ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Чуркина Юлия Владимировна

Психолог-педагог

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образование г.Хабаровска «Дворец творчества детей и молодёжи «Северное сияние»

Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ                  «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»

 

В рамках просветительской и профилактической работы психолого-педагогической службы.

 

Работа представлена на Всероссийский конкурс «Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия»

 

ТРЕНИНГ

 

Тема: «Трудный возраст. Как общаться с подростком бесконфликтно?»

 

 

 

 

Тренер педагог-психолог:

Чуркина Юлия Владимировна

 

Руководитель:

Директор МАУ ДТДиМ

«Северное сияние»

Лобанова Елена Валентиновна

 

 

 

                 

Хабаровск 2021 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………3-5

  1. I. Теоретическая часть тренинга «Особенности подрасткового возраста. Как общаться с подросткомбесконфликтно?»……………………….….6-20

1.1. Мини-лекция "Трудный возраст. Кризис подросткового возраста" ...6-13

1.2. Мини- лекция  «Стили общения «Родитель - ребёнок» ……………13-17

1.3. Мини-лекция «Я-высказывание». Как общаться? ...............................17-20

  1. II. Практические материалы тренинга Трудный возраст. Как общаться с подростком бесконфликтно?». 20-34

2.1. Этапы тренингового процесса. 20-21

2.2. Флаер тренинга «Трудный возраст. Как общаться с подростком бесконфликтно?»  22-24

2.3. План-сценарий тренинга. 25-27

2.4. Основное содержание тренинга. 28-34

2.5. Роль тренера. 28-34

Заключение. 34

Список литературы.. 34-35

Приложения. 36-49

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Тема тренинга звучит следующим образом: «Трудный возраст. Как общаться с подростком бесконфликтно?».

Тренинг посвящается вопросам организации работы с родителями, как одному из методов эффективного взаимодействия «психолог – семья – подросток».

Донесение идеи как общаться бесконфликтно представлено в ключе «Я – высказывание» по четырехэтапному алгоритму.

Актуальность темы имеет   значение сегодня, так как владение знаниями, навыками, умениями открывают перед родителями подростков в плане межличностного общения с ними возможности для бесконфликтного общения, помогают родителям найти общий язык с ребенком, сделать обстановку в семье комфортной, и не только.

Актуализируя вопросы важности данной темы, автор тренинга своей программой решает вопросы, как:

  • развить умение родителей выстраивать безоценочные отношения с детьми,
  • приобрести знания и навыки, как смягчать и предотвращать конфликты,
  • сформировать понимание безусловного принятия ребенка;
  • научить родителей, отмечать психологические особенности поведения подростков, понимать, принимать их и учитывать эти особенности при взаимодействии.

Цель тренинга:

  • Построение доверительных отношений с подростком;
  • Изменение стиля и манеры общения родителей с ребенком.

         Целевая аудитория:

  • Для родителей, у которых есть потребность в приобретении знаний и практических навыков, которые помогают лучше общаться с детьми;
  • Для родителей, которые испытывают трудности при общении со своими детьми;
  • Для тех, кто желает общаться бесконфликтно;

 

В программе:

  • Мини-лекция «Особенности подросткового возраста. Подростковый кризис».
  • Техники «Я – высказывание».
  • Преимущества «Я – сообщений».
  • Как правильно давать обратную связь.

 

В ходе тренинга применялись такие основные методы работы как мини-лекции, разминка, модерация, групповые дискуссии, разбор кейсов, групповые и индивидуальные упражнения на отработку, работа с конкретными ситуациями из практики, обмен мнениями и опытом.

В ключевые теоретические основания темы входят такие понятия как поэтапный алгоритм «Я – сообщения», некоторые аспекты физиологических, личностных изменений подросткового возраста, понятий «кризис подросткового возраста», пути выхода из него. Эти понятия помогут участникам тренинга правильно общаться с подростком, создавать близкие доверительные отношения.

 

Организационные условия проведения тренинга:

Тренинг состоялся в кабинете №32 Муниципального Автономного Учреждения Дополнительного Образования «Дворец творчества детей и молодежи «Северное Сияние»»

Количество участников 21 человек. Площадь зала для мероприятия -  30-40 кв. м.

В помещении для тренинга имелась «зона выступающего»: пространства для докладчика, включающего его рабочее место (стол и стул), доску, проектор и демонстрационный экран, а также некоторую свободную площадь.

Оборудование, необходимое в процессе обучения: доска и маркеры, мультимедийный проектор и проекционный экран; ноутбук.

Общее количество часов тренинга – 2,5 часа.

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы тренинга «Трудный возраст. Как общаться с подростком бесконфликтно?»

 

  1. Мини – лекция «Особенности подросткового возраста. Подростковый кризис»

         Границы возраста – от 11-12 до 15-16 лет.

Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.  Это время интенсивного, но очень неравномерного роста. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной.               

Физиологическая революция.

         Эндокринная система начинает активно вырабатывать огромное количество гормонов. Гормоны роста и половые гормоны поступают в кровь. Происходит резкое увеличение роста и веса. В среднем, «скачок роста» происходит у мальчиков с 13 до 15 лет, иногда продолжаясь до 17, а у девочек в 11-13. Так же изменяются пропорции тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни подростка, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости.

          Начинается половое созревание: появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация и формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения.

         Гормональная буря приводит к резким переменам в настроении - смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками.

Психологические новообразования возраста – чувство взрослости, критичность мышления, потребность в самоутверждении.

Особенности двигательной сферы: снижение двигательной активности.

Особенности развития познавательной сферы: преобладание познавательной активности в межличностных отношениях; развитие критичного и совершенствование теоретического, абстрактно-логического мышления; активное развитие монологической, эгоцентрической и письменной речи; совершенствование логической и опосредованной памяти, замедление механической памяти; пик развития воображения.

