ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 

Пельс Ольга Николаевна

педагог-психолог

МАДОУ № 13 г. Томск

город Томск

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Успешный ребенок»

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень: базовый

для детей от 5 до 7 лет

Срок реализации: 1 год

Составители:

Педагог-психолог,

О.Н. Пельс

Томск, 2021 г.

Содержание

  1. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
    • Пояснительная записка
    • Цель и задачи Программы
    • Содержание Программы: учебный (тематический) план, содержание изучаемого курса
    • Планируемые результаты

 

  1. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
    • Формы аттестации и оценочные материалы
    • Условия реализации Программы: материально-технические, учебно-методические, информационные, кадровые
    • Список литературы (для педагога, детей, родителей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

  • Пояснительная записка

Нормативной базой разработки программы являются:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 года);
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства      Просвещения      Российской      Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства      Просвещения      Российской      Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

Актуальность

Изучением природы успеха занимались многие психологи и философы: Р. Декарт, М. Хайдеггер, Г. Олпорт, П. Рикер, К.Г. Юнг, Г.В. Гегель, Ю. Хабермас, Л. Виттенштейн, Д.Н. Узнадзе, И.С. Кон, М.М. Мамардашвили, В.С. Степин, Т.И. Ойзерман, Л.И. Анциферова, В.А. Лекторский, К.А. Абульханова-Славская, В.И. Розов и др. Публикации на эти темы расходятся большими тиражами. Книги и обучающие курсы по теме «Как достичь успеха» – бестселлеры в книжных магазинах, отмечены большим потребительским спросом и интересом. Авторы призывают найти свой потенциал и реализовать его, следовать определенному порядку действий, применять правила целеполагания, использовать тайм-менеджмент, идею «потока» и т.п. Как результат, обещается быстрое достижение успеха во всех областях жизни.

Для достижения успеха важен мотив достижения успеха и установка на успешность. Они могут формироваться постепенно, например, таким социальным институтом как образовательный. Семья и образовательная организация, в сотрудничестве способны раскрыть потенциал ребёнка и создать условия для его успешной адаптации и самореализации в обществе. Современное общество ориентирует людей на высокую эффективность и способность решать вопросы в ситуации неопределенности, на выстраивание конструктивной коммуникации с другими людьми, творческое освоение окружающего мира и реализацию в нем смыслов собственной деятельности. Все вышеописанные качества и навыки не даны ребенку изначально, а приобретаются через личный жизненный опыт. Ощущение ребенком успеха связано с его системой отношений к себе, к другим людям, к миру в целом. Успех редко бывает случайным, чаще это результат «постоянного правильного выполнения правильных действий».

Программа «Успешный ребенок» направлена на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста, а также на развитие творческого мышления и воображения у дошкольников, формирование чувства успешности.

Направленность – социально-гуманитарная, уровень – базовый.    

Новизна программы заключается в сочетании технологии ТРИЗ с технологией сенсорного развития. Формирование таких качеств как собранность, подвижность, восприимчивость, выносливость, позволяет создать условия для формирования уверенности в себе, развития таких характеристик мышления как гибкость, беглость, точность.

Отличительной особенностью программы является сочетание различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста: игровой, познавательной, творческой, двигательной. Формирование представлений о собственном успехе происходит в трех направлениях развития личности: интеллектуальном, творческом и физическом.  В каждой из направлений в программе предусмотрено создание завершенного творческого продукта, освоение комплекса двигательных упражнений, решение нестандартной задачи.

Практическая значимость

Игровая деятельность с оформлением творческих продуктов по итогам каждого тематического блока, позволяет сделать образовательный процесс ребенка открытым для его семьи, создает базу для укрепления взаимодействия ребенка с родителями. Сочетание сенсорного и познавательного направления в реализации Программы выступает ресурсом для развития крупной моторики, ВПФ, пространственных представлений, укрепления умственной работоспособности в целом.

Педагогическая целесообразность программы заключается в следовании ориентирам современного общества, которые выступают в качестве ключевых требований к человеку: способность решать вопросы в ситуации неопределенности (решение открытых задач), выстраивание конструктивной коммуникации, творческое освоение окружающего мира и реализация в нем замыслов собственной деятельности.

Во время познавательной, двигательной деятельности максимально реализуется ситуация успеха (получение желаемого результата, поддержка эмоционального состояния ребенка), следовательно, работа происходит естественно, без возникновения психологического напряжения.

