ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Поздеева Наталья Леонидовна

Учитель-логопед

ГОУ РК «Школа-интернат № 3» г. Сыктывкара

Республика Коми

г. Сыктывкар

Конспект подгруппового логопедического занятия 3 класс

Тема: «Дифференциация звуков «С-З» в связной речи».

  1. Коррекционно-образовательные:
  • формирование правильного произношения звуков «С-З»;
  • уточнение акустического и произносительного образа звуков «С-З»
  • закрепление звуков в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях, стихах, связной речи.
  1. Коррекционно-развивающие
  • развитие мимики (упражнения);
  • выполнение логопедического массажа;
  • развитие плавного длительного выдоха;
  • выполнение артикуляционных упражнений в полном объеме (артикуляционная гимнастика);
  • закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях, стихах, связной речи;
  • развитие мелкой моторики.
  1. 3. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • формирование положительного отношения к занятиям

План занятия:

  1. I. Подготовительные упражнения
  2. Упражнения для развития мимики
  3. Логопедический массаж
  4. Дыхательная гимнастика
  5. Артикуляционная гимнастика
  6. II. Особенности артикуляции
  7. Артикуляция звука «С»
  8. Артикуляция звука «З»

III. Дифференциация звуков «С-З»

  1. в слогах
  2. в словах
  3. в предложениях
  4. IV. Работа в тетрадях
  5. V. Дифференциация звука «С-З» в связной речи
  6. VI. Дифференциация звука «С-З» в стихах

VII. Итог занятия.

Оборудование:

- Зеркала

- Картинки для развития мимики

 

- Карточки с дыхательной гимнастикой

- Картинки с артикуляционной гимнастикой

- Картинки

- Карточки со словами (составить предложения)

- Тетради, ручки

- Карточки с рассказом

 

   Сегодня на занятии мы продолжим работать над звуками «С-З»

Мы будем произносить их в слогах, словах, предложениях, рассказах и в стихах. Но сначала давайте выполним упражнения, которые помогут вам красиво говорить.

  1. Подготовительный
  2. Упражнение для развития мимики

Ребята, сейчас мы с вами выполним упражнения для мимики.

Изобрази удивление, радость, горе, испуг, тревогу, хитрость

А зачем мы делаем эти упражнения?

Правильно, чтобы наше лицо было подвижно, и мы четко говорили.

 

2 .Логопедический массаж

Укрепление лицевой мускулатуры

- поглаживание лба от середины к вискам

- поглаживание щек от носа к ушам

- поглаживание от подбородка к ушам

Укрепление губной мускулатуры

- поглаживание от середины верхней губы к углам губ

- поглаживание нижней губы к углам губ

- поглаживание носогубных складок

- пощипывание губ

Молодцы! вы правильно делали массаж лица.

 

  1. Дыхательная гимнастика.

- А сейчас выполним дыхательную гимнастику

- Упражнение свечка.

Держим свечку ровно и дуем на огонек. Щеки прижимаем к зубам, губы трубочкой. Вдох и дуем.

А зачем мы делаем эти упражнения?

(Правильно, вырабатываем длительный и плавный выдох)

 

4.Артикуляционная гимнастика

- Ребята, давайте выполним артикуляционную гимнастику.

«Заборчик» - зубы вместе

«Лопатка» - широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Иголочка» - острый язычок, тянем вперед

«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкать языком.

«Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком языка попеременно тянуть под счет логопеда к уголкам рта.

«Вкусное варенье»- облизываем губы

«Почистим зубы» - круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

(Молодцы! вы правильно делали гимнастику для языка)

Ребята, скажите, что сейчас мы с вами делали?

(Правильно, делали упражнения для мимики, массаж, дыхательную гимнастику, гимнастику для языка)

 

  1. II. Особенности артикуляции

Ребята, какие звуки мы учимся говорить?

(Правильно, звуки «С-З»)

А как мы называем эти звуки?

(Правильно, согласные)

А почему эти звуки согласные?

(Правильно, потому что при произношении этих звуков воздух во рту встречает преграду)

А какая встречается преграда?

(Правильно, зубы).

Артикуляция звука «С-З»

- Ребята, давайте вспомним, как должны находится, губы, зубы, язык, когда мы произносим звуки «С-З»

Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута.

Ребята, а чем эти звуки похожи?

(Правильно, эти звуки произносятся одинаково,  у этих звуков одинаковая артикуляция).

И зубы, и губы, и язык находятся в одном положении.

А чем отличаются эти звуки?

(Правильно, при звуке «С» горлышко не дрожит, а при звуке «З» горлышко дрожит.

- Ребята, а сейчас давайте произнесем эти звуки, прикладываем к горлышку руку.

Следим за своим языком.

- Молодцы! вы правильно произнесли эти звуки.

Итак, какие, это звуки?

