Митрошина Мария Юрьевна
учитель—логопед
МБДОУ ДС 20 «Ивушка» с. Цыпка
МО Туапсинский район
Составление описательных рассказов о диких животных ( заяц, ёж, лиса)
Программное содержание:
1. Упражнять детей в составлении связного описательного рассказа по предметным картинкам, опираясь на план и не отступая от темы.
2. Развивать эмоциональную выразительность речи детей, поощряя использование прилагательных. Сравнений, стихотворений, загадок при составлении описания.
3. Развивать монологическую речь, внимание, мышление.
4. Воспитывать нравственные качества детей: тактичность, внимание к рассказам товарищей.
Словарная работа: активизация словаря детей: рыжая, пушистая, кривоногий, трусливый и т.д.
Материал: картинки с изображением Словознайкина, ежа, лисы, зайца, отрывки рассказов писателей: «Ёж» Г. Скребицкого, «Лисица» А. Клыкова.
Предварительная работа: чтение произведений о животных, рассматривание иллюстраций, открыток, загадывание загадок, рассматривание картин «Лиса с лисятами», «Ежи» ( из серии «Дикие животные») на занятиях.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом. На мольберте портрет Словознайкина.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы в гостях у Словознайкина. Он приготовил для вас интересные игры. Будьте внимательны и активны.
- Д/игра «Назови зверя» Вы слышите слова: ёж, корова, коза, лошадь, лиса, кошка, собака, заяц. Назовите диких животных, которых вы услышали?
Дети: Ёж, лиса, заяц.
- Д/ игра «Кто больше назовёт слов»
а). - Заяц какой? ( Серый, белый, пушистый и т.д.)
- Лиса какая? ( рыжая, хитрая и т.д.)
Ёж какой? ( серый, колючий и т.д.)
б). Д/игра «Что умеет делать зверь?»
Что умеет делать заяц? ( бегать, прыгать…)
Что умеет делать лиса?( воровать курочек, ловить мышей…)
Ёж?( победить змею, вырыть нору…)
- Д/игра «Подбери словечко»
- Лиса рыжая как…( огонь)
- Заяц мчится как… ( стрела)
- Глаза у ежа горят, маленькие, как…( бусинки)
Словознайкин приглашает всех поиграть в игру «Похвалялись звери»
( дети самостоятельно выбирают роль).
Воспитатель: Каждый зверь себя нахваливал, ведь каждый из них по – Своему хорош. Ну, а сейчас, вы будете составлять интересные, подробные рассказы по картинкам, которые мы получили по почте .
Дети садятся на стулья.
Послушайте загадку: ( загадки загадывают дети)
1. Это что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. ( Заяц)
Выставляю картинку.
Расскажите подробно про этого зайца. Опишите: какой он, какой у него характер, что он делает, как зимует и то, что знаете о зайце. Используйте знакомые загадки или стихотворения, слова, которые мы называли в играх.
3- 4 ответа
2. Следующая загадка:
Рыжая, хитрая, никак ей не сидится
Рыщет всюду быстрая,
Звать её…( лисица)
Рассказы детей 2-4 человека. Анализ после каждого или 2-х рассказов.
И вновь Словознайкин приглашает Вас поиграть
Игра «Хитрая лиса»
Дети садятся на места.
3. Отгадайте последнюю загадку:
Сердится колючий,
Не трогай его лучше. (Ёж)
Рассказы детей 2-4 человека. Анализ после каждого или 2-х рассказов.
Воспитатель: Ребята, я хочу Вам прочитать рассказ., написал его Г. Скребицкий, называется «Ёж».
Ёжик очень забавный зверек, толстенький, кругленький. Сереет в траве, будто маленькая муравьиная кочечка, а захочешь взять его в руки – дотронешься – конечно сразу оживёт, зафыркает, запыхтит, даже подпрыгнет и больно уколет руку.
Какие новее слова, интересные вы узнали о еже из рассказа?
Кто сможет рассказать рассказ про этих зверей, глядя на эти картинки ( 1 ребенок)
Воспитатель: Пришла пора прощаться со Словознайкиным. Но он не хочет вас отпустить, пока вы ему короткие стихи не сочините
Воспитатель: Зайчик, зайчик, где ты был?
Дети: За капустою ходил
Воспитатель: Ты лисичка где была?
Дети: под кусточком я спала
Воспитатель: Ёжик, ёжик, где гулял?
Дети: На полянке танцевал
Рефлексия: Что понравилось на занятии.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Занятие наше окончено. Молодцы.