ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Блохина Алена Николаевна

Учитель-дефектолог

МБДОУ «ДСОВ №32 «Пчелка»

Россия Кемеровская область Город Юрга

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ № 32 "ПЧЕЛКА"

ЭССЕ

Легко ли быть учителем-дефектологом?

БЛОХИНА АЛЕНА НИКОЛАЕВНА

ЮРГА

Кто они, родители ребенка с особыми образовательными потребностями? «Особые образовательные потребности» - так сейчас принято говорить? Инвалиды обидно, ОВЗ слишком широкое понятие. Но как бы мы не называли «особых детей», какие бы слова не употребляли в обиходе, суть остается неизменной. Мы имеем дело в первую очередь с семьей, с «особенной семьей». К чему я о детях? К тому, что уже 3 –й год я плотно занимаюсь проблемой обучения и воспитания особенных детей. Долго работала с категорией РАС, теперь пришла очередь – ЗПР.

 «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Вот и мне родители заложили ответственность, сострадание и желание помочь там, где никто особо не стремится и не хочет помогать. Важно понимать, что период детства значим тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть временной отрезок подготовки к следующему этапу взросления. Поэтому – все, что я могу сделать на дошкольном этапе развития своих воспитанников, я сделаю.

Как пришла в свою профессию, даже не задумывалась. Думаю, пример мамы, которая уже 30 лет в образовании, до сих пор работает. Меня особо не воспитывали. Я как раз из поколения 90-х, когда родителям было не до нас. В то время проблем и забот хватало, надо было на хлеб заработать, чтоб было, что поесть. А на присмотр и воспитание уже ни сил, ни времени не оставалось. Вот и росли сами по себе, как трава. Хорошо сознательность и ответственность заложили еще до 7 лет, не упустили момент. Так наше поколение и выросло!

Так выросла и я. Все, что в жизни имею,  и чего достигла, заслуга моя! И, конечно, женский пример. Педагогика шла рядом со мной, с нашей семьей. Садовские дети, так называемых неблагополучных семей, часто гостили у нас с пятницы на субботу – по причине того, что родители просто забывали из забрать. А мама сердобольно старалась помочь, согреть и успокоить. Еще в то самое время, я говорила себе, что никогда не свяжу жизнь с детским садом. Знала бы я тогда?

Так, в принципе и было. В педагогику я не пошла, хотя и институт закончила педагогический. Но проблем личного плана было достаточно, поэтому волею судьбы или интуитивно, но я попала в психологи, где прошла жёсткую школу людского горя, издевательства и психического нездоровья. Так пошла по этой дороге измененного сознания людей. В конце концов поняла, что взрослый человек с психическими отклонениями или слабоумием уже никогда не будет развиваться, как личность. Поэтому, в один день, было принято мною решение переквалифицироваться в специалиста учителя-дефектолога для работы с особыми детьми. Так я попала в детский сад. Детям можно помочь, их можно развить, социализировать, вывести на свой уровень, чтобы помочь жить в нашей тяжелом, грубом мире, где еще не скоро примут особых детей, и еще долго будут отворачивать взгляд в сторону, чтобы скрыть свою брезгливость и раздражение.

Поэтому я занимаюсь тем, чем не особо ходят и стремятся заниматься молодые люди. Делаю и работаю учителем-дефектологом, потому что не боюсь, потому что умею и на данном этапе моей жизни – не перегорела.

Дети детьми, но нельзя забывать и про родителей таких особых детей. Это, говоря красивым научным языком. Любая коррекционная программа для детей с особенностями развития рассматривается во взаимосвязи с различными формами помощи родителям.

Ни одна, даже самая лучшая, коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе. Мне как специалисту трудоемко играть в одни ворота по всем направлениям, поэтому без взаимодействия с родителями просто не обойтись. Здесь мне помогает опыт, как дефектолога, так и психолога. Бывают такие родители, что не знаешь – на какой козе  к ним подъехать. Есть главная составляющая семьи - мама, та самая «рябинка, от которой как бы мы не хотели – апельсинки не родятся».

Работа специалиста с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя на место родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Вот здесь действительно нужно время, чтобы тактично прощупать маму или папу. Со временем картинка часто меняется, и часто отличается от той, что мы получаем на первоначальном этапе взаимоотношений.

Важно консультировать и поддерживать семью, а также сообщать любую информацию в щадящей, не травмирующей их чувства, форме. Это да! Нужно 10 раз подумать, прежде чем сказать. Но говорить надо. Да, обиды случаются, да реальная картинка не всегда радужна, да ожидания не всегда оправдываются, но, кто, как не мы можем помочь родителю, показать реальность, помочь снять «розовые очки». Вот с очками бывает сложно. Часто родителю легче жить в иллюзии, в придуманном мире. И здесь мы не в силах надавить и повлиять. Потому как принятие «особого ребенка», это как проживание всех стадий горя, нельзя перепрыгнуть на следующий этап, не пройдя предыдущий. А сколько на это понадобиться маме или папе времени, сил, зависит не от нас.

Линии взаимодействия с родителями могут быть различными. Есть «родитель — зритель», ему все интересно, а есть «наблюдатель», критичный, задающий вопросы, тот, с которым будет в дальнейшем интересно работать специалистам. Кроме того, встречаются родители — исполнители, участники, инициаторы и организаторы. С каждым из них нужно суметь выстроить взаимодействие.

Не нужно пытаться найти «скелеты в шкафу» семьи с «особым ребенком». Это не моя задача. Моя задачи стать другом, вызвать доверие, показать авторитет, успокоить маму в первую очередь, чтобы направить ее, наконец, по направлению к ее ребенку.

Перейти к  публикациям для педагогов  

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.