ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Сайфутдинова Зинфира Рамиловна

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 11»

г.Стерлитамак

Республика Башкортостан

«Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»

 

На современном этапе развития нашего общества все больше внимания уделяется сенсорному развитию детей, так как этот этап - одна из первых и наиболее значимых «ступеней» дальнейшего развития.

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.В. Мoнтeccopи, Н.Н. Поддьякoв, Н.П. Сaкулинa, З.М. Богуславская и многие другие.

Сенсорное воспитание ребенка - это воспитание его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорный опыт - это опыт, полученный через органы чувств, является источником знакомства с миром. От того как происходит восприятие мира ребёнка, во многом зависит его развитие в дальнейшем. В каждом из возрастных этапов ребёнок наиболее восприимчив к определенным воздействиям. Каждый возраст является опорой для дальнейшего всестороннего развития и воспитания дошкольника.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, используя игры и игровые занятия, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. Это даёт возможность обучить адекватному восприятию предметов, выделению основных признаков и свойств.

Исследования в области педагогики и психологии говорят о том, что восприятие у детей раннего возраста характеризуется неточностью и фрагментарностью. У детей присутствует недостаточность овладения сенсорными эталонами формы, цвета, величины, структуры поверхности, характеристики запаха, звука и др.

Одним из самых важных средств развития сенсорной сферы является дидактическая игра. По словам ряда авторов, основной особенностью дидактических игр является то, что это игры направлены на обучение. Они способствуют развитию познавательной деятельности, которая является основой обучения.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

В играх данного типа есть своя привлекательность для детей. Им важна не заложенная задача, а возможность получить результат, одержать победу. Участникам игры важно иметь знания, связанные обучающей задачей, иначе, вероятность успешного выполнения игровых действий будет мала. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Фридрих Фрёбель - автор педагогической системы дошкольного воспитания считал: задачей первоначального образования является не в обучение в прямом смысле этого слова, а организация процесса игры. В систему игр, направленных на обучение, вошли игры с различными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочими). Обязательной частью обучающих игр являются стихи, песни, рифмованные сказки, написанные Фрёбелем.

Л. А. Венгером разработана система дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая направлена на то, чтобы научить детей полноценному восприятию цвета, формы, величины, положение в пространстве. Труды многих учёных направлены на создание групп игр для более полного развития интеллекта детей, которые характеризуются перенесением усвоенных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет закреплённых правил, перед детьми стоит необходимость выбора путей решения задач.

А.К. Бондаренко говорил о том, что в педагогике дошкольного возраста все дидактические игры представлены в трёх основных группах:

- предметные игры (с использованием игрушек, природного материала и т.д.);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

В играх с предметами участвуют игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность расширять и уточнять знания детей, способствуют развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации), совершенствуется речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Игры с использованием природных материалов (семян, растений, листьев, разнообразных цветов, камешков, ракушек) дают возможность укрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Подобные игры используются непосредственно во время прогулки, взаимодействуя с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами. В дидактических играх используется многообразие игрушек, в которых ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они способствуют уточнению и расширению представлений детей об окружающем мире, систематизированию знаний, развитию мыслительных процессов. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения.

Успешное использование дидактических игр в качестве игровой формы обучения требует более пристального внимания к анализу игр по характеру игрового действия. В нашем опыте сенсорного воспитания детей используются следующие известные виды дидактических игр:

  1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями с предметами.
  2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
  3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
  4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.
  5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.
  6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет или картинку, связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет, не сказать запретное слово.

Дидактические игры имеют разнообразное содержание, игровой материал, игровые действия, познавательную деятельность. Руководство игрой предоставляется воспитателю. Руководство проявляется в реализации дидактических задач по средствам игры, то есть, используя игровые действия и правила. Однако, одновременно с руководством, воспитатель становится участником игры. Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснение игровых действий, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию детьми включённых в игру задач.

Дидактическую игру можно охарактеризовать разнообразием форм деятельности и их сочетания. Включение более сложных интеллектуально-волевых задач способствует проявлению интереса к дидактическим играм у старших детей. Практическая деятельность детей в игре становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс.

По словам Палагиной Н. Н., руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать моторно-двигательную активность. Контакт педагога с детьми, детей между собою достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга. Иногда дети делятся на группы, занимающие разные места, а иногда "едут путешествовать" и покидают пределы группы.

Результатом дидактической игры является то, чего достиг ребёнок: усвоение знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто победа, полученная любым способом. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.

Вывод: таким образом, дидактическая игра в качестве формы обучения детей, включает в себя два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель играет роль учителя, и вместе с тем участника игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Следовательно, дидактическая игра является сложным, многогранным явлением. В процессе дидактических игр происходит не только укрепление сенсорных эталонов, но и развитие всех психических процессов детей, их эмоционально-волевой сферы, способностей и умений.

  Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Список литературы

1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с., ил.

2.Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.: ил.

3.Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240с.

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.
  2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. - М.: Просвещение, 1977. – 176с.
  4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 79с.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.