Адресат программы. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по социально-гуманитарному направлению для детей старшего дошкольного возраста от 5-7 лет.

Объем и срок освоения. Режим занятий, периодичность и продолжительность Программа рассчитана на две возрастные группы детей от 5 до 7 лет, предполагает проведение двух занятий в неделю. Продолжительность деятельности: 30 мин. Общее количество занятий в год – 72 часа в каждой возрастной группе.

Основные формы организации образовательного процесса:

- подгрупповые; беседы;

- обсуждение; самостоятельная и групповая творческая деятельность;

- игровые упражнения;

- словесные и настольно-печатные игры;

- подвижные игры.

Методы обучения:        

- объяснительно-иллюстративный метод;

- метод проблемного изложения материала;

- метод мозгового штурма;

- логоритмические упражнения;

- создание проблемных ситуаций;

- продуктивная деятельность.

  • Цель и задачи Программы

Цель – формирование у ребенка представлений о личном успехе. Развитие гармоничного «я» в трех направлениях – физическое, интеллектуальное и творческое.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, смысловому ограничению.
  • Научить решать творческие, открытые задачи.
  • Способствовать формированию чувства достижения от выполнения самостоятельных действий от начала до конца.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память воображение.
  • Развивать пространственное мышление, воображение, креативные и творческие способности.
  • Развивать интерес к созданию конечного продукта труда, самостоятельность в принятии решений в различных ситуациях.

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение, настойчивость, активность, умение добиваться нужного результата, проявлять инициативу.
  • Воспитывать уверенность в себе.
  • Формировать навыки взаимодействия в группе.

 

Основные принципы:

  • индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;
  • гуманистичности предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия;
  • «снизу вверх», от движения к мышлению, а не наоборот. Учет влияния сформированности тела на уровень развития высших психических функций. Обогащение знаний ребенка о собственном теле;
  • психологической свободы и безопасности реализуется посредством сохранения уважения и принятия личностного пространства ребенка;
  • активной позиции ребенка, при котором главным становится научить его решать проблемы самостоятельно, создать возможность для становления способности ребенка к саморазвитию;
  • поэтапности заключается в том, что действия с одними и теми же блоками программы постепенно усложняются в связи с повышением возможностей детей;
  • сотрудничества с семьей.

Диагностика проводится 2 раза в год (в октябре и в мае) и позволяет более точно выявить уровень развития ребенка, проявления его способностей и интересов, навыков конструктивной коммуникации и творческого решения открытых задач.

Возраст детей и их психологические особенности

Программа рассчитана на обучающихся от 5 до 7 лет.

Дети 5 – 6 лет: В данном возрастном периоде идет постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного ребенку. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов, хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений. Более трудным является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени. Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.

Преобладает наглядно-образное мышление, словесно-логическое только начинает формироваться. Дошкольник использует такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей. Многие абстрактные понятия пока недоступны, с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами. Память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе, но ребёнок может запоминать и целенаправленно.

Формированию произвольного поведения способствует игра, которая является главной составляющей психического развития. Сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета, а ее содержанием становятся отношения между людьми. Дети сами создают модели этих отношений, формируя устойчивые объединения из 3-4 человек и более. В такой игре много действий, которые помогают строить ребенку ролевые отношения с другими участниками. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление); эстетические (чувство прекрасного, чувство героического); моральные (чувство гордости, стыда, дружбы).

Дети 6-7 лет: Восприятие детей становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок способен его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов.

К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появляется творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы.

Основное изменение в сознании дошкольника - появление «внутреннего плана действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте. Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка данного возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.

Самооценка у старшего дошкольника, как правило, имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и взрослыми. Ведущей деятельностью, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.

  • Содержание Программы:

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, и выстроено по принципу развивающего образования.

Принципы отбора содержания:

 - доступность и наглядность; практическое обучение;

-  последовательность и систематичность обучения и воспитания;

 - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Вводная часть занятия необходима для подготовки группы к работе. Вводная часть обязательно включает в себя логоритмику, упражнения на развитие восприятия, двигательные последовательности.

Основная часть занятия предполагает ознакомление дошкольников с информационным материалом по теме, осуществляется познавательная, творческая деятельность. Заключительная часть предполагает подведение итогов (рефлексия), формулировку выводов. Дошкольники получают возможность объективно пояснять свою точку зрения и предоставлять доказательства своих мнений. На каждом из вышеперечисленных этапов дошкольники самостоятельно планируют, осуществляют и обосновывают свои действия. 

