ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Марченко Лариса Юрьевна

Педагог-психолог

МКДОУ «Детский сад № 389»

Новосибирская область г. Новосибирск

Конспект практического семинара

«Психологические основы коммуникации с родителями»

Цели: способствовать улучшению взаимодействия педагогов с родителями с помощью психологических инструментов.

Задачи:

1.Создать условия для самонаблюдения педагогами своих чувств, эмоций и поведения в общении с родителями.

  1. Практически освоить психологические техники и приемы коммуникации.
  2. Вводная часть. Притча “Страшный сон”(5 мин).

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в нашем саду было тепло и уютно не только детям, но и их родителям?

Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Сегодня мы с вами попытаемся понять почему так происходит.

Однажды Император увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

"Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких".

Эти слова вызвали гнев Императора. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

"Я, счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных".

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" - спрашивали они. На что последовал ответ:

"Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того как сказать".

Вопросы для обсуждения:

1.В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудреца?

Какая подача информации была бы для вас самих УДАЧНЕЕ и БЛИЖЕ, и побуждающая к действию?

  1. Как Вы думаете – если Вы выдаете информацию, как первый предсказатель, как воспринимает ее родитель? Возникнет ли у него желание услышать вас, вникнуть в проблему или он на вас разозлится?
  2. Исходя из собственного опыта, вспомните, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка? Как вы можете изменить подачу информации, если понимаете, что вас не слышат?

Необходимо подвести воспитателей к мысли: что восприятие их родителями как профессионалов, зависит от самих педагогов.

 

  1. Теоретическая часть.

Что важно знать, что бы качественно донести информацию до родителей, чтобы родители вас услышали.

Ваше поведение должно меняться и  зависеть от личности собеседника. Для выбора варианта своего поведения, необходимо понимать с каким человеком ты общаешься.

А).Составить портрет родителя. Потому что, с кем то нужно больше улыбок, а с кем то серьезности. С одним родителем мы должны разговаривать педагогическим языком, с другим подбирать слова попроще.  О родителе нужно знать: как его зовут, сколько ему лет, какое образование, где работает (для подбора стиля общения), состав семьи, особенности эмоционального состояния в момент общения. Важно ориентироваться в ценностях, традициях, в проблемах воспитания и нуждах  семьи.

Б).  Копить достижения ребенка, видеть в нем много хорошего.

Вопросы для обсуждения: Для чего? Что делать, если вам не нравится этот ребенок?

Необходимо подвести воспитателей к мысли: Что, их задача - дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что педагог видит в них партнеров, единомышленников. Поэтому есть смысл научиться, находить возможность каждый раз  говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке и только потом озвучивать его проблемы.

 

  1. Практическая часть.

 

1.Упражнение «Правило бутерброда»

Цель: Развивать умение доброжелательно и профессионально общаться с родителями.

 

Что бы дело было успешным, и был получен результат, стоит придерживаться определенного алгоритма действий (даже посуда в детском саду моется по определенному алгоритму). В успешной коммуникации тоже есть такие алгоритмы и правила, которые нужно соблюдать.

 «Правило бутерброда»

Отрицательная информация спокойнее и доброжелательнее воспринимается в сочетании с положительной информацией. Поэтому если в беседе необходимо сообщить, что то неприятное, можно использовать следующий прием. Сначала сообщается какая-то приятная новость, затем озвучивается неприятная, и речь завершается другим положительным сообщением. Таким образом, получаем своеобразный «бутерброд».

Ход упражнения. Педагоги делятся на пары. Задача воспитателя использовать правило бутерброда на партнере, выступающем в роли одного из родителей группы. Главное  условие – действовать через похвалу успехов ребенка. На упражнение дается  две минуты каждому из партнеров. «Родитель» дает обратную связь о возникших у него мыслях и эмоциях.

 Вопросы после упражнения:

Легко ли удалось вспомнить положительные качества и поступки ребенка?

Что вы чувствовали, высказывая положительное и отрицательное?

Удалось ли вам использовать правило бутерброда, обращаясь именно к родителю, а не к  коллеге по работе? Какая реакция была у родителя?

Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

 

2.Упражнение «Тренировка интонации»

Цель: напомнить  значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом и интонацией.

 

Ход упражнения. Педагоги встают в круг, передавая друг другу игрушку, говорят слово «здравствуйте» каждый раз с новой интонацией, передающей эмоции: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия. Повторяться нельзя.

Вопросы после упражнения:

С какой интонацией вам легче всего здороваться?

Легко ли вам поздороваться доброжелательно, если у вас плохое настроение?

 

3.Упражнение «Комплимент»

Цель: научиться менять эмоциональное состояние собеседника.

 

Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Ход упражнения: педагоги делятся на новые пары. Задача воспитателя сказать своему партнеру комплимент. Партнер дает обратную связь о своих чувствах и возникших эмоциях.

Вопросы после упражнения:

Легко ли вам говорить комплименты?

Чувствуете ли вы, что настроение вашего собеседника повысилось?

Комплимент – мы попробовали. Есть еще два волшебных плюса – это: улыбка и имя собеседника.

Для того чтобы, люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те! », а «Здравствуйте, Анна Ивановна! ».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

 

4.Упражнение «Яблоко и червячок»

Цель: отследить стратегию поведения педагога и эффективность этой стратегии.

 

Ход упражнения: сядьте  поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций, давайте их рассмотрим, теперь скажите ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.

 «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,

«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,

«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,

«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество.  

Вопросы для обсуждения:

Конкуренция (соревнование)  предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. Подумайте, как часто вы преследуете только свои интересы. Можно ли добиться чего - то от человека не учитывая при этом его интересов?

 Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера. Часто ли вы отказываетесь от своих интересов и получаете желаемое?

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Обратите внимание, насколько такая стратегия решает поставленную задачу, не ущербна ли она?

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Как часто вы перекладываете ответственность родителей за воспитание ребенка на свои плечи?

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. (Аплодисменты)

  1. Рефлексия:

Педагоги встают в круг и передавая свою игрушку отвечают на вопрос.

Какие особенности своего общения с родителями вы увидели, и появилось ли желание что изменить?                                                            

 

Автор: педагог-психолог МКДОУ №389 Марченко Л.Ю.

 

 Перейти к  публикациям для педагогов  

 

 

                 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.