(Правильно, согласные)

- А чем похожи  звуки «С-З»

(Правильно, они произносятся одинаково)

- А чем отличаются звуки «С-З»

(Правильно, отличие в том, что при ЗВУКЕ «С» горлышко не дрожит, а при ЗВУКЕ «З» горлышко дрожит)

 

III. Автоматизация звука «С-З»

- Ребята, а сейчас мы с вами немного поиграем, игра называется «Поймай звук». Я буду называть слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите звуки «С-З». Все встали.

А) Узнавание звуков «С-З» в словах

СТУЛ, ЗАЯЦ, ЖУК, КОРЗИНА, ШАПКА, АРБУЗ, СТОЛ, ШУБА, КИСТОЧКА, ЗОНТ, КАПУСТА, МАЛЫШ.

Молодцы, вы правильно выполнили это задание.

- В какую игру мы с вами играли «Отгадай звук». Что мы делали?Хлопали в ладоши, когда слышали звуки «С-З». Садитесь

Б) Автоматизация звука «С-З»  в начале, середине, конце слова

А сейчас следующее задание.

На столе лежат картинки, вы должны определить, где находятся звуки «З-С» в начале, середине или в конце слова.

Лиса, парус, зонт, корзина, коза, сыр, носки, кисточка, капуста, арбуз

Молодцы! Вы правильно сделали это задание.

Какое задание мы с вами делали?

- Определяли, где находятся эти звуки «С-З» в начале, середине и в конце слова.

В) Автоматизация звуков «С-З» в предложениях

Ребята, сейчас мы с вами выполним следующее задание.

Я вам раздам листочки, на листочках написаны слова, вы должны из этих слов придумать предложение.

В саду Соня собирала розы. (собирала, розы, В, Соня, саду).

Лиза и Роза были в зоопарке. (зоопарке, и, Лиза, Роза, были).

Никита читает свое предложение. Что ты узнал про Соню?

(Правильно, Соня собирала розы)

Максим, что ты узнал про Лизу и Розу?

(Правильно, они были в зоопарке)

 Что мы составляли из слов?

 Из слов составляли предложения.

Молодцы! Вы, верно выполнили это задание.

Физ-ка

 

  1. Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

          И на месте зашагали.   (Ходьба на месте)

          На носочках потянулись,(Прогнуться назад, руки положить за голову)

          Как пружинки мы присели   (Присесть)

          И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть)

 

 

Г. Автоматизация звуков «С-З» в связной речи

 Чтение рассказа «Тузик» читаю сама, потом дети

   У нас собака Тузик. Тузик сидит у забора. Зоя дает Тузику кости. Тузик грызет кости.

Ребята, про кого этот рассказ. (Про Тузика)

Чтение детей по цепочке ( следим за своим языком)

После чтения детей вопросы.

Про кого этот рассказ? (про Тузика)

Где сидит Тузик? (у забора)

Кто дает Тузику кость? (Зоя)

А сейчас я вам дам картинки вы пожалуйста их сложите и скажите, кто у вас получился (собака)

Давайте назовем ваших собак, но чтобы первый звук был «З-С»

Молодцы, ребята.

Про кого вы читали про Тузика? А как ваших собак зовут?

 

Д). Автоматизация звуков «С-З» в стихах.

Ребята, а сейчас вы расскажите стихотворения нате звуки, которые мы с вами  учимся произносить.

Никита расскажет стихотворение, в котором встречаются слова с теми звуками, которые мы учимся с вами правильно произносить,  и не забываем, где должен находится наш язычок «Соня-соня»

Соня очень любит спать

Соней Соню стали звать

Соня-соня спит весь день

Погулять ей даже лень

Посмотри-ка, Сонюшка:

На дворе-то солнышко.

Молодец! Ты правильно произносил слова со звуками с-з

 

Максим стихотворение «Старый слон»

Спит спокойно старый слон

Стоя спать умеет он.

 И ты молодец следил за своим языком.

 

Никита и Максим вместе

Стихотворение «Хозяйка»

Не привык трудиться зайка

Барсуку работать лень

Только белочка-хозяйка

За работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка разузнай-ка.

Видно, зайка стал зазнайка,

Раз забыл тебя, хозяйка.

 

  1. VI. Итог занятия.

- Какие звуки мы учились сегодня произносить?

  Звуки «С-З»

- Какие упражнения мы делали, чтобы правильно произносить эти звуки?

  Упражнения для мимики, массаж, дыхательную, артикуляционную

- Куда должен упираться кончик языка, когда мы произносим звуки «С-З» ?

  Кончик языка упирается в нижние зубы.

Также мы учились произносить звуки «С-З» в словах, предложениях, рассказах, стихах.

Рефлексия

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие, если понравилось то улыбнитесь, если не понравилось то огорчитесь.

 

  1. Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.