Особенности развития личностной сферы:

  • расширение самосознания: поиск «Я идеального» и постоянный анализ «Я реального», формирование образа «физического Я»;
  • появление чувства взрослости и его проявление в одежде, манере поведения, в речи;
  • развитие способности к самовоспитанию и саморазвитию;
  • повышенная потребность в общении, самоутверждении, самостоятельности и независимости от взрослого;
  • эмоциональная неустойчивость и аффективная окрашенность действий;
  • развитие внутренних моральных ценностей, которые еще неустойчивы в поведении; обострение черт характера (акцентуации);
  • наблюдается личностная нестабильность во взглядах, в эмоциях, в поступках подростка.

Особенности развития социальной сферы: вызывающее поведение в общественных местах; межличностные отношения строятся чаще всего по интересам, не связанным с учебной деятельностью, она отходит на второй план; появление различных увлечений, которые затягивают подростка, где он себя реализует; личностная нестабильность откладывает отпечаток на дружеских отношениях, которые становятся некрепкими и малодлительными  появляется референтная (значимая) группа; возникновение интереса и установление первых взаимоотношений с подростками другого пола.

Что же такое кризис подростковый кризис?

Кризис подросткового возраста.

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

- любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка;

- несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

- ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);

- травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников,

- травля в интернете/социальных сетях;

- тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);

- разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких

- требований, предъявляемых окружением или семьёй;

- неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей)

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

- импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);

- перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);

- агрессивное поведение, раздражительность;

- неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;

- нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;

- самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;

- тревожность и подавленность, частое плохое настроение

 

         Начало кризиса для каждого подростка индивидуально и зависит от темпа созревания организма и характера социальной ситуации развития. Основой подросткового кризиса становятся противоречия между возникшими внутренними изменениями и внешними не меняющимися обстоятельствами, которые не удовлетворяют желания повзрослевшего ребенка.

Подросток и его родители находятся, словно в разных системах координат: он стремительно меняется – они стараются сохранить стабильность; они хотят, чтобы он сначала поумнел и стал ответственным, а потом проявлял своеволие – у него получается только наоборот.

Растерянные происходящими в любимом ребёнке изменениями, родители срочно «берутся за воспитание», что окончательно портит отношения. Подросток приходит к выводу, что «с ними не о чем разговаривать». И вместе с тем ему остро не хватает близости с родителями, он страдает от одиночества, хочет возобновить контакт – и не знает как. Он отдаляется от семьи, подчёркивает своё равнодушие. Возможно, этот характерный для подростков способ психологической защиты и лег в основу распространённого убеждения, что семья в этом возрасте не важна.

Проявления подросткового кризиса:

- агрессивность в общении со взрослыми, частая смена настроения, усиленное внимание к своей внешности, снижение учебной мотивации (поверхностное выполнение или невыполнение домашнего задания, пропуски уроков, равнодушие на уроках и др.), невыполнение просьб взрослых, негативизм, отказ от помощи в быту, конфликтность, нарушение общественного порядка.

         Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста: кризис независимости и кризис зависимости.

Основными проявлениями кризиса по пути независимости являются: негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление во всем поступать по-своему, противостояние авторитетам, ревностное отношение к личному пространству.

Неуважение к подростку, покушение на его самостоятельность, «ты еще слишком мал, чтобы высказывать свое мнение», порождает у подростка готовность отрицательно реагировать на подобные воздействия.

            Другим вариантом протекания кризиса подросткового возраста является «кризис зависимости». Основными его проявлениями являются: чрезмерное послушание, возврат к детским интересам и формам поведения, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность в суждениях и поступках, подчинение мнению большинства, стремление быть «как все».

«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста, обычно больше устраивает родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Как вы считаете, какой путь протекания кризиса является наилучшим?

Что делать, если ребёнок переживает кризисную ситуацию?

- Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком (подробнее см. в книгах 1-4 из списка литературы).

- Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).

- Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с

близкими, творчество, поделки).

- Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать

подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных

удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на

концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны,

чем учёба и дела по дому.

- Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и

психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.

- Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции

своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях (см. в книге О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?»).

- При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу - в зависимости от ситуации).

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело (подробнее см. у Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»).

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии

- Успокоиться самому.

- Уделить всё внимание ребёнку.

- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

- Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.

- Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что ... ?»

3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

 

 

  1. 2. Мини-лекция «Стили общения «Родитель-ребёнок»

 

  1. Авторитарный стиль воспитания

Родитель, использующий авторитарный стиль воспитания, уделяет большое внимание дисциплине, но оказывает мало поддержки. Он строгий и суровый. Для ребенка установлены правила поведения, и их нарушение может привести к наказанию. Ребенок слушается родителя, в основном, из чувства страха.

В случае авторитарного стиля родительского воспитания:

  • родитель оказывает ребенку мало поддержки;
  • предъявляемые требования не всегда соответствуют возрасту ребенка;
  • родитель считает, что ребенок должен ему подчиняться, и только он знает, что нужно ребенку;
  • ребенку не объясняют, чем хороши установленные правила – это просто должно быть так, и точка!
  • для того чтобы ребенок слушался родителя, используются наказания (причиняя ребенку дискомфорт или боль), под воздействием чего ребенок сам может проявлять агрессию по отношению к окружающим.

Исследования показывают, что использование наказания может подавлять развитие мозга. Так как родитель не слышит, или не умеет слышать потребности ребенка и поддерживать его, в отношениях между ребенком и родителем остается мало доверия и близости. Ребенок не чувствует, что в лице родителя у него есть поддержка, и что именно к нему можно обратиться в случае возникновения проблем.

Какое воздействие оказывает на ребенка авторитарный стиль родительского воспитания? Ребенок:

  • послушный, и, как правило, в школе у него все хорошо;
  • не ощущает родительской поддержки;
  • боится обращаться к родителям со своим проблемами;
  • более неудовлетворенный, тревоженный;
  • обладает более низкими навыками общения;
  • менее творческий, более пассивный и закрытый;
  • обладает более низкой самооценкой.

ВЫВОД: Строгость, которая проявляется в телесном наказании или контроле, может привести к проблемам с поведением.

  1. Снисходительный стиль воспитания

Снисходительный, все дозволяющий родитель оказывает ребенку много поддержки, но ему никак не удается установить границы. В семье ребенок определяет, как должно быть.

