Романенко Татьяна Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 19 «АНТОШКА»
Белгородская область
город Белгород
В современном мире существует невероятно быстрое развитие экономической среды, в таких условиях просто заработать какие-либо деньги будет недостаточно. Данный навык безусловно крайне важен, но он не дает гарантии богатой и обеспеченной жизни. Многие из нас знают примеры людей с хорошим достатком, но далеко не всегда эти же люди обладают финансовой стабильностью. Таким образом мы можем прийти к выводу, что необходимо что-то еще, помимо хорошего дохода. Такими факторами являются бережливость и умение распоряжаться. Но стоит признать, что в нашем обществе недостает финансового образования. Современные родители не ограничены дефицитом какого либо товара, как было несколько десятилетий назад. Они всячески стараются дать ребенку не только воспитание, но и обеспечить его разнообразием игрушек. Для будущей комфортной жизни ребенка в достатке уже с детства необходимо объяснить ребенку следующие вопросы:
- Что такое «бюджет» и «деньги»?
- Где берут деньги?
- Как правильно распоряжаться деньгами и своим бюджетом?
Психологи и педагоги утверждают, что комфортнее всего начинать обучать финансовой грамотности с 5 лет. В возрасте же с 5 до 7 лет уже возможно вводить ребенку такое понятие, как «труд». Крайне важно рассказать ребенку, что каждый товар имеет цену, а также откуда эта цена берется. Родителям и педагогам необходимо научить детей отвечать на следующие вопросы:
- Что подразумевается под стоимостью товара
- Каким образом происходит формирование стоимости товара?
Ответить на первый вопрос детям может помочь самый простой способ – игра в продавца и покупателя. Дома или в саду необходимо сделать имитацию реального магазина с различными товарами. Чем выше цена – тем лучше товар. Также ребенка необходимо брать с собой в магазин и вместе рассматривать ценники.
Объяснить детям, каким образом происходит формирование цены, можно таким образом:
- Сходить вместе с ребенком в магазин и купить какой либо дешевый продукт, потом купить такой же продукт, но намного дороже
- Попробовать вместе оба продукта. Ребенок поймет, что дорогой продукт намного вкуснее дешевого. Далее мы объясним, что они сделаны из разных ингредиентов разных цен, поэтому у них разная цена и разный вкус. Чем продукт дороже, тем более дорогие ингредиенты в его составе.
В процессе обучения детей финансовой грамотности необходимо включать в образовательную деятельность не только классические и традиционные формы, такие как беседы, чтение, сюжетно-ролевые и дидактические игры, наблюдения, но и более современные. К современным формам обучения и воспитания в данном случае относятся проекты, мастерские, постановки в театре, конкурсы и викторины.
Такие использование педагогами различных форм обучения и воспитания позволяет не только проявлять детям индивидуальность и творчество, но и включаться в процесс ознакомления с миром экономики, понятным языку детей.
Игра. Это самая основная форма обучения и воспитания детей. Через игру ребенку наиболее комфортно и легко познавать этот большой мир.
- Сюжетно-ролевые игры. Это незаменимая форма обучения и воспитания для формирования экономической грамотности дошкольника. Например, игра «Профессии».
- Дидактические игры по типу «Кем я хочу стать?», «Пункт обмена», «Бюджет семьи», «Небольшие покупки» уточняют и закрепляют знания детей о сложном мире экономики, различных терминах, дают возможность приобрести новые знания и умения.
- Значительное место может занимать игры «Самый умный в экономике», «Аукцион», «Что? Где? Почем?». Это игры-развлечения, направленные на интеллектуальное развитие детей.
- Новый материал детям очень интересно будет изучить с помощью увлекательных игр-путешествий «В гости к сотрудникам сада», «Назад в прошлое. Узнаем историю игрушек». Также можно организовать более сложные экскурсии, например к месту какой-либо торговли, к точке рекламы, в банк и т.д.
- Невероятный интерес у дошкольников и их родителей вызывают праздники, различные развлечения и конкурсы (например «Ярмарка из будущего, настоящего и прошлого»).
- Интегрированное занятие также является одной из важных форм в познавательно-игровой деятельности детей. Таким образом через занятия по ФЭМП дети получают знания экономического содержания.
- Решение проблемы. Через решение проблемной ситуации какого либо характера (математического, экологического, социального, экономического) у ребенка есть возможность приобщиться к экономическим реалиям, проявлять свою активность и инициативность.
- Использование художественной литературы. Сказка – это тот литературный жанр, который обладает высокими дидактическими возможностями в работе с дошкольниками. Например, книга Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом». \
Деньги – сложная наука, и подходить к ее изучению нужно не уже будучи взрослым, а с дошкольного возраста. На нас, педагогах и родителях, лежит огромная задачи – научить ребенка быть финансово образованным и грамотным.