Бабенко Анжелика Викторовна
Воспитатель
МБДОУ ДС № 32 «Берёзка» г. Туапсе
Туапсинский район
г.Туапсе
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Письмо от Знайки»
Образовательные задачи:
- совершенствовать порядковый и обратный счет в пределах десяти;
-продолжать учить сравнивать числа в пределах десяти на основе сравнения конкретных множеств;
- закрепить знание о геометрических фигурах;
-тренировать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве.
Развивающие задачи:
- развивать коммуникативные способности дошкольников: умение связно отвечать на вопросы, выполнять задания по интуиции; развивать внимание, восприятие, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уверенность в своих познавательных возможностях.
Мотивация: помочь детям выполнить все задания, которые прислал Знайка, чтобы попасть в его город «Знаний» и ближе познакомиться со Знайкой.
Предшествующая работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением диких животных;
- проведение игр-занятий на тему: «Сложи из палочек и фигурок», «Давай будем сравнивать», Танцующие цифры», «Проверим внимание»;
- чтение художественной литературы: Носова Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей»; чтение четверостиший про числа и геометрические фигуры.
- разучивание математических игр: «Сколько», «Монеты», «Форма», «Наоборот», «Головоломка».
Материалы и оборудование: карточка с изображением цифр от 1 до 7; конверт с математическими задачками; конверт с загадками про геометрические фигуры;
2 маски медведя, 2 повязки на глаза, 2 корзинки, игрушки – рыбки, ракушки;
мяч; музыкальная игра «Говорящий букварёнок»; геометрические фигуры и цифры от 1 до 10 на каждого ребенка; темный лист картона, геометрические фишки.
Методические приемы:
- постановка цели;
- вопросы к детям;
- игровой прием, объяснение;
- художественное слово (загадки, стихи, скороговорки);
- приближение к объекту;
- поощрение, оценка деятельности.
Ожидаемый результат:
Развить: математические навыки, развить общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, артикуляционный аппарат, логическое мышление.
Содержание игровой образовательной ситуации
Мотивационно – ориентировочный этап
Воспитатель держит в руке конверт с письмом и обращается к детям.
Воспитатель. Сегодня утром к нам приходил почтальон и принес письмо от Знайки.
Знайка пишет, что узнал, какие умные дети ходят в нашу группу. Он собирался приехать к нам со своими друзьями, чтобы поиграть с вами, но приехать не смог. Поэтому приглашает нас к себе в гости, в «Город Знаний». Вы хотите проявить свою смекалку и находчивость? Тогда в путь!
Практический этап
Игра «Отгадай загадку и выложи геометрическую фигуру из счётных
палочек»
Дети заходят в группу, подходят к столу и берут конверт с геометрическими фигурами.
Воспитатель. Ребята! Предлагаю вам показать и назвать геометрические фигуры, которые лежат в конвертах. Сейчас я прочитаю загадки, а вы попробуете отгадать и самостоятельно построить нужную геометрическую фигуру из счетных палочек.
Загадки
***
4 прямых угла и 4 стороны, но не все одинаковой длины:
(Прямоугольник)
***
Три вершинки, три угла,
Три сторонки, кто же я?
(Треугольник)
***
А у этой фигуры, есть 4 стороны одинаковой длины,
Но словно потянули за углы, и вышло - 2 угла острых,
А 2 тупых. Ну, быстрее не робей, ты построй меня скорей!
(Ромб)
***
Он давно знаком с тобой!
Каждый угол в нем прямой,
Все 4 стороны, одинаковой длины!
(Квадрат)
Физкультминутка «Будь внимателен»
Дети делают круг, берутся за руки, выполняют движения в соответствии с
текстом.
Мы сейчас пойдём направо,
А потом пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Мы тихонечко присядем,
И немножечко приляжем,
Мы поднимемся тихонько,
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ноги,
И похлопаем в ладоши,
Повернемся мы на право,
Не начать ли все с начала!
Игра «Найди свою пару в сумме 8»
Воспитатель. Следующее задание называется «Найди свою пару в сумме 8»
Воспитатель раздаёт детям карточки с цифрами от 1 до 7.
Воспитатель. У каждого из вас есть карточка с цифрой, давайте поможем друг другу найти вторую цифру, что бы сумма двух чисел составила число 8. Материал для счета выбирайте сами. Какая цифра у Вовы на карточке? (Ответы детей.) Как вы думаете, сколько нужно добавить палочек к 4, что бы получилось 8? (Ответы детей.) Вова докладывает еще 4 палочки и ищет напарницу с цифрой 4. Все нашли свои пары? Сколько получилось пар? (Ответы детей.)