В случае снисходительного стиля родительского воспитания:

  • родитель подавляет свои потребности, потому что потребности ребенка находятся для него на первом месте;
  • родитель живет ради ребенка и выполняет почти все его желания – даже те, которые в действительности родителю совсем не подходят;
  • родительские наставления оставляют желать лучшего, поэтому ребенок должен сам решать, что он будет делать, а что не будет.

Какое воздействие оказывает на ребенка снисходительный стиль родительского воспитания? Ребенок:

  • привыкает получать все, чего хочет;
  • на него возложена большая нагрузка, поскольку он сам должен принимать решения;
  • не умеет считаться с интересами других;
  • не учится регулировать себя самостоятельно;
  • может ощущать, что его не любят.

ВЫВОД: У ребенка из все дозволяющей семьи низкая самодисциплина, что может привести к проблемам в школе и в отношениях со сверстниками.

 

  1. Безразличный стиль воспитания

 

Для безразличного стиля родительского воспитания, оставляющего ребенка без должного внимания, характерна как низкая дисциплина, так и поддержка. Родитель хоть и существует в жизни ребенка, удовлетворяя его первичные потребности, но близкой связи между ним нет.

В случае безразличного стиля родительского воспитания:

  • у родителя нет времени или умения проводить время с ребенком;
  • родитель не интересуется жизнью ребенка;
  • родитель не устанавливает границы, необходимые для жизни ребенка;
  • общение родителя и ребенка поверхностное.

 

Какое воздействие оказывает на ребенка безразличный стиль родительского воспитания?

  • нет близкой связи с родителем;
  • ограничен самоконтроль;
  • не получается справляться с проблемными ситуациями;
  • низкая удовлетворенность собой;
  • повышенная опасность развития рискованного поведения.

 

ВЫВОД: У ребенка, оставленного без должного внимания, с большей долей вероятности могут возникнуть проблемы с поведением и школьной жизнью.

Авторитетный стиль воспитания

 

  1. В авторитетном стиле скомбинированы, с одной стороны, дисциплина, а с другой, тепло и отзывчивость. Согласно научным исследованиям, он считается самым эффективным стилем родительского воспитания.

         В случае авторитетного стиля родительского воспитания:

  • родитель выдвигает высокие требования по отношению к ребенку;
  • ребенку объясняют причины установленных требований;
  • родитель умеет устанавливать четкие границы, в то же время, подбадривая и поддерживая ребенка;
  • поддерживаются навыки ребенка и его самостоятельное развитие;
  • существует баланс между удовлетворением своих потребностей и потребностей ребенка, чем ребенку обеспечивается чувство защищенности.

Авторитетный родитель во многом использует отражение чувств ребенка, что в будущем поможет ребенку лучше понимать свои чувства и управлять ими.

В семье, где используют авторитетный стиль воспитания, уважают права как ребенка, так и взрослого, важными считаются отношения, основывающиеся на договоренностях между ребенком и родителем. Задачей родителя является устанавливать для ребенка границы, которые учитывали бы потребности, интересы, мнение и индивидуальность ребенка. Ребенку проще соблюдать установленные требования и правила поведения, когда он вовлечен в принятие семейных решений, его мнением интересуются, и по возможности учитывают его. Важным считается развитие социальных ценностей.

Авторитетный родитель

  • устанавливает границы,
  • разъясняет суть происходящего
  • требует от своего ребенка поведения, соответствующего его возрасту
  • вдохновляет его и помогает ему.

Требования разумны, границы установлены. Для того чтобы добиться послушания родитель не использует силу, а применяет гибкий контроль. Если ребенок прилагает усилия для достижения своей цели, за этим следует похвала со стороны родителя.

Исследования показывают, что авторитетный стиль воспитания защищает больше всего от рискованного поведения (например, употребление наркотиков).

Какое воздействие оказывает на ребенка авторитетный стиль родительского воспитания? Ребенок:

  • удовлетворен;
  • обладает высокой степенью самоконтроля;
  • обладает хорошими социальными навыками;
  • уверен в том, что способен научиться новому;
  • имеет меньше шансов развития рискованного поведения.

Ребенок, имеющий авторитетного родителя, умеет приспосабливаться и мотивировать себя – в школе у него, как правило, все хорошо. У него получается создавать и поддерживать близкие дружеские отношения и следовать авторитету.

 

  1. «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ». КАК ОБЩАТЬСЯ?

 

Итак, первое правило: если ребёнок или другой взрослый вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Это о том, что отрицательные и сильные чувства не стоит держать в себе: не следует подавлять гнев, молча переносить обиду, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть вы никого не сможете: ни себя, ни своего ребенка. Ведь через несловесные сигналы, передаются 90% информации о нашем внутреннем состоянии. Через некоторое время чувство прорывается и выливается в резкие слова, действия, аффекты, выливается в соматику и психосоматику.

Как же сказать о своих чувствах ребенку или другому взрослому, что бы это не было разрушительным ни для кого?

Правило второе: когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО лица. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

Существует две формы обращения к другому человеку: «Ты – сообщение» и Я-сообщение».

«Ты-высказывания» нарушают коммуникацию, так как вызывают чувство обиды и горечи у ребенка или у другого человека. У ребенка создается впечатление, что прав всегда родитель. Пример фраз: «Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не выносишь мусор», «Прекрати это делать!»

«Я- сообщения» - более эффективный способ в плане влияния на ребенка с целью изменения поведения, которое родитель не приемлет. В тоже время эти сообщение сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми.

Если человек говорит: «Я волнуюсь, мне обидно, мне не приятно, я хочу, мне нужно», с этим невозможно спорить. А когда он говорит: «Ты грубишь, ты не помогаешь, у тебя нет совести!», сразу же возникает ПРОТЕСТ или СОПРОТИВЛЕНИЕ. Употребляя в своей речи «Я-сообщения», мы передаем собеседнику информационное сообщение, что          НЕ НАМЕРЕНЫ ЗАЛЕЗАТЬ НА ЕГО ТЕРРИТОРИЮ, НАРУШАТЬ ГРАНИЦЫ ЕГО ЛИЧНОСТИ, «УЧИТЬ ЖИЗНИ».