Учебный (тематический) план для детей 5-6 лет

 

Раздел программы

Теория

 

Практика

 

Всего

 

Форма аттестации/контроля

1

Игры, упражнения на коммуникацию

0,5

2,5

3

Решение проблемной задачи

2.

Диагностика познавательных процессов, творческого мышления.

0,5

1.5

2

Тестирование

 

3.

Восприятие (преднамеренное)

0,5

4,5

5

Творческая работа

4.

Произвольное внимание

1

5

6

Дидактическая игра

5.

Развитие памяти

1

7

8

Творческая работа

6.

Операции мышления: сравнение, классификация.

1

7

8

Диагностическая игра

7.

Пространственные представления (ориентировка в схеме тела, от себя)

1

7

8

Решение проблемной задачи

8.

Сенсомоторная координация

0,5

7,5

8

Диагностическая игра

9.

Формирование творческого воображения

1

7

8

Беседа - рассуждение

10.

Типовые приемы фантазирования: уменьшение - увеличение

0,5

3,5

4

Решение проблемной задачи

11.

Типовые приемы фантазирования: одушевление - окаменение

0,5

3,5

4

Решение проблемной задачи

12.

Типовые приемы фантазирования: наоборот

0,5

3,5

4

Решение проблемной задачи

13.

Диагностика познавательных и творческих способностей. Карта интересов.

0,5

3,5

4

Тестирование

 

 

 

Всего

9,5

62,5

72

 

             

Учебный (тематический) план для детей 6-7 лет

 

Раздел программы

Теория

 

Практика

 

Всего

 

Форма аттестации/контроля

1

Игры, упражнения на коммуникацию

0,5

3,5

4

Решение проблемной задачи

2.

Диагностика познавательных процессов, творческого мышления

0,5

2.5

3

Тестирование

 

3.

Развитие и коррекция внимания

0,5

5,5

6

Дидактическая игра

4.

Развитие памяти

0,5

6,5

7

Творческая работа

5.

Операции мышления: сравнение, классификация, систематизация.

1

6

7

Дидактическая игра

6.

Пространственные представления (ориентировка в схеме тела, от себя, ориентировка на плоскости)

0,5

5,5

6

Решение проблемной задачи

7.

Сенсомоторная координация

0,5

5,5

6

Диагностическая игра

8.

Формирование творческого воображения

1

5

6

Беседа - рассуждение

9.

Типовые приемы фантазирования: уменьшение – увеличение

0,5

5,5

6

Творческая работа

10.

Типовые приемы фантазирования: одушевление - окаменение

0,5

5,5

6

Творческая работа

11.

Типовые приемы фантазирования: наоборот

0,5

5,5

6

Творческая работа

12.

Типовые приемы фантазирования: деление - объединение

0,5

5,5

6

Творческая работа

13.

Диагностика познавательных и творческих способностей.  Карта интересов

0,5

2,5

3

Тестирование

 

 

 

Всего

7,5

64,5

72

 

             

Первый год обучения (5-6 лет)

  1. Игры и упражнения на коммуникацию. Теория – 0,5, практика – 2,5.

Создание положительного эмоционального настроя. Игровые задания на сплочение группы, развитие навыков конструктивного взаимодействия.

Упражнение «Передай мяч по кругу», «Волшебный круг», «Торт на день рождения». Игровое упражнение «Наполни колодец». Подвижная игра «Зеркало».

2.Диагностика познавательных процессов, творческого мышления. Теория – 0,5 ч., практика – 1,5 ч.

Диагностика мыслительных операций, эмоционально-волевых процессов, особенностей восприятия, памяти, внимания дошкольников. Методика Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста».

3.«Развитие восприятия» (преднамеренное). Теория – 0,5 ч., практика – 4,5 ч. Дифференциация. Различие и сравнение ощущений. Определение двигательной реакции, характера ощущений (силы, выраженности). Определение преобладающего канала восприятия.

  1. «Произвольное внимание». Теория – 1 ч., практика – 5 ч.

Развитие концентрации, расширения, распределения, переключения, устойчивости внимания. Нахождение признаков сходства и различия между изображениями, одинаковыми предметами. Корректурные пробы.

  1. «Развитие памяти». Теория – 1 ч., практика – 7 ч.

