания к ветеранам Великой Отечественной войны,
память о подвиге предков, будет жить всегда в сердцах настоящих и
будущих поколений.
Трансляция проекта:
Совместное изготовление с детьми стенгазеты, которая доступна для
просмотра воспитанникам, родителям (законным представителям),
педагогам и жителям района Приморья г. Туапсе.