Морозова Лариса Михайловна
психолог
ГКУСО МО «Рошальский СРЦН»
Московская обл, Шатурский р-он, г.о Рошаль
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области
«Рошальский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Программа развития мелкой моторики
у детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста
«Развиваем пальчики вместе с мамой»
Подготовила: Морозова Л.М
Рошаль 2021г.
Пояснительная записка
Ранний детский возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие. В этот период появляются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия.
По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. По наблюдениям педагогов и психологов дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде. Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с проблемами развития способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Данная программа создана для родителей, чьи дети по разным причинам не посещают дошкольные образовательные организации. Программа позволит ребенку научиться доверять взрослым, стремлению к контакту с ними, открытости и интересу к встречам, а также поможет снизить психо-эмоциональное напряжение. Обогатить и повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в воспитании и общении с их детьми раннего возраста.
Цель программы:
создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи:
Развитие точности выполнения движений, уровня переключаемости, полноты объема движений пальцев рук, умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук, совершенствование координации движений руки и глаза;
Повышение педагогической культуры родителей. Познакомить родителей с играми, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
Формирование речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста;
Интеллектуальное развитие детей;
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Цикл практических занятий рассчитан на 12 занятий. Занятия проводятся совместно с родителями, один раз в неделю. Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей младшего дошкольного возраста. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей, и у взрослых.
№ |
Темы программы |
Кол.часов |
1 |
Занятие 1 “Давайте познакомимся поближе” |
40 мин. |
2 |
Занятие 2 “Солнышко в ладошке” |
40 мин |
3 |
Занятие 3 “Колобок” |
40 мин. |
4 |
Занятие 4 “ Цветок” |
40 мин. |
5 |
Занятие 5 “ Бабочка” |
40 мин. |
6 |
Занятие 6 “ Листочки” |
40 мин |
7 |
Занятие 7 “ Волшебный песок” |
40 мин |
8 |
Занятие 8 “ В гостях у сказки” |
40 мин |
9 |
Занятие 9 “ Добрый ёжик” |
40 мин. |
10 |
Занятие 10 “Волшебные пальчики” |
40 мин |
11 |
Занятие 11 “Яблочное настроение” |
40 мин |
12 |
Занятие 12 “Развиваем пальчики вместе с мамой” |
40 мин |