Развитие зрительной, слуховой, двигательной. Ассоциативное запоминание. Развитие долгосрочного запоминания. Мнемотехники. Творческая работа «Опиши предмет».

  1. «Операции мышления: сравнение, классификация». Теория – 1 ч., практика – 7 ч. Особенности развития и формирования сравнения, классификации. Конструирование из геометрических фигур. Задания с палочками. Найди отличия. Упражнения на перекладывание предметов.
  2. «Пространственные представления (ориентировка в схеме тела, от себя)». Теория – 1 ч., практика – 8 ч.

Ориентировка в пространстве (далеко-близко, справа – слева, внизу-вверху, впереди-сзади). Формирование умений занимать положение по заданному условию. Нейрогимнастические упражнения, логоритмика.Тренировка межполушарного взаимодействия. Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

  1. «Сенсомоторная координация». Теория – 0,5 ч., практика – 7,5 ч.

Зрительно-моторная интеграция «глаз-рука». Зрительный контроль. Ловкость. Щипковый хват 3-мя пальцами, пинцетный захват большим и указательным пальцами. Координация движений рук, кистей, поворот запястья. Тренировка межполушарного взаимодействия. Подвижные упражнения на моторное планирование, статику и баланс, координацию движений. Баланс левой и правой половины тела.

  1. «Формирование творческого воображения». Теория – 1 ч., практика – 7 ч.

Развитие воссоздающего и творческого воображения. Приемы развития креативности. Раскрашивание фигур, картинок необычным способом. Рассуждения на открытые вопросы «Что будет, если…».

  1. Типовые приемы фантазирования: уменьшение – увеличение. Теория – 0,5 ч., практика – 3,5 ч.

Знакомство с типовыми приемами фантазирования. Определение ключевых свойств объектов. Творческая работа «Превращение». Рассуждения на открытые вопросы «Что будет, если…».

  1. Типовые приемы фантазирования: одушевление – окаменение. Теория – 0,5 ч., практика – 3,5 ч.

Поиск общих признаков у случайных объектов. Исключение свойств. Придание объектам живой и неживой природы необычных свойств. Знакомство с Волшебником Оживления. Воздействие Волшебника делает неживое живым и подвижным, статичное более динамичным. Творческая работа «Несуществующее животное».

  1. Типовые приемы фантазирования: наоборот. Теория – 0,5 ч., практика – 3,5 ч. Знакомство с формулированием противоречий и приемом их разрешения «наоборот». Создание нового образа. Рассуждения на открытые вопросы «Что будет, если…». Творческая работа «Отгадай код».

13.Диагностика познавательных процессов, творческого мышления. Карта интересов Теория – 0,5 ч., практика – 1,5 ч.

Изучение динамики развития мыслительных операций, эмоционально-волевых процессов, особенностей восприятия, памяти, внимания дошкольников. Методика Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста».

Второй год обучения (6-7 лет)

  1. Игры и упражнения на коммуникацию. Теория – 0,5, практика – 3,5 ч.

Создание положительного эмоционального настроя. Игровые задания на сплочение группы, развитие навыков конструктивного взаимодействия.

2.Диагностика познавательных процессов, творческого мышления. Теория – 0,5 ч., практика – 2,5 ч.

Диагностика мыслительных операций, эмоционально-волевых процессов, особенностей восприятия, памяти, внимания дошкольников. Методика Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста».

Диагностика творческого мышления.

Методика для родителей и педагогов «Карта одаренности» (А.И. Савенкова). Творческая работа «Коллаж интересов».

  1. «Произвольное внимание». Теория – 0,5 ч., практика – 5,5 ч.

Развитие концентрации, расширения, распределения, переключения, устойчивости внимания. Нахождение признаков сходства и различия между изображениями, одинаковыми предметами. Графические диктанты, корректурные пробы.

  1. «Развитие памяти». Теория – 0,5 ч., практика – 6,5 ч.

Развитие зрительной, слуховой, двигательной. Ассоциативное, смысловое запоминание. Эмоциональное запоминание. Развитие долгосрочного запоминания. Мнемотехники.

Отгадывание мнемотехнических загадок. Творческая работа «Корректурная проба».

  1. «Операции мышления: сравнение, классификация, систематизация». Теория – 1 ч., практика – 6 ч. Особенности развития и формирования сравнения, классификации. Конструирование из геометрических фигур. Найди закономерность. Составление узоров. Найди отличия. Упражнения на перекладывание предметов.
  2. «Пространственные представления (ориентировка в схеме тела, от себя, ориентировка на плоскости)». Теория – 0,5 ч., практика – 5,5 ч.

