ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Мазур Евгения Ильдаровна

Учитель-дефектолог

МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

ХМАО

город Нефтеюганск

 

 

 В настоящее время родители детей с ОВЗ имеют право выбирать форму получения образования своим ребенком. В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья в общеразвивающих ДОУ. Такой рост выдвигает коррекционное направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Поэтому подбор эффективных методов и приемов, учитывающих специфику детей с ОВЗ, является актуальным.

Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов метода сенсорной интеграции, создателем которого является Джин Айрес - научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в общую систему коррекционной работы ДОУ.

Метод сенсорной интеграции в работе специалистов предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорные системы.

Сенсорная интеграция - неврологический процесс, который организует ощущения от тела человека и окружающей среды и дает возможность нам эффективно функционировать в окружающей среде.

Иными словами, всё то, что мы получаем через внешние ощущения от органов чувств (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и через внутренние ощущения - чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там и выдается нам в виде некоторого знания о предмете. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы.

В связи с этим одна из основных задач развития детской деятельности – повышение интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы появилась мотивация к речи.

Мы хотим представить приемы работы по обогащению чувственного опыта детей путем экспериментирования, игр, предметно-практической деятельности, созданию определённой развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду.

Ведущая деятельность дошкольников – это игра, поэтому наши специалисты стараются использовать как можно больше игровых приемов в работе с детьми. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы.

В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств — это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Но нельзя забывать о важности развития вестибулярной системы и проприоцепции.

А) Нарушения вестибулярной системы мы часто можем наблюдать при обучении детей езде на велосипеде. Одни дети сели и поехали, а другим требуются длительные тренировки.

Примером нарушения проприоцепции могут служить дети, которые не умеют рассчитать силу давления руки на карандаш: они либо слабо нажимают, либо делают дырки в бумаге от сильного нажима руки. Такие дети имеют способность ломать игрушки, не рассчитывая прилагаемую силу.

Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Б) Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов. Игры с прятанием, поиском и нахождением, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов способствуют тренировке зрительного восприятия. Детям интересно искать рисунки на дне, под тонким слоем наполнителя.

Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении предметов (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

В) Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.

Тактильные образы объектов формируются посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

Г) Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, исключительно человеческая способность. Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов, а с другой стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру звуках: неречевых и речевых.

Д) Дополнительную информацию об окружающем мире несут запахи (стимуляция обоняния) и вкус (стимуляция вкусовых ощущений). Данную область мы используем очень дозированно и только после согласования с родителями. Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные. Такой контраст также можно использовать для запуска речи у неговорящих детей, добиваясь от них непроизвольной речевой реакции.

Работа по обогащению чувственного опыта невозможна без создания определённой развивающей предметно-пространственной среды. В нашей практике мы используем различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей. Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности, мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. Массажные щетки, махровые рукавички, колесиковые массажёры, массажные валики используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины. По возможности, в своей работе мы используем естественные условия природной среды: игры с мелкими камушками, плодами деревьев (жёлуди, каштаны, шишки, семечки).

В кабинете учителя-дефектолога находится световой стол для рисования кварцевым песком. Рисование на данном столе способствует развитию чувства цвета, целостному восприятию предмета через зрительные и тактильно-двигательные ощущения. Развивает у детей не только мелкую моторику, художественный вкус, память, но также и способствует развитию усидчивости и пространственного мышления.

Очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их применение максимально востребованным:

- педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников с ОВЗ, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятие, зрительно – двигательную координацию детей с особыми потребностями;

- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают участие в занятии.

Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.

Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка с ОВЗ в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

 

 

  1. Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

 

 

Список литературы:

 

  1. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.

 

  1. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.

 

  1. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.

 

  1. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014

 

  1. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.

 

  1. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013

 

  1. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.