Бабенко Анжелика Викторовна
Воспитатель
МБДОУ ДС № 32 «Берёзка» г. Туапсе
Познавательно – исследовательский проект
«Откуда хлеб пришёл?»
автор: Бабенко Анжелика Викторовна
место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад (МБДОУ ДС) № 32 "Березка" г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район
должность: воспитатель
Актуальность:
Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб.
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывает бережное отношение к хлебу.
Проблема. Дети имеют неточные знания о хлебе и его полезных свойствах; плохо употребляют в пищу хлеб, небрежно относятся к нему.
Цель: Формирование ценностей бережного отношения к хлебу в личности каждого ребёнка.
Задачи.
- Формировать элементарные экологические знания об особенностях выращивания зерновых растений, доступных пониманию ребенку - дошкольнику.
- Формировать у детей первоначальные представления о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека. Расширить знания детей о хлебе (черный - ржаной, белый - пшеничный). Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
-Познакомить с трудом взрослых, связанных с производством хлеба (хлебороб, пекарь);
-Учить детей лепить из теста хлебобулочные изделия в процессе экспериментирования.
- Развивать творческие способности.
- Воспитывать чувства уважения к труду людей: хлеборобам, хлебопекам; бережное отношение к хлебу, природе родного края.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители
Срок реализации проекта: сентябрь 2019 г – ноябрь 2019 г.
Предполагаемый продукт проекта:
- Систематизация художественной литературы о хлебе.
- Подборка закличек, загадок, поговорок, пословиц, стихов о хлебе.
- Создание развивающей зоны «Уголок русской избы» (макет русской печи, ухват, колосья, предметы хлебобулочных изделий из солёного теста, иллюстрации и альбома о труде взрослых).
- Выставка детского творчества из солёного теста.
- Презентация на тему: "Хлеб всему голова";
Ожидаемый результат:
- Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, находить признаки сходства и отличия зерновых культур.
- Пополнение и активизация словарного запаса, умение, верно, обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба, названий хлебобулочных изделий.
- Сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, уважение к труду взрослых.
- Освоение приемов и способов экспериментирования.
- Воспитание бережного отношения к хлебу.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
творческое самовыражение детей.
Этапы реализации проекта:
Этап подготовительный:
- Составление паспорта проекта (определение темы и проблемы будущего проекта, поставка цели и задач).
- Подбор методической литературы.
- Сбор и изучение информацию по заданной теме проекта.
- Подбор необходимого материала: иллюстраций и альбомов о труде взрослых; фольклора, стихотворений, сказок, стихов, рассказов о хлебе в соответствии с возрастом детей, музыкального сопровождения.
- Составление плана реализации проекта.
- Разработка тематического планирования на время реализации проекта.
- Определение методов работы.
- Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту.
- Формирование у детей устойчивого интереса к тематике проекта.
Основной этап:
Реализация проекта по образовательным областям.
Образовательные области |
Содержание и формы работы с детьми по образовательным областям |
1.Физическое развитие
2.Речевое развитие
3.Познавательное развитие
4.Социально – коммуникативное развитие
5.Художественно – эстетическое развитие
6.Взаимодействие с родителями.
|
Эстафета «Комбайнёры». Эстафета «Перевези зерно. Подвижная игра «Мы убираем урожай». Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем, а что мы делали, покажем!» Физкультминутки: «Замесим тесто», «Колоски», «Жернова». Утренняя гимнастика «Колосья».
ООД Пересказ сказки «Колосок» Чтение и обсуждение. Б. Вовк. «Мякиш». Украинская народная сказка «Колосок». Русская народная сказка «Колобок». М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Я. Тайц «Всё здесь». Шорыгина «Какой хлеб лучше?». Стихотворения. «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлов «Хлебушек душистый» С. Погореловский «Лето пролетело» В. Воронько. Чтение и заучивание потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях. Речевая игра: «Что сделано из муки?», «Отгадай загадку о хлебе», «Что сначала, что потом?», «Кому что нужно для работы?», «Назови хлебобулочные изделия», «Чудесный мешочек», «Сравни и назови», «Назови профессию», «Запрещено». Пальчиковая игра: «Пироги, «Хлеб», «Тесто». Артикуляционная гимнастика: «Тесто поднимается». Конкурс чтецов по тематике: «Славим хлебушек душистый!».
ООД «Откуда хлеб пришёл?» Беседа: «Чем полезен хлеб?», «О профессиях пекаря, кондитера», «Как мы можем беречь хлеб», «Какой бывает хлеб», «О труде хлебороба», Что нужно для работы хлебороба?». Рассматривание колосьев пшеницы. Рассматривание иллюстраций: «Посев», «Рост». Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». Рассматривание альбома «Хлебобулочные изделия». Рассматривание: серия сюжетных картин «Как выращивали хлеб наши предки». Наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в разных условиях (земля, песок). Опытно - экспериментальная деятельность: «Свойства муки». Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Беседа; «О культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу», «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – богатство, им не сори», «Профессия хлебороба, пекаря, кондитера». Рассматривание книг и иллюстраций: «Детям о труде комбайнёра», «Дошкольникам о профессии кондитер» Экскурсия на кухню. «Как готовится тесто». Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин»; «Мы пекари», «Мы – кулинары», «Продуктовый магазин». Дидактическая игра: «Назови профессию», «Что, где растет», «Что из какой муки испекли?», «Четвертый лишний», «От зерна до каравая», «Угадай на ощупь», «Как превратить муку в тесто?». Развлечение: «От зернышка до каравая».
ООД Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, тортики, печенье». ООД Аппликация «Колосок». ООД Рисование «Колосок». Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия». Слушание: песен «Колосок» ,«Батоны и ватрушки». Пение песенок: «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли». Хороводная игра «Каравай». Пальчиковый театр «Колосок». Театрализованное представление по сказке «Колобок». Музыкально – фольклорный досуг: «Хлеб - всему голова».
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе. Замешивание теста и выпечка хлебобулочных изделий (при помощи родителей). Консультация - познавательный маршрут “Хлеб - всему голова”. |
Заключительный этап:
- Презентация продукта детского творчества «Хлеб всему голова»;
- Выставка детского творчества из солёного теста.
- Конкурс хлебобулочных изделий приготовленных родителями, чаепитие.
Список используемой литературы:
1.Бойчук И.А., Попушина Т.Н « Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»
2.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красна изба»
- Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации.
- Кочкина, Н. А. Метод проектовв дошкольном образовании. Методическое пособие.
- Емельянова, Э. Л. Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет.
- Перейти к публикациям в сборнике для педагогов