ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Шрамова Юлия Александровна

психолог

МБОУ «Московская СОШ им.А.П.Кыштымова»

Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, с.Московское

 

«Психологическая помощь детям после ЧС»

Данная статья представляет собой попытку объединения проверенных универсальных методов к оказанию психологической и психиатрической помощи детям в чрезвычайных ситуациях.

Люди испытывают острейший психологический стресс, когда чрезвычайная ситуация внезапно вмешивается в повседневную жизнь и резко ее меняет. В таких ситуациях с внезапно обрушившимся горем людям помогают справляться специалисты - психологи. Как оказывается экстренная психологическая помощь? Какие новейшие методы оказания такого вида помощи для детей существуют? На эти вопросы я постаралась ответить в своей статье.

В результате массовых пожаров в Хакасии 12 апреля 2015 г. от огня пострадали 38 населенных пунктов, были погибшие и пострадавшие. В работе с пострадавшими было задействовано четырнадцать психологов и семь психиатров. За неделю специалистами было осмотрено более 1,5 тысяч человек. Психологическая помощь потребовалась 400 людям, в их числе, конечно, были и дети.

Дети, как и взрослые, переживают различные типы кризисов. Травматические кризисы порождаются экстремальными ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям для жизни и здоровья человека. К таким ситуациям относятся и пожары. Независимо от результатов эти ситуации существенно нарушают базовое чувство безопасности и вызывают у человека стресс.

Первая психологическая помощь обычно состоит из следующих этапов:

  • Наблюдение за ситуацией с ее последующей оценкой и обследованием пострадавшего;
  • Обеспечение доступа к пострадавшему, налаживание доверительного контакта;
  • Стабилизация эмоционального состояния пострадавших и уменьшение действия внешних стимулов[1].

Первая помощь должна быть оказана в тех случаях, когда установлено, что пострадавшие утратили контроль над поведением, в том числе, и эмоциональными реакциями в ситуации индивидуальной, групповой или массовой чрезвычайной ситуации, и, таким образом, способны сами стать серьезной проблемой для себя и своих близких. Обычно подобное поведение не соответствует личностным особенностям пострадавшего.

Несмотря на очевидный прогресс, диагностика и коррекция последствий травматических кризисов по-прежнему относятся к числу наименее изученных вопросов в медицине и психологии. Особенно это касается детей, так как, во-первых, клиническая картина ПТСР у них значительно отличается от таковой у взрослых, а во-вторых, большинство методик, разработанных для взрослых, применить в работе с детьми бывает очень проблематично.

В большинстве случаев первая психологическая помощь оказывается в случаях тяжелого воздействия травмирующего события на ребенка. Как указывалось выше, оценка поведения пострадавшего является решающей для вынесения окончательного решения по дальнейшим шагам в оказании помощи.

Для диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей нами использовались две взаимодополняющие методики: полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей и родительская анкета для оценки травматических переживаний детей, предложенные в книге И. Г.Малкиной-Пых «Психологическая помощь в кризисных ситуациях». С их помощью оценивался общий индекс посттравматической реакции. Эти методы использовались не только в плане определения степени расстройства, но и для оптимизации психокоррекционных и реабилитационно-восстановительных мероприятий.

У наблюдаемых нами детей клиническая картина, в основном, определялась высоким уровнем тревоги, стойким снижением настроения, которые часто влекут за собой снижение эмоциональной, психической и иногда физической активности, проблемы со сном.

Все это создавало большие сложности при установлении с ребенком необходимого для оказания психологической помощи контакта. Во время беседы с психологом дети односложно, формально отвечали на вопросы, замыкались при попытке заговорить с ними о пожаре, либо, наоборот, слишком бурно реагировали, плакали. Эти проблемы требовали новых методов, способствующих формированию доверительных отношений специалиста с маленьким пациентом, позволяющих завуалировано, исподволь касаться пережитых травматических ситуаций.

Для дальнейшей работы с учащимися мы применяли два метода оказания кризисной психологической помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами «Добрякова и Никольской» [2]:

  • метод когнитивно-метафорической реструктуризации травматического опыта, путем совместного сочинения сказок на темы, в метафорической форме отражающие пережитую травмирующую ситуацию;
  • метод серийных рисунков и рассказов, их сопровождающих [4].

При использовании обоих методов усилия специалистов были направлены на то, чтобы эффективно присоединиться к ребенку, вскрыть его психотравмирующие переживания, осуществить отчуждение от них, создать образ позитивного будущего.

Смысл используемых нами в работе с детьми рассказов (сказок) отражал реальность, но зависел не столько от неё, сколько от ее интерпретации двумя лицами: рассказчика и слушателя. Таким образом, ребенку в щадящей форме предоставлялась возможность отреагировать свои страхи, боль, горе, другие негативные чувства, возможность дезактуализации травматических переживаний. В то же время проговаривание случившегося, обсуждение и поиск оптимальных поведенческих реакций в травматической ситуации, их закрепление способствовали возвращению к дотравматическому уровню функционирования.

Метод серийных рисунков и рассказов – это арт-терапевтическая технология, позволяющая быстро присоединиться к ребенку и ввести его в работу. Основным инструментом взаимодействия специалиста со школьником здесь является воплощение в рисунках проблем и переживаний детей, с последующим составлением в диалоге с психологом устных или письменных рассказов об их содержании. Предложение ребенку создать серию рисунков на заданные психологом темы делается только после установления с ним доверительных отношений и, как правило, не вызывает у ребенка чувства опасности и серьезных возражений. Получая положительное подкрепление от психолога, дети достаточно быстро втягиваются в работу, начинают рисовать быстро, уверенно и сами дают устные или письменные комментарии к рисункам.

Таким образом создаются условия для снятия внешних социальных преград на пути развертывания интрапсихических конфликтов, что является важнейшей целью психодинамического подхода к коррекции личности ребенка, который переносит на бумагу свое беспокойство и напряжение, учится словами дифференцировать и обобщать переживания, рассказывать собеседнику о том значимом, что происходит в его внутреннем мире.

Наш опыт показал, что для пострадавших в чрезвычайных ситуациях такое опосредованное общение более адекватно. Преимущества арт-терапевтической беседы в том, что она конкретна (обсуждаются определенные рисунки), структурирована (имеет определенную этапность и логику), отстраненна (касается как бы не самого пациента, а персонажа, изображенного на рисунке), имеет лечебный эффект (облегчает процесс выражения, осознания и отреагирования скрытых эмоций, проблем и конфликтов).

В целом, данные методы работают на подкрепление защитных факторов, поскольку они ведут именно к переосмыслению происшедших событий и усилению механизмов адаптации.

Это методы, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе.

Литература

1.Агазаде Назим. Первая психологическая помощь в доклинической практике./ Учебное пособие под ред. Чакиева А.М.Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях.

2.Добряков И.В., Никольская И.М. Методы оказания кризисной психологической помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами в рамках модели реабилитации «Добрякова – Никольской». // Журн. Неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2009. – Т. 109, №12// Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2012. №1.

3.Малкина-Пых И. Г.Психологическая помощь в кризисных ситуациях– М.: Изд-во Эксмо, 2005. – (Справочник практического психолога).

4.Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Изда- тельство СПбМАПО, 2009.

 Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.