Говорите о своих ЧУВСТВАХ ребенку, взрослому от первого лица, используя «Я-сообщение».  Используйте в своей речи местоимение Я и его формы склонения: мне, меня.

         Существуют две формы обращения к другому человеку: ты-сообщение и я-сообщение.  Ты-сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель («Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не выносишь мусор», «Прекрати это делать»).

               Я-сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми. Если человек говорит: «Я волнуюсь, мне обидно, мне неприятно, я хочу, мне нужно», с этим невозможно спорить. Ему виднее! А когда он говорит: «Ты грубишь, ты не помогаешь, у тебя нет совести», сразу же возникает протест. Употребляя Я-высказывания, мы демонстрируем собеседнику, что не намерены залезать на его территорию, «учить его жить».

               Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Используя «Я-сообщение», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.

Схема «Я-сообщения»

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

«Когда я сталкиваюсь с тем, что…»

  1. Точное название своего чувства в этой ситуации:                                     

«Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.)»

  1. Называние причин этого чувства:

«Потому что…»

  1. Предпочитаемый вами исход:

«Мне хотелось бы, чтобы…»                                                                                                    «Я был бы рад…»

               В общении может использоваться не полная форма «Я-сообщения», а укороченная («Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор», «Когда я вижу грязные руки, у меня мурашки по спине бегают»), Первоочередная цель «я-сообщения» - не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

 

ГЛАВА II.Практические материалы тренинга «Трудный возраст. Как общаться с подростком бесконфликтно»

 

2.1. Этапы тренингового процесса

 

  1. Проведение предтренинговой подготовки

В процессе предтренинговой подготовки был проведен опрос в гугл формах. Цель опроса - прояснить осведомленность тренера об истинных потребностях участников тренинга по данной теме. Участие приняли 56 человек. В результате проведения интервью выявилась проблема неконструктивных отношений с родителей с подростками.

На наш взгляд, чем лучше участники представляют себе формат занятий и возможности тренинга, тем более эффективным будет тренинг для отдельных участников и для группы в целом.

Изучение запросов участников тренинга позволило сконцентрироваться на главном и отказаться от вопросов программы, которые имеют второстепенное значение. Таким образом, родился данный тренинг.

  1. Проведение тренинга

Тренинг состоялась 19 февраля 2021 года  в помещении Муниципального Автономного Учреждения «Дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние»».

Средний возраст участников тренинга – 32 года.  Группа состояла из родителей воспитанников Дворца: мамы, папы, присутствовал один дедушка.

У всех участников тренинга высшее образование. Участники тренинга знакомы друг другом поверхностно. По мнению ведущей тренинга, родители подростков достаточно проявляют интерес к знаниям: читают книги, периодические издания, посвященные воспитанию детей, некоторые посещали тренинги не в первый раз.

Тренинг проводился в кабинете №32 МАУ ДТДиМ «Северное сияние». Площадь помещения примерно 40 квадратных метров.

  1. Планирование посттренинга

Участникам в качестве обслуживания после обучения предложена одна бесплатная консультация в течение 20 минут по видеоконференции. Цель - прояснение вопросов, которые слушатели по каким-то причинам не усвоили  до конца на тренинге или желают расширить свою компетенцию, получив знания из третьего круга информации.

 

 

2.2. Флаер тренинга «Трудный возраст. Как общаться с подростком бесконфликтно»

                                                                                    ТРЕНИНГ

«Трудный возраст. Как общаться с подростком бесконфликтно?»

  «Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!» Ю.Б. Гиппенрейтер

 

Для кого этот тренинг?

  • Для родителей, у которых есть потребность в приобретении знаний и практических навыков, которые помогают лучше общаться с подростками;
  • Для родителей, которые испытывают трудности при общении со своими детьми;
  • Для тех, кто желает общаться бесконфликтно;

Цель тренинга:

  • Построение доверительных отношений с подростком;
  • Изменение стиля и манеры общения родителей с ребенком.

Задачи тренинга:

  1. Развить умение родителей выстраивать безоценочное отношения с детьми;
  2. Приобрести знания и навыки, как смягчать и предотвращать конфликты;
  3. Научить родителей, отмечать психологические особенности поведения подростков, понимать, принимать их и учитывать эти особенности при взаимодействии.

В программе:

  • Мини-лекция «Особенности подросткового возраста. Подростковый кризис».
  • Техника «Я – высказывание» и ее преимущества.
  • Отработка навыков бесконфликтного общения.
  • Как правильно давать обратную связь.

Результаты тренинга:

  • Родители смогут правильно выражать своё недовольство отдельными действиями подростка, а не ребенка в целом, и не его чувствам, какими бы нежелательными или «непозволительными» они были;
  • Отношения с подростком будут более доверительными и плодотворными;
  • Участники тренинга научатся общаться с помощью «Я – высказываний»;
  • Формирование понимания, что такое «трудный возраст», уменьшат количество конфликтов между родителями и подростками.

Дата проведения тренинга: 19 февраля 2021 года, вторник.

Продолжительность тренинга: 2 часа 30 минут, с 19 до 21-30 часов, с перерывом на кофе-брейк 15 минут.  Тренинг состоится в  кабинете №32.

 

 

 

 

2.3. План-сценарий тренинга

План-сценарий тренинга «Трудный возраст. Как общаться с подростком бесконфликтно?»

Структура занятия

Этапы

Содержание

Форма работы и материалы

Время

1 МОДУЛЬ

1.

Начало

Приветствие и представление

 

 

 

Приветствие, представление, основная цель тренинга, разъяснение плана тренинга, озвучивание того чему участники тренинга могут научиться, разъяснение регламента работы.

Бейджики, маркеры

19.00-19.05

2.

Разминка

класса А

Знакомство

 

Упражнение на знакомство №1.

Тренер просит участников по кругу произнести вслух:

·         свое имя,

·         сколько детей,

·         какой возраст детей»,

·         примеры ситуаций взаимодействия с подростком, когда общение закончилось конфликтом.

 

Тренер записывает ситуации на ватмане.

 

Ватман, маркеры

19.05-19.15

3.