Формирование умений занимать положение по заданному условию. Нейрогимнастические упражнения, логоритмика. Тренировка межполушарного взаимодействия. Игры на формирование умений ориентироваться в движении. Графический диктант.

  1. «Сенсомоторная координация». Теория – 0,5 ч., практика – 5,5 ч.

Зрительно-моторная интеграция «глаз-рука». Зрительный контроль. Ловкость. Щипковый хват 3-мя пальцами, пинцетный захват большим и указательным пальцами. Координация движений рук, кистей, поворот запястья. Тренировка межполушарного взаимодействия. Подвижные упражнения на моторное планирование, статику и баланс, координацию движений. Баланс левой и правой половины тела. Схема тела и ориентировка в пространстве.

  1. «Формирование творческого воображения». Теория – 1 ч., практика – 5 ч.

Развитие воссоздающего и творческого воображения. Приемы развития креативности. Рассуждения на открытые вопросы «Что будет, если…». Творческая работа «Неоконченная история».

  1. Типовые приемы фантазирования: уменьшение – увеличение. Теория – 0,5 ч., практика – 5,5 ч.

Знакомство с типовыми приемами фантазирования. Определение ключевых свойств объектов. Изменение по убывающей или возрастающей любого признака объекта. Увеличение-уменьшение признака размера, признака количества.

  1. Типовые приемы фантазирования: одушевление – окаменение». Теория – 0,5 ч., практика – 5,5 ч.

Поиск общих признаков у случайных объектов. Исключение свойств. Придание объектам живой и неживой природы необычных свойств. Знакомство с Волшебником Оживления. Воздействие Волшебника делает неживое живым и подвижным, статичное более динамичным. Групповая творческая работа «Путешествие в сказку».

  1. Типовые приемы фантазирования: наоборот. Теория – 0,5 ч., практика – 5,5 ч.

Знакомство с формулированием противоречий и приемом их разрешения «наоборот». Создание нового образа. Творческая работа – «Отгадай, что спрятано»

  1. Типовые приемы фантазирования: деление-объединение. Теория – 0,5 ч., практика – 5,5 ч. Знакомство с приемом разрешения противоречий «деление». Фантастическое преобразование с позиции деления и комбинирования объектов или их частей. Зрительный синтез. Знакомство с Волшебником Деления. Воздействие на объекты и разделение их на составляющие. Волшебник Объединения. Составление новых свойств объектов. Творческая работа «Коллаж».

13.Диагностика познавательных процессов. Теория – 0,5 ч., практика – 2,5 ч. Изучение динамики развития мыслительных операций, эмоционально-волевых процессов, особенностей восприятия, памяти, внимания дошкольников. Методика Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста». Диагностика творческого мышления. Методика для родителей и педагогов «Карта одаренности» (А.И. Савенкова). Творческая работа «Коллаж интересов».

  1. Планируемые результаты

Первый год обучения (5-6 лет)

  • умеет оценивать себя и свои достижения, успехи, неудачи;
  • хорошо ориентируется в пространстве;
  • в играх со сверстниками соблюдает правила, способен предлагать свои (различные варианты);
  • предлагает творческие идеи и воплощает их в реальности;
  • выполняет дидактические задания на группировку, сравнение, классификацию предметов;
  • ориентируется одновременно в подборе нескольких признаков (цвет и величина, форма и размер и пр.);
  • самостоятельно использует прием увеличения-уменьшения при решении творческих задач;
  • использует прием «Оживление-окаменение» для создания образа фантастического плана;
  • умеет обсуждать проблему, высказывать свое мнение и слушать других.

Второй год обучения (6-7 лет)

  • способен доброжелательно воспринимать достоинств и недостатки других;
  • контролирует свои эмоции, осознает личные границы;
  • умеет оценивать себя и свои достижения, успехи, неудачи;
  • проявляет способность принимать самостоятельные решения;
  • воплощает в жизнь творческие идеи; представляет результат в виде поделки, рисунка;
  • выполняет дидактические задания на группировку, сравнение, классификацию, систематизацию предметов;
  • проявляет инициативность и познавательную активность при решении творческих задач;
  • самостоятельно использует прием увеличения-уменьшения при решении творческих задач, изобразительной деятельности;
  • использует прием «оживление-окаменение» для создания образа фантастического плана;
  • умеет производить фантастические преобразования объектов с помощью приема «деление-объединение»;
  • умеет заменять признаки и значения предметов на противоположные и рассказывать о практическом применении объекта;
  • аргументирует выбор деятельности, задания;
  • проявляет способность принимать самостоятельные решения.
  1. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
    • Формы аттестации и оценочные материалы