А теперь немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика. «Пять малышей»
Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду,
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в эту дверь еще стучат четыре.
С пятью другими тоже все в порядке,
Им весело, они играют в прятки,
Где притаились - ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу.
1,2,3,4,5. Ну, берегитесь: я иду искать!
Игра. «Сколько»
Воспитатель. В этом конверте приготовлены для ребят задачки. А помогут вам в решении этих задач, цифры которые лежат у вас на столе и счетные палочки.
Слушайте внимательно и выкладывайте нужное количество палочек, а в конце найдите цифру по количеству палочек.
***
На полянке у реки, жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?
(4 жука)
***
На поляне у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше у сосны
Он нашел еще один.
Ну – ка, кто считать готов?
Сколько крот нашел грибов?
(3 грибка)
***
Раз к Зайченку на обед
Прискакал дружек - сосед.
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята ловок?
Сколько съедено морковок?
(4 морковки)
***
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка,
А потом упал Игнат,
Сколько на снегу ребят?
(5ребят)
Игра. «Рыболов»
Воспитатель. А сейчас предлагаю поиграем в игру «Рыболов». Хотите?
Кто из диких животных любит ловить рыбу? (Ответы детей.) Что еще находится в речке? (Ответы детей.) Сколько рыбы плавает в речке? (Ответы детей.) Рыбу в речке ловить будут медвежата на ощупь с завязанными глазами, и собирать в свои корзины. Дети с помощью считалочки выбирают 2 медвежат, завязывают им глаза и 3 раза поворачивают вокруг себя.
Воспитатель. Остальные ребята хором считают от 10 до 1, а медвежата встают на четвереньки и начинают ловить рыбу. Один, два, три начало игры! (Проводится игра.)
Воспитатель. Счет окончен, наши рыболовы вместе с остальными ребятами считают у кого, сколько рыбы в корзинках. Сколько рыбы наловил этот медвежонок? (Ответы детей.) А сколько рыбы наловил другой медвежонок? (Ответы детей.) У кого рыбы больше? (Ответы детей.) Сколько рыбы осталось в речке? ( Ответы детей.) Игра проводиться 2-3 раза.
Игра «Мой космический корабль»
Ребята, чтобы выполнить следующее задание, нужно знать направление: лево и
право. Как вы думаете, куда нужно сделать поворот, если звучит команда «Направо»? А если звучит команда «Налево»? Очень хорошо! Тогда я предлагаю всем присесть за столы. Будьте внимательны! Игра называется: «Мой космический корабль».
Воспитатель раздаёт каждому ребенку темный «картона - космос» и геометрическую фигуру – корабль. Дети действуют в соответствии с заданием, которое даёт воспитатель.
Воспитатель. Найдите центр вашего космоса. Как называется ваша станция? (Ответы детей.) Наш корабль полетел в правый верхний угол. Кого он там встретил? (Ответы детей.) Затем в левый нижний угол. Куда он попал? (Ответы детей.) В левый верхний угол. Что он встретил на своём пути? (Ответы детей.)
У корабля закончилось горючее, и он отправился на заправочную станцию - в правый нижний угол. Заправился и вернулся на свою станцию, в центр космоса.
Сейчас полетим прямо вниз. Что случилось с кораблём? (Ответы детей.) Теперь летим прямо вверх. Что он там увидел? (Ответы детей.) Вернулся на ремонт в центр. Произвёл общий ремонт и отправился прямо направо, а затем прямо налево.
Устал наш корабль и вернулся на свою станцию, в центр космоса.
Дети фантазируют, отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель. Все были очень внимательными и справились с управлением!
Рефлексивно – оценочный этап
Воспитатель. Вот мы и подошли к городу «Знаний». Давайте вспомним! Что мы делали по дороге к городу?
Игра с мячом
Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и задаёт вопрос.
Воспитатель. Какое задание было самым интересным? А тебе, что понравилось больше всего? Какое задание для тебя было самым трудным? А какое задание было самым легким? За что ты бы себя похвалил? В какую игру ты бы хотел еще поиграть? Что ты скажешь Знайке, когда увидишь его? А ты хочешь, что-нибудь спросить у Знайки?
А вот и дверь города «Знаний». Что бы дверь открылась нам надо правильно произнести скороговорку.
«Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап».
Дверь открывается, выходит ребенок, одетый в костюм Знайки с медалями для детей и приглашает всех в гости.