 

Сбор ожиданий

Упражнение «Дерево ожиданий» №2

 

Магнитная доска, маркеры, стикеры (цветные бумажки) по 2 штуки на каждого участника и фломастеры и ручки.

 

19.15-19.25

4.

 

Правила

 

Тренер обозначает правила поведения участников.

Видеопроектор

19.25-19.30

5.

 

Актуализация

Упражнение «Почувствуй себя подростком» №3

 

Два стула: большой и маленький, ватман, маркеры, бумажный скотч или магниты.

 

19.30-19.40

6.

Раскрытие темы

Групповая дискуссия

Упражнение №4 «Какой он - подросток?». Ведущий предлагает участникам методом мозгового штурма выделить особенности подросткового возраста. Все варианты, предложенные родителями, записываются на ватмане.

 

 

Ватман, скотч, маркер и магниты.

19.45-20.00

7.

Кофе-пауза

Отдых

 

Вода,

кофейные стаканчики, чай в пакетах,

сахар кусковой, конфеты,

печенье,

салфетки,

чайник,

урна.

20.00-20.15

2 МОДУЛЬ

 

 

8.

Разминка

класса Б

Разминка

Упражнение «Фруктовый салат» №5

 

20.15-20.20

9.

Раскрытие темы

Мини- лекция

 

 

Особенности подросткового возраста. Подростковый кризис.

Видеопроектор.

План мини-лекции.

20.20-12.25

Мостик    к упражнению «Ситуации»

 

 

В результате кризиса неминуемо возникают конфликты между подростком и родителями. Сейчас мы рассмотрим, как же можно их решить.

 

 

11.

Теория

Формы сообщения: «Я – высказывание» и «Ты – высказывание».

Чем отличаются?

Преимущества «Я – высказывания».

Цель «Я – сообщения».

Схема «Я – сообщения»

Видеопроектор

20:25-20:30

12.

Практика.

Отработка.

Упражнение №6 «Ситуации»

Тренер раздает участникам заранее заготовленные листы А4 с таблицами, маркеры или ручки. Участники работают индивидуально. Заполняют графы «Ваше чувство» и «Я – сообщение». Тренер демонстрирует таблицу чувств на видео проекторе. После истечения отведенного времени на выполнение задания, один из представителей группы озвучивает задание. Остальные участники проверяют правильность выполнения задания.

Обсуждение.

Выводы.

Мостик.

Заранее заготовленные листы А 4 с таблицами к упражнению №6, схема «Я – высказывание».  Ручки, планшеты.

20:30-21:00

15.

 

Практика.

Отработка.

Упражнение №7 «Перефразировать высказывание»

Ведущий делит участников на 3 группы по 4-6 человек, им раздают по 2 фразы «Ты – высказываний» и просит переформулировать «Ты – высказывание» в «Я – высказывание», далее один представитель группы вслух озвучивает результат. Тренер делает обобщение на доске, в результате получается групповая работа.

Заранее заготовленные варианты «Ты – высказываний», литок чистой бумаги, ручка, образец переформулировки  «Ты – высказывания» в «Я-высказывания».

21.00-21.20

16.

Подведение итогов тренинга

Завершение тренинга

Итоговый шеринг.

Речь тренера в завершение тренинга.

Получение обратной связи от участников. Заполнение анкет.

Анкеты обратной связи, ручки.

21.20-21.30

 

 


2.4. Основное содержание тренинга

1 модуль. Приветствие, знакомство, ожидания, актуализация

Цели модуля:

Данный модуль направлен на знакомство тренера и группы, организацию рабочего пространства и правил, а также выработку понимания участниками актуальности проблемы бесконфликтного общения с подростками. Понимания того что, не зная истинных мотивов поведения подростка, почему он себя так ведет, и не зная, как выстроить с ним доверительные отношения, приводит к последствиям как испорченные отношения, утрата обоюдного доверия, развитие конфликтных ситуаций и даже увольнение.

Задачи модуля:

  • Актуализировать проблему отсутствия доверительных отношений между родителями и подростками,
  • Выработать понимание того, чтобы общаться с подростком бесконфликтно нужно следовать определенным правилам и ставить себя на место подростка, проявлять сочувствие и сострадание.

Упражнение: «Почувствуй себя подростком» №3

Упражнение задает проблематику тренинга, актуализирует проблему, выявленную предтренинговыми исследованиями.

Цель упражнения: дать участникам представление, почему возникает недопонимание между родителями и подростками, каково быть подростком.

Основная форма контроля: подведение итогов упражнения, рефлексия.

Упражнение «Какой он - подросток?» №4

Цель упражнения: выделить особенности подросткового возраста.

Основная форма контроля: подведение итогов упражнения, заслушивание мнений, рефлексия.

 

2 модуль. Раскрытие темы

Цели модуля: формирование навыка правильного общения с помощью «Я – высказывания».

Задачи модуля:

  • получить базовые знания о подростковом возрасте, подростковом кризисе, стилях воспитания;
  • развить умение родителей выстраивать безоценочные отношения с детьми;
  • приобрести знания и навыки, как смягчать и предотвращать конфликты;
  • Научить родителей, отмечать психологические особенности поведения подростков, понимать, принимать их и учитывать эти особенности при взаимодействии.

 

Теория подается в виде мини-лекции. Участники получают знания о подростковом возрасте, о подростковом кризисе, о стилях воспитания, о том, что такое «Я –высказывание», и чем оно отличается от «Ты – высказывание», о том, как правильно давать обратную связь.

 

Упражнение «Ситуации» № 6 (отработка):

 Цель упражнения: научиться акцентировать внимание на своих чувствах, отделять их от мыслей и внешнего мира.

Основная форма контроля: наблюдение, заслушивание мнений, контроль результатов мини групповой работы и обсуждения, приобретение навыков.

Упражнение «Перефразируй высказывание» №7

Цель упражнения: дать возможность участникам группы осознать те чувства, которые возникают у человека, когда к нему обращаются с «Я - высказыванием» и «Ты-высказыванием» и сравнить их.