Механизм оценки результатов                                                                                                                   

  • Создание индивидуальных проектов – творческих работ;
  • Заполнение карты интересов;

Тестирование познавательных процессов (Методика Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста»). Тестирование качеств творческого мышления: гибкости, оригинальности, беглости. При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки, участие в соревнованиях, научно-практических конференциях, беседы.

Виды и формы контроля

  • предварительный контроль (проверка знаний обучающихся на начальном этапе освоения Программы). Проводится в начале реализации Программы в виде беседы и интерактивной игры;
  • текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими творческих работ);
  • итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы). 

Текущий контроль проходит в форме собеседований, педагогических наблюдений, презентации творческих работ. Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации карты интересов, решения проблемных игровых ситуаций.

 

  • Условия реализации Программы: материально-технические, учебно-методические, информационные, кадровые

Материально-технические условия реализации Программы:

  • кабинет педагога-психолога – сенсорная комната;
  • комплект балансиров и мячей;
  • мячи малые мягкие, мячики для настольного тенниса; мячи-попрыгунчики; средние мячи, мяч большой; блоки цилиндров (Монтессори);
  • комплект дидактических лабиринтов; блок Сегена разной формы;
  • шумовые коробочки; цветофильтры.

Методическое обеспечение программы:

  • литературные произведения детских авторов;
  • раздаточный материал;
  • предметы с поверхностями разной фактуры, размера, веса;
  • настольные игры; карточные игры, лабиринты;
  • доска с маркерами/ватман; цветная плотная бумага.

Учебно-методические

Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциацию и индивидуализацию обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Основные формы взаимодействия с родителями:

Цель: повысить интерес родителей к познавательной и творческой деятельности через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

- индивидуальные беседы; - родительские собрания;

- консультации; - занятия – практикумы, мастер-классы;

- информационные стенды;

- мультимедийные презентации о результатах деятельности, буклеты.

Технологии, формы и методы

Используемые технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Игровые технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, гимнастика для глаз и др.;

Формы и методы

Правильно подобранные формы, методы и приемы обучения, способствуют развитию познавательной деятельности у детей.
Словесный метод

Наглядно-действенный метод обучения

Практический метод

Игровой метод

Методика работы предполагает интегрированный подход к организации обучения — это совместная деятельность, разнообразные игры, наблюдения, использование ИКТ, решение проблемных задач, поисковая деятельность.

Способы и направления поддержки детской инициативы

  • Организация специальных педагогических ситуаций, в которых ребенок приобретает опыт взаимодействия.
  • Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
  • Активное включение ребенка в поисковую ситуацию, способствующую организации совместной деятельности детей.
  • Побуждать детей самостоятельно анализировать действительность, находить решение в новых неожиданных ситуациях.
  • Создание соответствующей возрасту разнообразной и периодически сменяющейся развивающейся среды.

Кадровые:

Педагог высшей квалификационной категории, обладающий: способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития и зоны ближайшего развития детей; использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными образовательными технологиями; проводить диагностику образовательной среды, определять дефициты обучающихся, выстраивать индивидуальную траекторию развития, способностью выстраивать систему дополнительного образования как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого ребенка.

  • Список литературы (для педагога, детей, родителей)

Для педагога:

  1. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. - Минск; ИВЦ Минфина, 2007 г., 112 с.
  2. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции детей. СПб., 1996.
  3. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. М.: Айрис-пресс, 2018. – 135 с.
  4. Прохорова Л.Н. Развиваем творческое воображение с помощью ТРИЗ-технологий – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
  5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2003. – 160 с.
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004. – 175 с.
  7. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.

Для детей и родителей:

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2005
  2. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Как воспитать в ребенке творческую личность? – РнД: Феникс, 2004
  3. Курпатов А.В. Счастливый ребенок. 7-е издание, исправленное и дополненное. -СПб: Нева, 2019. – 448 с.
  4. https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/ums/kpp/VDO/leksiya1.pdf -Дошкольная педагогика как наука.

 

 

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.