Основная форма контроля: наблюдение, заслушивание мнений, контроль результатов мини групповой работы и обсуждения, приобретение навыков

 

 

2.6. Роль тренера

Во время тренинга ведущая старалась вести себя естественно и эмоционально стимулировала участников процесса обучения - собственным поведением показывала, как и что может делать каждый участник тренинга.

 В течение всего тренинга, проявляла по отношению к участникам дружеские чувства, симпатии, поддержку, признание и ободрения. В основе такого поведения тренера - личная теплота, принятие участника таким, каков он есть, действительный интерес к его личности. Слушатели воспринимали автора тренинга,  как чуткую, заботливую, симпатичную, теплую, открытую и дружелюбную личность.

На протяжении всего тренинга, ведущая структурировала групповой процесс: задавала границы, предлагала правила игры и устанавливала нормы, связанные с целями группы, стилем работы, последовательностью различных действий и т. д. Посредством структурирования тренер регулировала темп продвижения группы и определяла, когда нужно прекратить те или иные действия участников.

Также важная роль тренера расставлять акценты, которые могут быть важны и полезны в поиске участниками ответов на свои вопросы, проявлять гибкость, позволяющую менять программу и подстраиваться под уникальность каждого участника и группы в целом.

Так же ведущему помогли такие личностные качества как

  • концентрация на участниках, желание и способность ему помочь;
  • открытость к отличным от собственных взглядов и суждений, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности
  • уверенность в себе, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • Богатое воображение, интуиция;
  • Толерантность

Большую роль сыграли также профессиональные качества как

- профессиональная подготовка к тренингу;

- общие представления о групповой динамике;

- знания об основных методах ведения тренинга;

-владение методологией проведения тренингов;

- знания, умения и навыки полученные в результате учебы и применяемые в области работы с трудными участниками.

 

  1. Особенности группы участников тренинга

Присутствующие слушатели на тренинге были женщины – это матери подростков, посещающих творческие объединения ДТДиМ, мужчины – отцы подростков и один дедушка. Группа участников тренинга состояла из 21 человека.

 Средний возраст участников – 32 лет. Подростки этих родителей занимаются во Дворце творчества год и более.

 Степень знакомства друг с другом – поверхностная. Образование участниц тренинга у всех высшее.

На вопрос «Что делаете для того чтобы получать новые знания о взаимотношениях с подростками?» участники дали такие ответы как:

- Читаю книги по данной теме;

- Получаю информацию от коллег, знакомых;

- Обучаюсь самостоятельно на разных порталах в Интернете;

Тренер, пообщавшись с этими людьми, составил о них свое мнение как об умных, интересных, стремящихся к развитию сотрудниках.

Групповая динамика на тренинге в целом была положительная. Тренеру удавалась следить за процессами, протекающими внутри группы.

«Трудных» участников было двое:  Елена и Ольга, которые выступали в качестве экспертов. Это выражалась в том, что они чаще других задавали вопросы, высказывали свое мнение, поддерживали дискуссию.

Тренер расположил к себе «трудных» участников путем подачи теоретического материала из третьего круга информации, тем самым удовлетворив потребности и запросы этих участников. Периодически автор программы обращалась к мнению этих участников как экспертов. В результате выше перечисленные участницы задавали ритм, тон и настроение, желание принимать знания в группе.

  1. Коротко о ходе тренинга

В целом автор оценивает, что тренинг прошел достаточно хорошо. Также тренер доволен динамикой группы и своей работой, но также были и ошибки.

Также тренер следил за тем, чтобы грамотно, своевременно делать «мостики» к следующим модулям тренинга, помогал с помощью вопросов участникам сделать самим выводы.

Обязательно на каждом этапе автор тренинга старалась получать обратную связь от участников и делать корректировки в проведении тренинга.

Самой главной своей ошибкой автор считает то, что отклонялся от плана-сценария тренинговой программы в плане затягивания блоков с теорией вместо запланированных 20 минут.

Предлагаю вниманию обобщенные результаты письменной обратной связи участников пилотного тренинга.

Участникам предлагалось оценить по шкале от одного балла до пяти баллов следующие вопросы:

  1. Как Вы оцениваете свою работу на тренинге? Средний балл – 4,7
  2. Оцените полезность тренинга для Вас? Средний балл – 5,0
  3. Оцените, пожалуйста, работу тренера. Средний балл – 5,0
  4. Что Вам понравилось больше всего?
  5. Оцените качество раздаточного материала. Средний балл – 5,0
  6. Насколько все было ясным и понятным для Вас? Средний балл – 4,83
  7. Насколько мне было интересно? Средний балл – 5,0
  8. Насколько для меня был комфортным для меня темп занятий? Средний балл – 4,83
  9. Какие навыки Вы приобрели и наработали?
  10. Планируете ли Вы их применят в жизни?

На вопрос, что вам понравилось больше всего, участники представили следующие ответы:

- «Преимущество «Я – высказываний»»;

- «Работа в команде и озвучивание результатов»,

- «Разбор на примере метода общения «Я – высказывания»»

- «Общение с людьми»

- «Раздаточный материал»;

- «Разбор практических ситуаций»;

- «Общение и чай с конфетами»;

- «Живое общение, дружелюбность участников, активность, информационность»

На вопрос: «Какие моменты тренинга были для Вас наиболее интересными?» получены следующие ответы:

- «Изменилось отношение к подростку, осознала свои ошибки»,

- «Интересной была информация о подростковом возрасте, о поведенческих реакциях подростков»;

- «Понравились техника «Я – высказывание»»

На вопрос: «Какие навыки Вы приобрели и наработали?» участники в анкетах обратной связи написали следующее:

- «Правильно строить сообщения»

- «Следить за своими словами. Думать о последствиях перед тем, как говорить»;

- «Выстраивать более позитивные диалоги с ребёнком»

В ответ на просьбу написать откровенный отзыв о тренинге в свободной форме тренер получил довольно хорошие отзывы.

Некоторые из них приведены ниже.

«Позитивный, доброжелательный человек, располагает к себе, знает свое дело, очень интересно слушать, доступно доносит информацию, хотелось бы встретиться еще не раз!»

 «Весь материал и вся информация были в доступном виде и простой ясной форме. Очень понравилось. Было интересно и полезно. Постараюсь все полученные знания и навыки применять на практике. Спасибо Вам большое за отличный тренинг!»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Тренинг нужен для того чтобы

  • Тренинг помогает отследить (через обратную связь) успешные и неуспешные навыки использования новых техник общения и выражен6ия своих чувств;
  • Тренинг формирует установки: "Развитие навыков - это хорошо!", "Ты можешь это делать ещё лучше!", "Смелее двигайся вперёд!"
  • Хотя тренинг и не даёт 100% автоматизации навыков (для этого нужно как минимум 21 день регулярных тренировок), он формирует позитивную модель действий работы с родителями подростков и не только подростков, а также  начальные шаги формирования навыка, имея которые, человек уже самостоятельно может развивать все необходимые навыки успешных коммуникаций и действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. «Общаться с ребёнком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ACT, 2008
  2. Книга для неидеалъных родителей, или Жизнь на свободную тему. / Ирина Млодик.(Родительская библиотека). — М.: Генезис, 2009. 3-е изд. — 232 с.

3.Как любить ребёнка / Януш Корчак. Издательство «Книга», 1980

  1. Воспитание без стресса / Марвин Маршалл. Издательство «Эксмо». 2013
  2. Что такое чувства? / Оскар Бренифье. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2011
  3. Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей / Ирина Млодик. Издательство «Феникс», 2013

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

  1. Описание упражнений тренинга:

 

Упражнение на знакомство №1

 

Цель упражнения: знакомство, запоминание имен участников, снижение напряжения в группе;

Участники: количество участников 6-14 человек

Время проведения: 5 минут

Материал:

Инструкции:

Участники тренинга сидят в кругу и представляются по очереди, назвав свое имя, количество детей в семье, возраст детей, а также примеры ситуаций взаимодействия с подростком, когда общение закончилось конфликтом.

Тренер записывает ситуации на ватмане.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, в чем причина того, что не получилось договориться с подростком?
  • Этого достаточно чтобы подросток начал прислушиваться?
  • А что нужно сделать для этого?

Вывод: участники тренинга познакомились и понимают, что многие люди сталкиваются с трудностями подросткового возраста, которое приводит к конфликтам и скандалам. В течение двух с половиной часов мы будем разбираться, что делать с этим.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Дерево ожиданий» №2

 

Цель упражнения: обсудить, какую ответственность за реализацию ожиданий берет на себя тренер и что возлагается на участников.

Участники: количество участников 6-14 человек

Время проведения: 10 минут

Материал: ватман, маркеры, ручки шариковые, (по 2 штуки на каждого участника)

Инструкции:

Тренер раздает участникам по два листочка и дает задание: в течение 2 минут написать на одном листочке (называется цвет) свои ожидания от тренинга, и еще на одном -  свои опасения (в итоге, каждый участник напишет 1 ожидание и 1 опасение).

После того, как задание выполнено, участники приклеивают на одну сторону кроны дерева свои ожидания, а на другую сторону – опасения. Затем ведущий читает ожидания и опасения и комментирует, за что он берет ответственность на себя, а за что будет отвечать группа.

Вывод: тренер показывает участникам, что и на них лежит ответственность за успешность тренинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Почувствуй себя подростком» №3

 

Цель упражнения: дать участникам возможность почувствовать себя в роли подростка.

Участники: количество участников 6-14 человек

Время проведения: 10 минут

Материал: Два стула: большой стул и детский стул.

Тренер ставит рядом два стула – большой и маленький. Затем ведущий вызывает добровольцев и просит одновременно усидеть на их. Один стул олицетворяет детство, другой – взрослую жизнь.

Спросить об ощущениях.

Говорят, что подросток – это человек, сидящий на двух стульях. Вот вы и представили каково сидеть одновременно на двух стульях – одном большом, другом - маленьком, детском стульчике. Не очень удобно получается. Состояние – вроде уже не ребенок, но все еще не взрослый. На лицо или неожиданно взрослое поведение с соответствующими запросами и потребностями или возврат в беззаботное детство.

В конце проводится обсуждение: 

 -  Как Вам?
  - Какие у Вас были ощущения? 
  - Удобно ли было сидеть?
  - Как вы думаете, может быть кому-то другому выло все-таки удобно 

     усидеть на этих разных стульях одновременно?

«Мостик» к следующему упражнению:

Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать об особенностях подросткового возраста, о том, в чем нуждается подросток (знать его потребности) и как как е себя вести с ним.

 

 

 

Упражнение «Какой он – подросток?» №4

 

 Цель: выйти за грани привычного мышления, самостоятельно исследовать эту область знаний, генерировать идеи. Также увеличивает групповую сплоченность.

Участники: количество участников 6-14 человек

Время проведения: 15 минут

Материал:

Инструкции:

Тренер предлагает участникам разделиться на группы и методом мозгового штурма выделить особенности подросткового возраста. Все варианты, предложенные участниками, записываются на ватмане.

 «Мостик» к мини-лекции:

Очень важно понимать особенности подросткового возраста, физиологию подросткового организма, ведущую деятельность, особенности развития личностной и социальной сферы, что такое кризис, как он проявляется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Фруктовый салат» №5 (Разминка)

 

Цель: встряхнуть группу после кофе-брейка

Участники: количество участников 6-14 человек

Время проведения: 5 минут

Инструкции: Описание. Вся группа сидит в кругу. Тренер просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины».

После того как это будет сделано, тренер говорит «поменяться местами всем «бананам» — и все «бананы» должны встать и найти себе новое место.

Пока все меняются местами, тренер может занять чье-то место, и этот человек становится новым водящим, который просит поменяться местами все «яблоки», «мандарины» и т.д.

Если ведущий говорит «фруктовый салат», то местами меняются все.

Вывод: группа встряхнулась и готова к дальнейшему обучению.

 

«Мостик» к мини-лекции «Трудный возраст»:

Очень важно понимать особенности подросткового возраста, физиологию подросткового организма, ведущую деятельность, особенности развития личностной и социальной сферы, что такое кризис, как он проявляется.

 

«Мостик» к упражнению «Ситуации»:

В результате кризиса неминуемо возникают конфликты между подростком и родителями. Сейчас мы посмотрим, как же их можно решить.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Ситуации» № 6 (отработка):

 

 Цель: научиться акцентировать внимание на своих чувствах, отделять

их от мыслей и внешнего мира.

Участники: количество участников 6-14 человек

Время проведения: 30 минут

Материал: заранее заготовленные листы А4 с пустыми таблицами к упражнению и схемой «Я – высказывание», планшеты, ручки.

Инструкции:

Участники работают индивидуально. Тренер раздает заранее заготовленные листы А4 с таблицами к упражнению, шариковые ручки и планшеты.  Группа заполняет графу «Ситуация». Ситуации списываются с ватмана, который заполнил ведущий в начале тренинга при знакомстве. Также заполняются графы «Ваше чувство». Тренер демонстрирует для помощи участникам таблицу чувств. Заполняется графа «Я – сообщение» по схеме. Схема в раздаточном материале и на экране видео проектора.

Обсуждение:

  • Поделитесь своими мыслями, выводами?
  • У кого как получилось выполнить это задание?
  • С какими трудностями столкнулись?

Выводы: очень важно понимать, что первоочередная цель «Я – сообщения» - не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности. В такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

 «Мостик» к упражнению «Перефразируй высказывание»:

Очень важно закрепить навык выражать свои чувства «Я – сообщениями»

 

 

 

 

Упражнение «Перефразируй высказывание» №7

 

Цель: дать возможность участникам группы осознать те чувства, которые возникают у человека, когда к нему обращаются с «Я - высказыванием» и «Ты-высказыванием» и сравнить их.

Участники: количество участников 6-14 человек

Время проведения: 20 минут

Материал: заранее заготовленные листы с ты высказываниями, ручка, планшет.

Инструкции:

Ведущий делит участников на 3 группы по 4-6 человек. Раздает им, заранее приготовленные фразы «Ты – высказываний» и просит переформулировать в «Я – высказывание». Далее один из представителей от группы вслух озвучивает результат. Тренер делает обобщение на доске. В результате получается групповая работа.

Обсуждение:

  • В чем различие между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием»?
  • В каких случаях «Я-высказывание» уместно и эффективно? В каких –

нет?

  • Все ли чувства можно выразить с помощью «Я-высказывания», есть

ли такие, которые родитель должен скрывать от подростка или стыдиться их?

  • Может ли «Я-высказывание» родителя обидеть ребёнка?
  • Не противоречит ли «Я-высказывание» правилам хорошего тона?
  • В чем разница между высказыванием чувств и высказыванием

мыслей и оценок?

  • Почему человеку труднее говорить о своих чувствах, чем об

оценках или мыслях? Что эффективнее в общении с подростками: первое

или второе?

  • «Я-высказывание» - кому оно нужно больше: родителям или подросткам?
  • Как надо реагировать на «Я-высказывание» подростка?
  • Как быть, если «Я-высказывание» не дает ожидаемого эффекта и

конфликт остается?

Вывод: участники тренинга осознали свои чувства, которые возникают у человека, когда к нему обращаются с «Я - высказыванием» и «Ты-высказыванием» и сравнили их, научились перефразировать «Ты – высказывания» в «Я – высказывание».

 

 

 

 

  1. Бланк анкеты обратной связи.

                                        Анкета обратной связи

  1. Уважаемые участники, прошу Вас ответить на вопросы анкеты, для того чтоб в последующем сделать данный тренинг лучше.
  2. Ф.И.О. ________________________________________________________________________________
  3. Ф.И.О. ребенка _________________________________________________________________________
  4. Наименование творческого объединения, которое посещает ребенок: ___________________________ _______________________________________________________________________________________
  5. Название тренинга ______________________________________________________________________
  6. Уважаемые участники тренинга, пожалуйста, поставьте свои оценки от 0 до 5:
  7. (5 - отлично, 4 - выше среднего, 3 - нормально, 2 - ниже среднего, 1 - плохо).
  8. Как Вы оцениваете свою работу на тренинге? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Оцените полезность тренинга для Вас: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Что Вам понравилось больше всего? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Какие моменты тренинга были для Вас наиболее интересными___________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Какие навыки Вы приобрели и наработали? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  13. Планируете ли Вы их применять в жизни? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  14. Оцените, пожалуйста, работу тренера ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  15. Насколько все было ясно и понятно? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  16. Напишите в свободной форме откровенные отзыв о тренинге:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Спасибо большое!


 

2.3.Раздаточный материал для участников тренинга

 

Первоочередная цель «я-сообщения»  - не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

         Схема «Я-сообщения»:

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:  Когда я сталкиваюсь с тем, что…..
  2. Точное название своего чувства в этой ситуации:

«Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.)»

  1. Называние причин этого чувства:

«Потому что…»

  1. Предпочитаемый вами исход:                                                  

«Мне хотелось бы, чтобы…»                                                                                                    «Я был бы рад…»

 

 

Упражнение «Ситуации»

 

Ситуации

Ваше чувство

«Я – сообщение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение  «Перефразировать высказывание»

 

Вариант №1

 

«Ты – высказывание»

«Я – высказывание»

Ты никогда меня не слушаешь!

 

 

 

 

 

Ты вечно хамишь!

 

 

 

 

 

 

Вариант №2

«Ты – высказывание»

«Я – высказывание»

Ты всегда ужасно себя ведешь!

 

 

 

 

 

Ты всегда без спроса берешь мою косметику!

 

 

 

 

 

 

Вариант №3

«Ты – высказывание»

«Я – высказывание»

Ты опять врешь! Лжец!

 

 

 

 

 

Ты должен слушаться родителей и учителей!

 

 

 

 

 

  Перейти к  публикациям для педагогов  

ТАБЛИЦА ЧУВСТВ

2.4. Правила группы

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ТРЕНИНГЕ:

  1. Приходить вовремя;
  2. Отключать мобильный телефон;
  3. Правило активности;
  4. Здесь и сейчас;
  5. Конфиденциальность;
  6. Перебивать друг друга нельзя;
  7. Принцип доброжелательности;
  8. «Я – высказывания»

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.